![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Сонаты фредерика ШопенаСтр 1 из 4Следующая ⇒
БАЛЛАДЫ ФРЕДЕРИКА ШОПЕНА [Фортепианные] баллады – это новый жанр эпохи романтизма, унаследовавший типич-ные черты литературной баллады. У Шопена четыре баллады. Иногда баллады Шопена связывают с сюжетами баллад Мицкевича. Шопен – создатель жанра фортепианной баллады. Этот жанр впоследствии продол-жили Ф. Лист, Э. Григ, И. Брамс и другие композиторы.
Общие черты баллад Шопена: 1) одночастная композиция с опорой на сонатную форму; 2) соединение эпического, драматического и лирического начала; 3) в балладах №1, №2 и №4 – трагический конец.
Баллада №1 (g-moll)написана Шопеном в 20 лет (1830 г.), после подавления польского восстания. Это сочинение с трагическим концом. В основе сонатная форма, но конфликт между ГП и ПП раскрывается постепенно. Форма – сонатная с зеркальной репризой (в репризе сначала ПП, а потом ГП). Все главные темы баллады – вальсовые.
Схема разбора формы: 1. Задумчивое, мрачное вступление, в его основе гармония IIb (As-dur). 2. Экспозиция: 1) ГП – лирический вальс без сильного баса, 2) СП – вальсовое кружение, 3) к СП примыкает ЗП. 3. Разработка представляет собой 2 волны: 1) начинается с проведения ГП в a-moll – доминантовый органный пункт, напря-жение прорывается в ПП (E-dur), 2) вальс-скерцо. 4. Реприза: 1) ПП (Es-dur), 2) ЗП, 3) ГП – доминантовый органный пункт. 5. Прорыв в коду (Presto con fuoco). В последних тактах гневные пассажи, в конце – хроматическая гамма. СОНАТЫ ФРЕДЕРИКА ШОПЕНА Шопен написал 3 сонаты. По форме это классические циклы, насыщенные новым ро-мантическим музыкальным содержанием. По времени создания сонаты Шопена разделены десятилетиями: соната №1 (c-moll, 1827-1828) – это ранняя соната, соната №2 (b-moll, 1837-1839), соната №3 (h-moll, 1844-1845) – самая монументальная из всех сонат Шопена, но не столь трагичная, как соната №2.
Соната №2 – монументальный трагический цикл, сродни Героической симфонии Бет-ховена: и в симфонии, и в сонате медленная часть – это траурный марш. Траурный марш b-moll Шопен написал в 25 лет, за два года до начала работы над сонатой. Эта музыка потрясла современников, и позже весь замысел сонаты вырос из этого марша, который стал центральным образом смерти и скорби. Композиция цикла больше напоминает симфонию, чем сонату. В сонате 4 части. I часть (b-moll) – драматическое сонатное allegro с зеркальной репризой: 1) Тема вступления (патетический возглас на ум. 7 и D76). 2) Экспозиция: а) ГП полна смятения, напоминает взволнованную речь; б) ПП – типичный для Шопена образ возвышенного хорала. Тема ПП достигает кульминации. 3) Разработка – развитие очень напряженное и трагичное. 4) Реприза начинается с ПП. 5) Кода – шквал энергии. Кода основана на интонации ГП, но гармонически B-dur вселяет надежду на победу над мраком. II часть (es-moll) – скерцо, образ злой энергии. Сложная трехчастная форма, главная тема демоническая, агрессивная. Средний эпизод –мечтательный лирический вальс. Далее следует реприза главной темы. В коде – отдаленное воспоминание о вальсе. (Часть закан-чивается на тонике Ges-dur.) III часть (b-moll) – траурный марш. Сложная трехчастная форма. Если у Бетховена в IV часть – это мрачный возвышенный эпилог совершившейся трагедии. В финале господствует один образ все сметающего адского вихря. [Поразительна простота фортепиан-ной фактуры (строго выдержанные октавные пассажи).] А. Рубинштейн слышал в финале вой ветра над могилами. [Современный пианист Виктор Мержанов, оспаривающий эту точку зрения, считает, что «философскому содержанию сонаты больше соответствует другой образ – “реки забвения”, мифологической Леты, в которую погружаются души умерших». Цит. по изд.: «Российский музыкант», №2 (1232), март 2005.]
|