![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Действительности
Познание человеком объективной действительности есть сложный и противоречивый процесс, в котором чувственное 1и логическое отражение составляют необходимые стадии или ступени. Чувственное и логическое взаимосвязаны в этом едином процессе познания; они объединены практикой как критерием истины и источником познания. Таковы вкратце основные положения марксистско-ленинской теории познания. Метафизический характер односторонне эмпирического или рационалистического толкования процесса познания впервые преодолен именно этой теорией с ее идеей практики как критерия истины и источника познания. Как домарксовский метафизический материализм, так и современный естественнонаучный материализм не выходил и не выходит за пределы натуралистического толкования человека как изолированного от общества естественного индивида (организма). Марксистско-ленинская философия применяет исторический материализм в объяснении общественной сущности человеческого сознания и познания, вскрывая роль труда и языка, потребностей общественного производства и производственных отношений между людьми в процессе познания объективных законов природы и общества. Познавательная деятельность человека как организма неразрывно связана с общественными отношениями и практикой, определяющими эту деятельность в разных связях и отношениях. Естественно поэтому, что самым главным и общим вопросом современной материалистической теории познания является вопрос о единстве процесса познания, о взаимосвя- зях в его целостной структуре чувственного, логического и практического, их объединения на почве практики. Напомню в этой связи важнейшие мысли Ленина, высказанные им в конспекте книги Гегеля «Наука логики». Ленин писал: «От живого созерцания к абстрактному мышлению и от него к практике — таков диалектический путь познания истины, познания объективной реальности»1. Развивая эту же мысль, Ленин далее отметил: «Практика выше (теоретического) познания, ибо она имеет не только достоинство всеобщности, но и непосредственной действительности».2 Именно поэтому практика есть внутренне необходимый завершающий момент процесса познания, определяющий не только его эффект, но и единство «всеобщности» мышления с «непосредственной действительностью» чувственного отражения. С этих позиций логика всего процесса познания охватывает все три ступени познания в их взаимосвязи на почве практики. Можно сказать, что по отношению к этой логике каждая ступень познания является только частью, которую нельзя понять вне и безотносительно к этому целому, т. е. единству всего процесса познания. В данном случае мы имеем в области познания определенное соотношение частей и целого, их диалектику. Целое образуется из частей, но вместе с тем определяет каждую из них закономерными взаимосвязями. Но из диалектики известно, что по отношению к составляющим его компонентам и часть является относительно целым, своего рода структурой, в которой каждый из компонентов занимает определенное место. Это вполне оправдывает себя в отношении рационального или логического познания. Хотя оно имеет своим источником чувственное познание, а само неизбежно развивается в сторону практики, проверяясь и развиваясь в практике, тем не менее составляет относительно самостоятельное целое. Все логические операции (анализ и синтез, индукция и дедукция, систематизация и классификация и т. д), все категории мышления, отражающие объективные существенные взаимосвязи: причинно-следственные, функциональные и т. д., все формы логического мышления взаимосвязаны, взаимопроникают друг друга; явления рационального познания определяются законами мышления, отражающими объективные законы природы и общества. Ни у одного из философов-марксистов не возникает сомнения в том, что рациональное познание следует рассматри- ---------------
|