![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
С. В. К р а в к о в. Глаз и его работа, стр. 261.
При анализе одновременного цветового контраста нужно иметь в виду, что в обычных условиях жизни имеется не только цвет объекта и цвет фона, на котором он расположен, но и общий цвет освещения (особенно при переходе от ночи к утру, от дня к сумеркам). Цветной свет (освещение) усложняет явление цветового контраста. Установлено, что глаз дифференцирует цвета объекта, фона и освещения, причем может различить цвет, падающий от источника света на данную поверхность предмета, и цветной свет, отражаемый этой поверхностью. Это различение протекает также по типу одновременного цветового контраста. Последовательный цветовой контраст представляет собой изменение в цветовом тоне ощущения, возникающего в результате предшествующего раздражения глаза другим цветовым раздражителем. При этом контрастные явления протекают в виде последовательных образов цветоощущения. Время зрительного ощущения определяется по разности во времени между моментом воздействия на глаз светового раздражителя и моментом возникновения соответствующего зрительного ощущения. В среднем это время равняется приблизительно одной десятой секунды. Для более сильных световых раздражителей эта величина является меньшей, дли слабых — время зрительного ощущения увеличивается. Но эта величина характеризует лишь время возникновения зрительного ощущения, а не его продолжительность. Пока раздражитель ощущения действует на глаз, он продолжает видеть. Скорость возникновения и развития ощущений во времени зависит от длины волны. Установлено, что скорость нарастания ощущений синего цвета наименьшая. Затем в порядке нарастающей скорости идут ощущения зеленого, желтого, оранжевого. Наибольшей скоростью характеризуются ощущения красного цвета. Найдено также, что утомляющее действие различных цветов на глаз неодинаково: наибольшее утомление вызывает сине-фиолетовый цвет, наименьшее — красный и зеленый. Подобно тому, как зрительное ощущение возникает не сразу с действием раздражителя на глаз, так оно и не исчезает сразу при прекращении действия этого раздражителя на глаз. Время продолжительности зрительного ощущения большее, нежели время действия раздражителя, гак как после прекращения действия раздражителя некоторое время продолжается последействующее ощущение в виде последовательных образов. В течение всего времени, идущего на исчезновение из глаза Раздражающих продуктов распада светочувствительных веществ, на восстановление их запаса, на возвращение нервных центров к исходному состоянию, человек ощущает некоторый след от предыдущего раздражения в виде последовательного
образа. Положительным последовательный образ является тогда, когда мы продолжаем ощущать ранее действовавший раздражитель без контрастных изменений — таким, каким он был на самом деле по светлоте и форме. На положительных последовательных образах основано восприятие кинофильмов. На наш глаз действуют отдельные кадры, между которыми есть отдельные темные промежутки, но мы этих темных промежутков не видим, так как ощущение от предыдущего кадра захватывает момент прохождения темного промежутка. Возникает поэтому нужная для эффекта непрерывность зрительных ощущений во время просмотра кинокартины. В области цветового зрения мы встречаемся с явлением отрицательных последовательных образов или лоследовательного цветового контраста. После прекращения действия данного цветового раздражителя ощущение не исчезает, а некоторое время продолжается, причем оно изменяется в сторону контрастного цвета или близко лежащего к дополнительному цвету. Последовательный цветовой контраст подчиняется тем же закономерностям протекания, что и одновременный цветовой контраст. Однако особенностью механизма последовательного цветового контраста является возникающее вследствие длительного раздражения утомление определенного места сетчатой оболочки. Поэтому в последовательном цветовом контрасте еще большую роль играет корковое торможение с его охранительной функцией. В результате возрастающего влияния торможения отрицательный последовательный образ постепенно угасает. В динамике отрицательного последовательного образа отмечается чрезвычайная подвижность, колеблющийся характер контрастных явлений, выражающий динамику взаимодействия возбуждения и торможения в коре головного мозга. Наиболее устойчивым в отрицательном последовательном образе являются форма и величина образа того предмета, который воздействовал на глаз. В протекании последовательных образов как отрицательных, так и положительных сказывается взаимодействие обеих частей зрительного анализатора. Мы ощущаем положение образа не в одном из полей зрения (не в одном глазу, даже если смотрим именно этим глазом), а посредине между обоими полями зрения. Точным исследованием этого явления Зотовым и Алексеевым установлено, что последовательный цветовой образ локализуется приблизительно в средней зоне обоих полей зрения. Цветовое зрение у людей развито неодинаково, причем у одного и того же человека оно может быть неравномерно развито по отношению к различным цветам. Цветовое зрение особенно высоко развивается в условиях такой деятельности, которая требует максимальной точности
анализа и синтеза цвета (например, у художников). Следует отметить отклонения от нормы цветового зрения — явление цветослабости и цветослепости. Полная слепота на все цвета встречается очень редко. Для людей, страдающих полным отсутствием цветового зрения, весь окружающий мир обеспечивается, воспринимается серым с той или иной разностью светлоты (светотенями). Обычно отклонения от нормального цветового зрения проявляются в форме избирательной цветослепоты или цветослабости на некоторые цвета. Люди, имеющие подобные недостатки цветного зрения, чаще всего не осознают этих дефектов, поскольку они не препятствуют ориентации в пространстве и правильному распознаванию предметов внешнего мира. Среди цветоаномалов чаще встречаются люди, не видящие красный или зеленый цвет; чрезвычайно редки случаи слепоты на синий и желтый цвета. Поэтому считают основными нарушениями цветного зрения два типа избирательной слепоты:
|