Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Биологическая природа боли






Организм человека представляет собой единое целое бла­годаря рефлекторной деятельности головного мозга. Сигналь­ная деятельность коры головного мозга осуществляет взаимо­действие организма как целого с жизненными для него усло­виями внешнего мира. Сохранение целостности организма обеспечивается, системой защитных реакций нервной системы от элементарных спинномозговых рефлексов отдергивания конечностей (оборонительно-двигательных рефлексов) до сложных произвольных действий, предупреждающих, устраняющих или ослабляющих вредоносное для организма раз­дражение. Эти разнообразные защитные реакции имеют огромное биологическое значение в деле охраны и сохранения целостности организма, его жизнеспособности и нормальной жизнедеятельности.

Возникающий в организме болезненный процесс (вследствие ранения, контузии, заражения, воспаления тканей и т. д.) вызывает сопротивление со стороны тканей и систем орга­низма, причем ведущую роль в организации борьбы организма, с болезнью играет именно кора головного мозга человека.

Установлено, что особую роль в этом сопротивлении и про­цессе восстановления организма играет корковое условнорефлекторное внутреннее торможение. Эту роль Павлов назвал «охранительной ролью» внутреннего торможения. Под влия­нием деятельности коры головного мозга, сигнализирующей об опасности, вредоносности для жизни человека тех или иных раздражений, перестраивается работа всех отделов централь­ной и вегетативной нервной системы. В результате этой пере­стройки повышается реактивность организма, особенно поражаемой вредоносным внешним раздражением системы или ткани тела. Выражениями повышенной реактивности являются: а) повышение сократимости и возбудимости мышц (бур­ные двигательные реакции), б) усиление питания, обмена веществ и т. д. поражаемой ткани, в) повышение чувстви­тельности не только рецепторов поражаемой ткани, но и дру­гих рецепторов, как бы мобилизующих организм на большую предусмотрительность поведения. Этим объясняется повыше­ние чувствительности зрения, слуха, обоняния, статических и мышечно-суставных ощущений при болевых раздражениях, например болевых раздражениях электрическим током отдель­ного участка кожи человека. Болевые раздражения порож­дают болезненный или патологический процесс, т. е. являются элементами болезни. Но они же, выступающие в форме боле­вых ощущений и чувства страдания (эмоции боли), сигнали­зируют о возможности болезни или начинающемся патологи­ческом процессе. В этом смысле болевые раздражения, на определенном уровне нервной деятельности превращаемые в ощущения, сигнализируют о вредоносном действии тех или иных раздражителей и тем самым способствуют организации коркового процесса сопротивления и преодоления болезни. Именно болевые ощущения являются сигналами для всей коры голов


ного мозга о вредности тех или иных раздражите­лей. Высший анализ и синтез этих раздражителей, осуществ­ляемые корой головного мозга на основе болевых ощущений, влекут за собой сложную рефлекторную организацию преду­смотрительного и противоболевого поведения человека.

Бехтерев и его сотрудники доказали, что сигналом для обо­ронительно-двигательного рефлекса может быть любой внеш­ний раздражитель, одно появление которого затем вызывает предусмотрительное поведение человека, устраняющее воз­можность боли. В лаборатории Бехтерева было установлено, что таким условнорефлекторным образом возникают явления ожидания боли, сопровождающиеся повышением чувствитель­ности многих рецепторов (Мясищев и его сотрудники).

Исключительную роль в этом обобщении болевых ощуще­ний и организации предупредительного поведения играет вто­рая сигнальная система. Словесный раздражитель «укол», т. е. сигнал об угрозе укола, вызывает такую же двигательную и сосудистую реакцию, как и непосредственно при болевом раздражении, т. е. самом уколе.

Наблюдения хирургов и терапевтов (особенно Бурденко, Лурия), специальные психологические исследования Беркенблит, Давыдовой и других свидетельствуют о том, что боле­вые ощущения обобщаются и перерабатываются второй сиг­нальной системой, вследствие чего речь больного («жалобы» больного)

19 Б. Г. Ананьев


являются для врача одним из показателе и болезненного процесса, его характера и места поражения.

Широко распространено представление, что боль является продуктом деятельности лишь низших отделов центральной нервной системы в их взаимодействии с вегетативной нервной системой. Высшим центром для боли поэтому неправомерно считают подкорковые узлы, а самую боль рассматривают лишь как примитивное переживание страдания. Боль есть эмоция, а не ощущение — таково заключение некоторых уче­ных, считающих, что боль не несет в себе никаких элементов отражения. Эта точка зрения восходит еще к Декарту, кото­рый утверждал, что боль, возникшая при ранении кожи и му­скулов ножом, не похожа ни на нож, ни на поражаемые но­жом ткани.

Вопрос о том, является ли боль не только переживанием страдания (что несомненно), но и ощущением, неразрывно связан с вопросом о том, является ли кора головного мозга анализатором боли или высшего анализа боли вообще не су­ществует, поскольку болевые импульсы не поднимаются в го­ловном мозгу выше зрительного бугра.

Для понимания корковой природы болевых ощущений важно знать условия, при которых они возникают. Особенностью болевых ощущений является то, что они возникают, с одной стороны, при действии адекватных болевых раздражителей на болевые рецепторы кожи (кожно-болевые ощуще­ния), но с другой — при действии сверхмощных раздражите­лей большой интенсивности на любые рецепторы, вызываю­щие их перераздражении.

Поэтому болевые ощущения возникают при перераздражении или травматизации любых рецепторов.

Действие очень сильных звуковых или световых раздражи­телей вызывает в момент этого действия явление оглушения или ослепления, равно как и большая концентрация химических веществ вызывает болевые ощущения в обонятельном и вкусовом рецепторах и т. д.

Так же точно обстоит дело с мышечно-суставными пли внутренностными рецепторами. При сильном физическом утомлении мышечно-суставные ощущения превращаются в боле­вые ощущения, при заболеваниях внутренних органов внутренностные рецепторы посылают болевые импульсы в кору головного мозга и т. д. Можно сказать, что для любого рецептора, расположенного на поверхности тела, в мышцах или внутренних органах, существует свой верхний порог раздражения, за пределами которого раздражители оказывают уже не специфическое для них действие (световое, звуковое, хими­ческое и т. д.), а перераздражают рецептор, вызывая защитную реакцию мозга в форме болевых ощущений. Верхний по­рог


раздражения любого рецептора является, поэтому кожным порогом болевой чувствительности этого рецептора.

Наличие верхнего порога любых рецепторов натолкнуло не­которых ученых на мысль о том, что болевые ощущения во­обще не имеют своих специальных рецепторов и проводников, что они не имеют вообще специальных условий для их возник­новения. Это предположение оказалось неправильным ввиду того, что эти ученые отождествили сверхпороговые раздраже­ния любых рецепторов со специальной болевой чувствитель­ностью кожи. Специальные болевые рецепторы расположены коже, будучи тесно связанными с общими функциями кожи как защитного покрова и специального органа тела. Болевые ощущения в собственном смысле слова являются кожно-болевыми. Специфическим раздражителем кожно-болевых ощуще­ний является механический, электрический или химический раздражитель, нарушающий, целость кожного покрова тела. Поэтому для кожно-болевых ощущений особенное значение имеет сила раздражителей, с которой связано то или иное биологическое действие. Но, как будет показано дальше, болевые ощущения отражают и качество раздражителей, которым является то или иное биологическое действие раздражителя на организм.

Необходимо учесть, что болевые ощущения отражают силу и качество раздражителей именно в связи с состоянием орга­низма. Как и температурные ощущения - болевые ощущения отражают процесс взаимодействия внешней и внутренней среды организма. В силу этого обезболивание, т. е. искусст­венное подавление болевых ощущений, причиняющих человеку страдание, не всегда бывает целесообразным, так как вместе с этим исключаются необходимые для организма сократи­мость мышц, усиление общебиологических процессов и повы­шение чувствительности анализаторов. Обезболивание должно быть рациональным, чтобы частично сохранялась про­водимость болевых импульсов, но преграждался доступ их в кору головного мозга в случае чрезмерно высоких страда­ний. Советская медицина достигла больших успехов в деле рационального обезболивания при родовспоможении, хирур­гических операциях и т. д. Большую роль играет в этом отно­шении искусственно вызываемое внутреннее торможение, т. е. гипнотический сон, а также словесное внушение и убеждение, психотерапевтическое действие врача на больного.

Но подавление боли в любом случае связано со знанием силы и характера болевых ощущений больного, которое путем объективного исследования болевой чувствительности боль­ного и его словесных показаний позволяет судить о состоянии болевой чувствительности, повышении или понижении этой чувствительности.

19*


Если повышение болевой чувствительности является при­знаком болезненной возбудимости специальных рецепторов кожи вследствие начинающихся патологических процессов, то и понижение болевой чувствительности свидетельствует о по­нижении защитной реактивности к вредоносным раздраже­ниям, что чревато осложнениями для организма.

Полное поражение болевой чувствительности представляет большую опасность для организма, так как исключает сигна­лизацию о начинающемся патологическом процессе и вредо­носных действиях сильных внешних раздражений. Подобные тяжелые расстройства болевой чувствительности имеют место при некоторых психических заболеваниях, а также функцио­нальных заболеваниях коры головного мозга (истерии), что свидетельствует о том, что именно состояние коры головного мозга определяет характер болевой чувствительности.

Поэтому нужно считать, что нормальная болевая чувствительность является одним из признаков здоровья человека.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2025 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал