Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
При изучении данной темы студентам необходимо обратить внимание на усвоение следующих основных положений. 1 страница
Генезис развития государственной службы в царской России, СССР и в Российской Федерации. Система правовых актов о государственной службе. Виды государственной службы. Понятие, система и принципы государственной службы. Понятие и категории государственных должностей, а также способы их замещения. Понятие и классификация государственных служащих. Основные обязанности, права и ограничения государственных служащих. Прохождение государственной службы. Поощрения и ответственность государственных служащих. Соотношение государственной и негосударственной службы. Пути реформирования и развития системы государственной службы Российской Федерации на период 2009 - 2013 годов.
7.1. Понятие службы. Административно-правовые основы государственной службы
В любом обществе понятие " служба" подразумевает один из видов общественно полезной деятельности. В системе социальных отношений она существует не только в качестве необходимого условия для нормальной жизнедеятельности общества, но и как средство обеспечения других видов социальной деятельности. В первую очередь это относится к процессу производства в целом и его обеспечении в интеллектуальном отношении. Содержательная характеристика процесса труда лежит в основе разграничения существующих в современных условиях основных типов общественно полезной деятельности людей. Согласно данным Росстата < 1> по состоянию на первый квартал 2008 года в органах государственной власти Российской Федерации всех уровней (в том числе и в муниципальной) работало 1138, 5 тысячи служащих. Численность служащих на региональном уровне составляла 764, 5 тысячи человек. Из них 545, 7 тысячи служащих работали в федеральных территориальных подразделениях, а остальные - в государственных органах субъектов Российской Федерации. Численность муниципальных служащих составляла 340, 1 тысячи человек. 33, 9 тысячи человек работали в центральных аппаратах федеральных государственных органов власти. -------------------------------- < 1> Досье " Российской газеты" // Российская газета. 2008. 25 ноября.
Если в 1913 году на 1 тысячу россиян приходилось полтора чиновника, то в настоящее время - более десяти. Значительное увеличение численности гражданских государственных служащих всех ветвей власти на всех управленческих уровнях продолжается и в настоящее время. Об этом свидетельствуют данные Росстата (смотри сравнительную таблицу) < 1>. -------------------------------- < 1> Кузин Александр, Кузнецова Татьяна. У аппарата // Российская газета. 2009. 30 июля.
Среднемесячная зарплата гражданских служащих в центральном аппарате федеральных министерств и ведомств за этот период составляла 34177 рублей, а в их территориальных органах - 17500 рублей. Среднемесячная зарплата гражданских служащих в органах государственной власти субъектов Российской Федерации составляла 27800 рублей. Средняя зарплата муниципальных служащих - 19600 рублей. По результатам первого полугодия 2009 года среднемесячная зарплата работника в среднем по стране составляла 17929 рублей. Самая большая зарплата была в Ямало-Ненецком автономном округе - 46339 рублей, а самая низкая - в Дагестане (8579 рублей). Более 40000 рублей получали в Ненецком, Ханты-Мансийском и Чукотском автономных округах. В Москве этот показатель составлял 31517 рублей (5-й результат) < 1>. -------------------------------- < 1> См.: Где в России жить хорошо (основные показатели социально-экономического положения субъектов Российской Федерации в I полугодии 2009 года) // Российская газета. 2009. 16 сентября.
По оценкам Национального антикоррупционного комитета России объем коррупции в стране составлял (2008 год) от 240 до 300 миллиардов долларов в год. Чтобы определить истинные масштабы коррупции, отметим, что бюджет России в 2007 году составлял 270 млрд. долларов. В структуре коррупции 40 - 60% " составляют так называемые откаты в системе госзакупок, выделения различных квот, например в сфере природопользования" < 1>. -------------------------------- < 1> См.: Богданов Владимир. Список Генпрокурора // Российская газета. 2009. 12 мая.
Профессор Д.Н. Бахрах выделяет следующие виды службы: производство материальных ценностей; духовное производство; службу в организациях (государственных, общественных, религиозных); учебу как усвоение социальной программы; ведение домашнего хозяйства; физическое и духовное самосовершенствование; безвозмездную, общественно полезную деятельность вне рамок семьи; предпринимательство и др. Для служащих (независимо от их видов), выступающих в качестве субъекта, обладающих правом реализации определенных полномочий, характерны следующие признаки: обеспечивают условия для материального и духовного производства, но сами материальных ценностей не создают; обладают особым предметом труда - информацией, которая выступает средством их воздействия на управляемых (обслуживаемых); воздействуют на волю и сознание людей; обычно заняты управленческим трудом; как правило, осуществляют свою деятельность на профессиональной основе; на них распространяются законодательно предусмотренные запреты по участию в политической (членство в политических партиях) и экономической (занятие предпринимательством) сферах деятельности; занимают должности в государственных, общественных, частных или иных организациях; выполняют волю тех, кому подчинены.
7.2. Административно-правовые основы государственной службы в царской России
Начало системному подходу к формированию принципов государственной службы в России положили государственные реформы, осуществленные Петром I во многих сферах государственной жизни. В основу деятельности администрации на всех управленческих уровнях и во всех сферах общественной жизни вместо обычая были положены четко разработанные правовые нормы и должностные инструкции. Многие из них сохраняют актуальность и для современной России. В обобщенном и целостном виде они были представлены в Генеральном регламенте 1720 года, который являлся уставом деятельности коллегий. В принятом Своде уставов о службе гражданской определялись общие обязанности служащих. В частности (ст. 105 Свода уставов), от чиновника гражданской службы для успешного исполнения обязанностей требовались следующие качества: " здравый рассудок; добрая воля в отправлении поручений; человеколюбие; верность к службе Его Императорского Величества; усердие к общему добру; радение о должности; честность, бескорыстие и воздержанность от взяток; правый и равный суд всякому состоянию; покровительство невинному и скорбящему... ". Очень созвучны и актуальны для сегодняшнего времени следующие требования к государственным служащим по соблюдению законности, объективности и справедливости, которые укрепляли авторитет государства в глазах населения (статьи 707, 708, 711 Свода уставов): " Все служащие возложенные на них должности обязаны исправлять согласно своей присяге с усердием, нелицемерно и добросовестно по существующим учреждениям и уставам и по приказаниям начальства, не позволяя себе ни из вражды, ни из свойства или дружбы, а тем более из корысти или взяток, ничего противного долгу присяги, честности и возложенного на них служения... Всякий служащий должен поставить себе в непременную обязанность ведать все уставы и законы государственные и содержать их в ненарушимой сохранности, яко первый главный предмет... Никто из служащих в исполнении возложенных на них обязанностей не должен смотреть ни на какое лицо, а тем более на партикулярные письма, хотя бы от первейших лиц в государстве, но обязан исполнять свое дело по точной силе и словам законов...". Петром I была введена обязательная личная и пожизненная государственная служба в армии или в гражданском учреждении. На службу молодые люди должны были являться грамотными. Не знавшие грамоты записывались навсегда в рядовые. По наступлении 16-летнего возраста каждый грамотный дворянин подвергался экзамену специальной комиссией для недорослей. Не выдержавшие экзамен направлялись в солдаты, а остальные шли на государственную службу. Указом Петра I от 24 января 1722 года была принята Табель о рангах (" Табель о рангах всех чинов Воинских, Статских и Придворных..."). Она неоднократно реформировалась, но продолжала действовать с определенными изменениями и дополнениям на протяжении почти двухсот лет - вплоть до Октябрьской революции 1917 года. Этим законодательным актом был юридически закреплен качественно новый принцип комплектования управленческих кадров не по знатности происхождения, а по служебной и профессиональной пригодности. Все государственные должности были разделены на 14 классов (рангов). Узаконивались принципиально новые управленческие отношения между командной элитой, бюрократией и военными. При равенстве чинов военные получали преимущественные привилегии перед гражданскими и придворными. Все государственные должности в соответствии с их значимостью (рангами) делились на три параллельных ряда: воинские, штатские и придворные. Среди воинских и гражданских должностей было предусмотрено: 1. Шесть обер-офицерских чинов (от прапорщика до капитана) в армии, которым в гражданской службе соответствовали должности от коллежского регистратора до титулярного советника. 2. Пять штаб-офицерских чинов (от майора до бригадира) в армии. В гражданской службе им соответствовали должности от коллежского асессора до статского советника. 3. Три генеральских чина (от генерал-майора до генерала рода войск) в армии, которым в гражданской службе соответствовали должности от действительного статского советника до действительного тайного советника. 4. К первому (высшему) классу были отнесены: в армии военный чин " генерал-фельдмаршал", а в гражданской службе - " канцлер". В это же время был введен новый порядок прохождения военной службы. Вместо принципа происхождения (знатности рода), позволявшего занимать сразу высокое положение в армейской иерархии, был введен принцип личной заслуги. Людям " знатной породы" никакого положения не дается, пока они государю и отечеству заслуг не покажут " и за оные характера не получат". Аристократическая иерархия замещения государственных должностей была заменена на бюрократическую, которая основывалась только на учете личных заслуг. В Табели о рангах строго оговаривались условия повышения по служебной лестнице. Важнейшим из них было начало обязательного прохождения службы с рядового солдата независимо от знатности происхождения и рода. Потомки лиц (русских и иностранцев), зачисленных по Табели о рангах в I - VIII ранги, причислялись к " лучшему старшему дворянству во всяких достоинствах и авантажах, хотя б они низкой породы были". Таким образом, служба государю и государству открывала возможность представителям низших сословий изменить свой социальный статус на более высокий. Обязательная военная служба была распространена на все сословия русского общества: на крепостных помещичьих и государственных крестьян, на различные категории некрепостного населения, жителей городов. Существовавшая до Петра I поместная система комплектования армии была заменена системой рекрутского набора. Военная служба (солдатская и офицерская) стала постоянной и пожизненной, а с 1795 года она была ограничена 25 годами на территории России и для Украины - 15 годами. Это нововведение позволило сформировать профессиональную армию и создать хорошо обученные войсковые формирования регулярного типа.
Табель о рангах
7.3. Институт государственной службы в современной России
Возвращаясь к характеристике института государственной службы в современной России, отметим, что разделение службы на виды отражено в действующем законодательстве. Приняты федеральные законы о государственной службе и о муниципальной службе, а также указы Президента РФ и постановления Правительства России, детализирующие эти законы. Государственная служба представляет собой один из видов служебной деятельности. Ее основное предназначение заключается в осуществлении по поручению государства исполнительно-распорядительных функций гражданами, занимающими государственные должности. Правовой основой для профессиональной деятельности по обеспечению полномочий государственных органов служат многочисленные нормативные акты о государственной службе. Конституция РФ называет это право в числе основных конституционных прав и свобод человека и гражданина. На законодательном уровне определено < 1>, что государственная служба - это профессиональная служебная деятельность граждан Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий: Российской Федерации; федеральных органов государственной власти, иных федеральных государственных органов; субъектов Российской Федерации; органов государственной власти субъектов Российской Федерации, иных государственных органов субъектов Российской Федерации; лиц, замещающих должности, устанавливаемые Конституцией Российской Федерации, федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий федеральных государственных органов; лиц, замещающих должности, устанавливаемые конституциями, уставами, законами субъектов Российской Федерации для непосредственного исполнения полномочий государственных органов субъектов Российской Федерации. -------------------------------- < 1> См.: ст. 1 Федерального закона от 27 мая 2003 года N 58-ФЗ " О системе государственной службы Российской Федерации".
" В целях повышения доверия общества к государственным институтам, обеспечения условий для добросовестного и эффективного исполнения федеральными государственными служащими и государственными гражданскими служащими субъектов Российской Федерации должностных обязанностей" и исключения злоупотреблений, в том числе исключения случаев проявления коррупции, Указом Президента Российской Федерации утверждены общие принципы служебного поведения государственных служащих" < 1>. Этим указом государственным служащим вменяется в обязанность следующее: -------------------------------- < 1> См.: Указ Президента Российской Федерации от 12 августа 2002 года N 885 " Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих" (в ред. Указа Президента Российской Федерации от 16 июля 2009 года N 814).
добросовестное исполнение своих обязанностей в строгих рамках имеющихся полномочий; признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина; исключение в своей деятельности предпочтений в пользу отдельных групп, организаций или граждан; соблюдение законодательно закрепленных ограничений по службе; проявление терпимости и уважения к обычаям и традициям народов России; принимать предусмотренные законодательством меры по недопущению или урегулированию конфликтов интересов; воздерживаться от публичных высказываний, суждений и оценок в отношении деятельности государственных органов и их руководителей, если это не входит в должностные обязанности государственного служащего; соблюдать установленные в государственном органе правила публичных выступлений и предоставления служебной информации; уважительно относиться к деятельности представителей средств массовой информации; в публичных выступлениях воздерживаться " от обозначения в иностранной валюте (условных денежных единицах) стоимости на территории Российской Федерации товаров, работ, услуг и иных объектов гражданских прав, сумм сделок между резидентами Российской Федерации, показателей бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, размеров государственных и муниципальных заимствований, государственного и муниципального долга, за исключением случаев, когда это необходимо для точной передачи сведений либо предусмотрено законодательством Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, обычаями делового оборота". Кроме того, государственным служащим, наделенным организационно-распорядительными полномочиями, вменяется в обязанность следующее (пункт 3): принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликтов интересов; принимать меры по предупреждению коррупции; " не допускать случаев принуждения государственных служащих к участию в деятельности политических партий, иных общественных объединений". Основными принципами построения и функционирования системы государственной службы являются: федерализм; законность; приоритет прав и свобод человека и гражданина, их непосредственное действие, обязательность их признания, соблюдения и защиты; равный доступ граждан к государственной службе; единство правовых и организационных основ государственной службы, предполагающее законодательное закрепление единого подхода к организации государственной службы; взаимосвязь государственной службы и муниципальной службы; открытость государственной службы и ее доступность общественному контролю, объективное информирование общества о деятельности государственных служащих; профессионализм и компетентность государственных служащих; защита государственных служащих от неправомерного вмешательства в их профессиональную служебную деятельность как государственных органов и должностных лиц, так и физических и юридических лиц < 1>. -------------------------------- < 1> См.: ст. 4 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ " О государственной гражданской службе Российской Федерации".
В число квалификационных требований к должностям гражданской службы входят требования к уровню профессионального образования, стажу гражданской службы (государственной службы иных видов) или стажу (опыту) работы по специальности, профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей. Квалификационные требования устанавливаются в соответствии с категориями и группами должностей гражданской службы. Указом Президента Российской Федерации от 30 января 1996 г. N 123 " О квалификационных требованиях по государственным должностям федеральных государственных служащих" применительно к стажу и опыту работы по специальности были установлены следующие квалификационные требования: а) высшие государственные должности - стаж государственной службы на главных государственных должностях не менее двух лет или стаж работы по специальности не менее пяти лет; б) главные государственные должности - стаж государственной службы на ведущих государственных должностях не менее двух лет или стаж работы по специальности не менее трех лет; в) ведущие государственные должности - стаж государственной службы на старших государственных должностях не менее двух лет или стаж работы по специальности не менее трех лет; г) старшие государственные должности - стаж работы по специальности не менее трех лет; д) младшие государственные должности - без предъявления требований к стажу. В соответствии со статьей 12 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ " О государственной гражданской службе Российской Федерации" < 1>, а также Указами Президента Российской Федерации: от 27 сентября 2005 года N 1131 " О квалификационных требованиях к стажу государственной гражданской службы (государственной службы иных видов) или стажу работы по специальности для федеральных государственных гражданских служащих" < 2>; от 31 декабря 2005 года N 1574 " О Реестре должностей федеральной гражданской службы" < 3>, федеральные органы исполнительной власти издают соответствующие ведомственные нормативные акты. -------------------------------- < 1> Собрание законодательства Российской Федерации. 2004. N 31. Ст. 3215; 2006. N 6. Ст. 636. < 2> Собрание законодательства Российской Федерации. 2005. N 40. Ст. 4017. < 3> Собрание законодательства Российской Федерации. 2006. N 1. Ст. 118; N 10. Ст. 1091; N 13. Ст. 1360; N 43. Ст. 4480.
В них определяются квалификационные требования к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей федеральными государственными служащими различных категорий, а именно: " руководители" высшей группы должностей; " помощники (советники)" главной и ведущей групп должностей; " специалисты" высшей, главной, ведущей и старшей групп должностей; " обеспечивающие специалисты" главной, ведущей, старшей и младшей групп должностей < 1>. -------------------------------- < 1> См., например: Приказ Министерства регионального развития Российской Федерации от 6 ноября 2006 года N 126 " Об утверждении квалификационных требований к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей федеральных государственных гражданских служащих центрального аппарата Министерства регионального развития Российской Федерации"; Приказ Федеральной службы по техническому и экспортному контролю (ФСТЭК России) от 8 ноября 2006 года N 431 " Об утверждении квалификационных требований к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей федеральными государственными гражданскими служащими центрального аппарата Федеральной службы по техническому и экспортному контролю и ее территориальных органов" // Российская газета. 2006. 13 декабря.
Например, для исполнения федеральными государственными гражданскими служащими центрального аппарата Федерального агентства по обустройству Государственной границы Российской Федерации должностных обязанностей от категории " руководители высшей и главной группы должностей" требуются следующие профессиональные навыки: " планирования и постановки целей, определяющих государственную политику в сфере обустройства Государственной границы Российской Федерации, а также способы их достижения; умения оперативного принятия и реализации управленческих решений; принятия новых подходов и решений поставленных задач; организации работы структурных подразделений, постоянных и временных комиссий и рабочих групп; контроля и исполнения поручений, организации работы по эффективному взаимодействию с представителями других государственных органов; ведения деловых переговоров и публичного выступления, использования приемов межличностного общения; владения конструктивной критикой; подбора и расстановки кадров, владения компьютерной техникой, а также необходимым программным обеспечением" < 1>. -------------------------------- < 1> См.: Приказ Федерального агентства по обустройству Государственной границы Российской Федерации от 14 октября 2008 года N 102 " О квалификационных требованиях к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения федеральными государственными гражданскими служащими центрального аппарата Федерального агентства по обустройству Государственной границы Российской Федерации должностных обязанностей" // Российская газета. 2008. 7 ноября.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2008 года N 583 " О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений и федеральных государственных органов, а также гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, оплата труда которых в настоящее время осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений" < 1> Приказом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека < 2> были утверждены Примерные положения об оплате труда работников различных федеральных бюджетных учреждений: здравоохранения Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека; науки Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека; противочумных учреждений Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека. -------------------------------- < 1> См.: Российская газета. 2008. 13 августа. < 2> См.: приложения N 1 - 3 к Приказу Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 14 августа 2008 года N 285 " О введении новой системы оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений Роспотребнадзора" // Российская газета. 2008. 3 сентября.
Соответственно, Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации < 1> был утвержден Перечень должностей работников, относимых к основному персоналу по виду экономической деятельности, для расчета средней заработной платы и определения размеров должностных окладов руководителей подведомственных федеральных бюджетных учреждений. В последующем подобные приказы были приняты и в других федеральных государственных учреждениях < 2>. В Примерных положениях отражаются следующие основные вопросы: -------------------------------- < 1> См.: Приказ Министерства регионального развития Российской Федерации от 20 августа 2008 года N 137 " Об утверждении перечня должностей работников, относимых к основному персоналу по виду экономической деятельности, для расчета средней заработной платы и определения размеров должностных окладов руководителей подведомственных федеральных бюджетных учреждений" // Российская газета. 2008. 3 сентября. < 2> См., например: Приказ Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 17 ноября 2008 года N 375 " Об утверждении Примерного положения об оплате труда работников федеральных государственных учреждений здравоохранения Федерального агентства по управлению государственным имуществом"; Приказ Министерства иностранных дел Российской Федерации от 20 ноября 2008 года N 18122 " Об утверждении Примерного положения об оплате труда работников федеральных бюджетных учреждений высшего и дополнительного профессионального образования, подведомственных МИДу России" // Российская газета. 2008. 26 декабря; Приказ Федерального агентства по рыболовству от 20 октября 2008 года N 252 " О введении новой системы оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений высшего профессионального и дополнительного профессионального образования, подведомственных Федеральному агентству по рыболовству" // Российская газета. 2009. 20 марта.
|