Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
При изучении данной темы студентам необходимо обратить внимание на усвоение следующих основных положений. 4 страница
регулирования аудиторской деятельности; добычи, производства, переработки и обращения драгоценных металлов и драгоценных камней; формирования Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации на очередной год и плана отпуска ценностей из него; 2) разрабатывает и утверждает: порядок составления и исполнения федерального бюджета, бюджетов государственных внебюджетных фондов; порядок ведения бюджетной росписи федерального бюджета; порядок составления отчетности об исполнении федерального бюджета, бюджетов государственных внебюджетных фондов и консолидированного бюджета Российской Федерации; отчетность о расходах и численности работников федеральных государственных органов, государственных органов субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления; формы налоговых деклараций, расчетов по налогам, методические рекомендации и другие нормативные правовые акты по вопросам применения законодательства о налогах и сборах; условия лицензирования, аттестации, деятельности и представления отчетности в отношении субъектов страхового дела; порядок выдачи и приостановления действия разрешений на проведение лотерей и контроля за проведением лотерей; лицензионные требования и условия деятельности по изготовлению защищенной полиграфической продукции; нормативные правовые акты по вопросам регулирования, контроля и надзора в сфере формирования и инвестирования средств пенсионных накоплений; методологию эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг, предоставления государственных гарантий Российской Федерации; порядок ведения государственной долговой книги Российской Федерации; порядок организации и осуществления контроля и надзора в финансово-бюджетной сфере; порядок осуществления контроля за исполнением федерального бюджета и реализации мер принуждения, применяемых к участникам бюджетного процесса за нарушение бюджетного законодательства; нормативные правовые акты в области ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности; единый план счетов бюджетного учета и инструкцию по его применению органами государственной власти, органами управления государственных внебюджетных фондов, органами местного самоуправления и созданными этими органами бюджетными учреждениями; порядок формирования и представления бюджетной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации; порядок представления в Министерство финансов Российской Федерации отчетности в сфере аудиторской деятельности; нормативные правовые акты в области добычи, производства, переработки и обращения драгоценных металлов и драгоценных камней; 3) осуществляет: составление проекта федерального бюджета на очередной финансовый год, организацию исполнения федерального бюджета; представление в Правительство Российской Федерации отчетов об исполнении федерального бюджета и консолидированного бюджета Российской Федерации; экспертизу проектов финансово-экономических обоснований к законопроектам и проектов заключений Правительства Российской Федерации по законопроектам о введении или об отмене налогов, освобождении от их уплаты, о выпуске государственных займов, об изменении финансовых обязательств государства, другим законопроектам, предусматривающим расходы, покрываемые за счет федерального бюджета; введение в порядке и случаях, которые предусмотрены бюджетным законодательством Российской Федерации, режима сокращения расходов федерального бюджета; введение в порядке и случаях, которые предусмотрены бюджетным законодательством Российской Федерации, блокировки расходов и отмену блокировки расходов федерального бюджета, применение иных предусмотренных бюджетным законодательством Российской Федерации санкций; управление государственным внутренним и внешним долгом Российской Федерации; функции эмитента государственных ценных бумаг Российской Федерации; ведение государственной долговой книги Российской Федерации и реестра государственных ценных бумаг Российской Федерации; государственную регистрацию условий эмиссии и обращения государственных ценных бумаг Российской Федерации и муниципальных ценных бумаг; координацию бюджетной и денежно-кредитной политики в соответствии с задачами макроэкономической политики; участие от имени Правительства Российской Федерации в деятельности Парижского клуба и других клубов и форумов, подписание от имени Правительства Российской Федерации многосторонних соглашений с должниками в рамках указанных клубов и форумов. Министерство финансов Российской Федерации осуществляет полномочия по организации исполнения федерального бюджета, установленные бюджетным законодательством Российской Федерации. В соответствии с Федеральным законом " О драгоценных металлах и драгоценных камнях" Минфин осуществляет организацию государственного контроля за качеством сортировки и оценки драгоценных камней и федерального пробирного надзора. При министерстве создано Государственное учреждение по формированию Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации, хранению, отпуску и использованию драгоценных металлов и драгоценных камней (Гохран России). Предоставление дотаций из Федерального фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации и бюджетных кредитов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, для которых в течение двух из трех последних отчетных лет доля дотаций из Федерального фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации в общем объеме собственных доходов превышала 50 процентов, осуществляется при условии заключения Министерством финансов Российской Федерации с этими субъектами Российской Федерации соглашений о мерах по повышению эффективности использования бюджетных средств и увеличению налоговых и неналоговых доходов бюджета субъекта Российской Федерации < 1>. -------------------------------- < 1> См.: Постановление Правительства Российской Федерации от 21 марта 2005 г. N 149, утвердившее Правила заключения соглашений между Министерством финансов Российской Федерации и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации о мерах по повышению эффективности использования бюджетных средств и увеличению налоговых и неналоговых доходов бюджета субъекта Российской Федерации, а также осуществления контроля за их исполнением.
По состоянию на март 2008 года золотой запас России составлял 450, 9 тонн. Статистические данные о размерах резервов золота в других государствах по состоянию на март 2008 года даются в следующей таблице < 1>. -------------------------------- < 1> Арсюхин Евгений, Чичкин Алексей. В огне не горит, в воде не ржавеет // Российская газета. 2008. 30 октября.
Россия по классификации Всемирного банка является страной с " высокими средними доходами". Доход на душу населения в ней в 2004 году составил 3400 долларов. 31% населения страны жили ниже черты бедности. Странами с низкими доходами считаются государства, в которых доход на душу населения не превышает отметку 825 долларов в год. Страны с показателями от 825 до 3255 долларов в год составляют группу " низкие средние доходы". Группу " высокие средние доходы" образуют государства с показателями от 3255 до 10066 долларов на душу населения в год. Общемировой показатель средних доходов в 2004 году составлял 6329 долларов на каждого жителя Земли. Структура внешнего долга России по состоянию на 1 января 2006 года по данным Центрального банка Российской Федерации выглядела следующим образом < 1>. -------------------------------- < 1> Шишкин Максим. Россия погасит долги Парижскому клубу // Коммерсантъ. 2006. 19 июня.
Российский государственный внутренний и внешний долг в 2007 году в целом не превышал 10% ВВП. По сравнению с размером государственного долга США это соотношение считается безопасным. По мнению Министерства финансов России, безопасным считается размер государственного долга на уровне 20% ВВП. За период с января по сентябрь 2007 года структура внешнего долга Российской Федерации выглядела следующим образом (смотри таблицу) < 1>. -------------------------------- < 1> Конищева Татьяна. Жизнь взаймы // Российская газета. 2008. 17 января.
По положению на июль 2008 года внешний долг России составлял 44, 1 млрд. долларов. Долг российских корпораций продолжал расти (в 2007 году - на 138, 1 млрд. долларов) и увеличился до 460 млрд. долларов (это почти 35, 5% ВВП России) < 1>. -------------------------------- < 1> Гладунов Олег. Долговой расклад // Российская газета. 2008. 22 июля.
По итогам 2008 года размер государственного долга США составил 8, 4 триллиона долларов, Японии - 7, 45 триллиона, Италии - 2, 19 триллиона долларов, Германии - 2, 07 триллиона, Франции - 1, 63 триллиона и Великобритании - 1, 2 триллиона долларов. Банковский сектор справедливо считается кровеносной системой всей экономики любого государства, в том числе и России. Без активного участия банков в формировании благополучно стабильного социального климата России невозможно полноценное развитие не только государства, но и гражданского общества. Масштабы и качество предоставляемых банками услуг должны отвечать современным потребностям граждан. Для объединения совместных усилий и согласованности действий в стране создана Ассоциация российских банков.
Тема 17. Государственное управление социально-культурной сферой
При изучении данной темы студентам необходимо обратить внимание на усвоение следующих основных положений: Понятие социально-культурной сферы. Отрасли социально-культурной сферы. Управление в социально-культурной сфере. Административно-правовое регулирование управления в сфере труда и социальных отношений. Основные направления деятельности Министерства труда и социального развития Российской Федерации, входящих в его систему органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по реализации единой государственной политики в области труда и социальных вопросов, по повышению уровня жизни и доходов населения, улучшению условий и охраны труда. Система и компетенция миграционной службы и службы занятости населения Минтруда России. Полномочия органов местного самоуправления по вопросам социального обеспечения и защиты граждан, проживающих на подведомственной территории. Система образования: понятие и составляющие элементы. Организационные формы управления образованием. Образовательные учреждения: понятие, виды. Особенности административно-правового статуса образовательных учреждений. Государственный контроль в сфере образования. Организационно-правовая система государственного управления наукой. Органы государственного управления наукой. Организация науки, научные учреждения и сообщества. Особенности административно-правового статуса Российской академии наук. Формы деятельности органов власти в области науки и технической политики. Организационно-правовые основы управления культурой. Органы государственного управления культурой. Организации в области культуры: понятие, система, виды, особенности их административно-правового статуса. Организационно-правовые основы государственного управления здравоохранением. Учреждения здравоохранения. Медицинское страхование. Санитарно-эпидемиологический надзор. Государственный контроль в сфере здравоохранения. Организационно-правовые основы управления в области труда и социальной защиты граждан. Органы государственного управления в сфере труда и социального развития, их компетенция. Особенности административно-правового статуса социальных служб. Государственный контроль в сфере труда и социальной защиты. Органы государственного управления печатью и средствами массовой информации. Административно-правовое регулирование государственной политики поддержки средств массовой информации и книгоиздания РФ. Административно-правовое регулирование телерадиовещания РФ.
17.1. Система и административно-правовой статус органов управления образованием и наукой
17.1.1. Организация и осуществление процесса получения образования
В настоящее время национальное образование является одним из видов стратегического ресурса любого развитого современного государства < 1>. Его качество и эффективность применения в практических целях позволяют предотвращать вызовы, возникающие в наиболее важных сферах организации общественной жизни: экономике, безопасности, сохранении идентичности самого государства. -------------------------------- < 1> Торкунов Анатолий. Наши университеты // Российская газета. 2006. 2 июня.
По данным Статистического института ЮНЕСКО на конец 2004 года 82, 2% населения планеты в возрасте старше 15 лет умели читать и писать (это является критерием грамотности). В абсолютных цифрах это составило 781 млн. человек, из которых 501 млн. - женщины. Подавляющее большинство неграмотного населения проживает в следующих восьми государствах: Бангладеш, Египет, Индия, Индонезия, Китай, Пакистан, Нигерия, Эфиопия. Грамотность среди населения Европы составила 98, 8%, а в Африке только 62, 5%. В России 0, 6%, или 676 тысяч, населения считаются неграмотными (более 500 тысяч из них женщины). Соответственно в таблицах N 1 и N 2 приводятся данные за период с 2000 по 2004 г. десяти государств с самым высоким уровнем грамотности среди населения и десяти - с самым низким уровнем грамотности < 1>. -------------------------------- < 1> Алексеев Алексей. Подотчетная грамота // Коммерсантъ. 2006. 4 сентября.
Таблица N 1
Страны с самым высоким уровнем грамотности населения
Таблица N 2
Страны с самым низким уровнем грамотности населения
В 2006 году примерно 3% от объема ВВП России выделялось на организацию в стране образовательного процесса < 1>. В развитых странах на эти цели расходуется в среднем около 4, 5% от национального объема ВВП. В 2006 году в России насчитывалось в два раза больше высших учебных заведений (государственных и негосударственных) по сравнению с 1990 годом. Россия занимает ведущие позиции в мире по числу студентов в соотношении с общей долей населения (50 студентов на 1 тысячу населения). Во Франции этот показатель составляет около 35 студентов на 1 тысячу населения. -------------------------------- < 1> Николаев Игорь. Ловушка ожиданий (Пропагандистская кампания вокруг нацпроектов может кончиться только разочарованиями) // Коммерсантъ. 2006. 16 марта.
Ведущие страны мира перешли на двухступенчатую систему высшего образования - бакалавриат и магистратуру. В России до 2009 года законодательно предусматривались три уровня высшего образования: бакалавриат, специалист, магистратура. Позже предусмотрен переход на двухступенчатую систему высшего образования. Текущим законодательством России предусмотрено, что бакалавры-юристы не могут занимать должности по таким ведущим юридическим профессиям, как судья, прокурор, нотариус. Среди абитуриентов наиболее популярными в 2007 году были следующие профессии (см. таблицу) < 1>. -------------------------------- < 1> Григорьева Мария. Специалист по праву // Российская газета. 2007. 20 марта.
За последние годы наблюдается бурное развитие высшего образования в России. Но в основном оно отражает количественные характеристики. Общая численность студентов увеличилась в 2, 5 раза. Наиболее популярными на протяжении длительного времени остаются специальности юриста и экономиста. В СССР всего было 650 учебных заведений (примерно на 275 миллионов человек населения), а в современной России - около 3 тысяч вместе с филиалами (примерно на 143 миллиона человек). В 2007 году в России более 500 вузов и почти 700 филиалов имели юридические факультеты. Только в Москве действуют 133 аккредитованных вуза, из них 54 государственные (в 70-х - 80-х годах XX столетия их было только 4), в которых имеются юридические факультеты. Ежегодно они выпускают около 25 тысяч молодых специалистов в области юриспруденции. В 2007 году всего на юрфаках училось 137335 человек, из которых на дневном отделении - 40171; на вечернем отделении (очно-заочная форма) - 14506; по заочной форме - 82339; в экстернате - 4296 человек. На Федеральную службу по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор) возложена обязанность по надзору за совершенствованием процедур лицензирования и государственной аккредитации, повышения эффективности организации образовательного процесса в вузах Российской Федерации, а также по внедрению инновационных технологий в образовательные процессы < 1>. -------------------------------- < 1> См.: Приказ Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 30 сентября 2005 года N 1938 " Об утверждении показателей деятельности и критериев государственной аккредитации высших учебных заведений" (в редакции Приказа Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 25 апреля 2008 года N 885) // Российская газета. 2008. 28 мая.
Объем рынка образовательных услуг в Российской Федерации за период с 1995 по 2004 год возрос с 2, 8 до 118, 7 миллиардов рублей. В то же время, как отмечают работодатели, постоянно возрастает дефицит квалифицированных кадров. Если в 1998 году эту проблему отмечали только 9% бизнесменов, то в 2005 году - уже 35% < 1>. -------------------------------- < 1> Поиски кадра. Недостаток квалифицированных работников превращается в фактор торможения роста // Коммерсантъ. 2006. 31 марта.
В СССР широко применялся принцип самого тесного союза науки, образования и практики. Многие вузы имели ярко выраженный отраслевой характер. Современные государственные вузы в большинстве своем были созданы в ответ на вызовы советского времени. Не всегда они могут переориентироваться на современные потребности общественной жизни. В свою очередь, негосударственный сектор образования прежде всего ориентирован на текущие потребности общества. Одной из проблем образовательного процесса в России все четче проявляется проблема качества знаний. В рейтинге вузов ведущих стран мира по результатам 2004 года МГУ было отведено только 66 место, а СПбГУ - в четвертой сотне. По рейтингу, составленному в России, в первой сотне ведущих университетов мира в 2008 году 48 вузов были из США, 12 - из Великобритании, 8 - из Японии и только три из России. Основной причиной сложившегося положения считается недостаточный объем финансирования < 1>. Страны - лидеры в образовательном процессе на каждого студента в год тратят от 100 тысяч до 1 миллиона долларов. В МГУ (лидер среди российских вузов) на одного студента в среднем тратится 30 тысяч долларов (это уровень хорошего европейского вуза), в МГИМО - 15 тысяч, а в СПбГУ - 7, 5 тысяч долларов. Большинство остальных российских вузов (особенно негосударственных) на каждого студента тратят 1, 5 - 2 (или менее) тысячи долларов. -------------------------------- < 1> Агранович Мария. С мира по вузу // Российская газета. 2009. 11 февраля.
Например, для повышения конкурентоспособности российских вузов и выпускаемых ими специалистов губернатор Красноярского края Александр Хлопонин предлагает осуществление следующих мер < 1>: -------------------------------- < 1> Хлопонин Александр. Сибирское изменение // Российская газета. 2006. 21 июня.
1) ввести двухступенчатую систему высшего образования - бакалавриат и магистратуру; 2) повысить мобильность профессорско-преподавательского состава с целью привлечения и иностранных специалистов; 3) расширить количество бюджетных мест; 4) зарабатывание вузом денег осуществлять за счет проводимых научных исследований; разработкой новых технологий; созданием научно-производственных площадок на промышленных предприятиях и венчурных фондов вокруг вуза; 5) сам вуз должен представлять собой не государственное образовательное учреждение, а автономную самодостаточную структуру по подготовке конкурентоспособных на российском и международном рынках труда специалистов. Доступность образования определяется и возможностью населения (т.е. родителей) оплачивать обучение детей. Средняя стоимость обучения в десяти ведущих вузах Москвы на платных факультетах с одной из наиболее популярных специализаций (экономической) в 2005 - 2006 учебном году выглядела следующим образом (см. таблицу) < 1>. -------------------------------- < 1> Поддержка и мотивация // Российская газета. 2007. 5 апреля.
В условиях мирового экономического и финансового кризиса в 2009 году самыми дорогими (и, судя по ценам, сопоставимым с доходами, труднодоступными для значительной части желающих получить высшее образование) для обучения на коммерческой основе московскими российскими вузами были < 1>: -------------------------------- < 1> См.: Самые дорогие российские вузы // Российская газета. 2009. 16 июня.
|