Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Глава I. Архиепископ Езник ПетросянСтр 1 из 2Следующая ⇒
Архиепископ Езник Петросян АРМЯНСКАЯ АПОСТОЛЬСКАЯ СВЯТАЯ ЦЕРКОВЬ (часть II)
СОДЕРЖАНИЕ Глава I Святая литургия, часослов, таинства, иерархия и реликвии Армянской Церкви 1. Святая литургия и часослов 2. Таинства 3. Иерархия Армянской Церкви 4. Реликвии Армянской Церкви Глава II Календарный цикл Армянской Апостольской Церкви 1. Принцип составления календаря ААЦ 2. Посты 3. Господние праздники 4. Дни празднования святых _________________________________________________________
Глава I Святая литургия, часослов, таинства, иерархия и реликвии Армянской Церкви
1. Святая литургия и часослов
Богослужение, во время которого совершается таинство причащения, называется св. литургией (на армянском - патараг). Чин св. литургии Армянской Апостольской Церкви основывается на служебниках св. Василия Кесарийского и св. Григория Богослова. На протяжении веков претерпевая изменения и дополнения, в своем исполнении на армянском языке, с особым характером ритуалов и самобытными армянскими песнопениями св. литургия превратилась в национальное достояние. При совершении св. литургии используются просфора, приготовленная из пресного хлеба, и чистое вино. Причастие дается верующим в виде частицы просфоры, обмоченной в вине. Для одной литургии преломляется только одна просфора. Священник в один день может совершать одну литургию, а также на одном алтаре в день может совершаться только одна литургия. Те, кто не приступают ко св. причащению, могут и должны участвовать в литургии молитвой, верой и особенно непрестанным воспоминанием Господа нашего Иисуса Христа. По окончании патарага непричастившимся раздается мас (антидор) - части освященного тонкого пресного хлеба. Мас раздается, с одной стороны, в воспоминание о вечери любви, которая в древности совершалась после Божественной литургии, а с другой стороны, чтобы непричастившихся прихожан не оставить беспричастными Божественной трапезы и благословения.
Армянская Церковь имеет 9 последований. В Армянской Церкви первой службой считается последование ночное, или ночная служба, тогда как в Православной Церкви начало чинопоследования - это последование вечерни (согласно убеждению, что с наступлением тьмы начинается новый день). Последования службы следующие.
Последование ночное (полунощница), или ночная служба Посвящено восхвалению Бога Отца. Время службы - полночь. Сон - это дар Бога, мы благодарим Его за это благо и просим о том, чтобы продолжение ночи прошло в мире и спокойствии, а следующий день - в чистоте и праведности.
Последование утрени, или утренняя служба Посвящено восхвалению Сына Божия. Время службы - на рассвете, оно символизирует явление Христа женам-мироносицам, вызывая у нас воспоминания о Воскресении Христа и Его спасительной миссии.
Служба часа восхода солнца Посвящена хвале Св. Духа. Раньше эта служба была частью утренней. Она символизирует Воскресение Христа и Его явление ученикам. Время службы - восход солнца - отождествляется с Воскресением Христа. Эту службу основал католикос Езр I (630-641), а в XII в. она обогатилась духовными песнопениями (шараканами) св. Нерсеса Шнорали (+1173).
Служба третьего часа Время - 9.00. Посвящена Св. Духу. Символизирует вкушение Евой запретного плода и освобождение от приговора Христом. Служба третьего часа имеет глубокий покаянный смысл.
Служба шестого часа Время - 12.00. Посвящена Богу Отцу. Символизирует распятие Христа. Во время этой службы мы просим Божьей помощи для нашей немощной человеческой природы.
Служба девятого часа Время - 15.00. Посвящена Богу Сыну. Символизирует смерть Иисуса Христа и освобождение человечества от власти ада.
Последование вечерни, или вечерняя служба Посвящена Богу Сыну. Символизирует погребение Христа. Время службы - перед закатом солнца. На пороге ночи христианин, уставший от работы и душевных волнений прошедшего дня, просит Бога даровать ему спокойную ночь и добрый сон.
Служба часа мирного Посвящена Св. Духу. Символизирует сошествие Христа в ад и освобождение от страданий праведников. Время службы - после заката солнца. Просим Бога даровать покой и мир отягощенной каждодневными грехами душе человека.
Служба часа покоя Посвящена Богу Отцу. В древности была продолжением Мирной службы. Не имеет собственного отдельного смысла. Время службы - перед сном. В древности все девять служб были совершаемы каждый день, особенно тщательно в монастырях. В настоящее время ежедневно в церквах совершаются: - утром - ночная и утренняя службы вместе, - вечером - вечерняя. Все остальные службы совершаются во время Великого Поста во все дни недели, кроме субботы и воскресенья, в следующем порядке: - утром - ночная, утренняя и служба на восходе, - в полдень - службы третьего, шестого, девятого часа, - по вечерам - в понедельник, вторник, четверг - часа мирного, - в среду, пятницу - часа покоя, - в субботу и воскресенье - вечерняя.
2. Таинства
Таинство - это священное действие, через которое тайным образом действует на человека благодать, или спасительная сила, Божия. Существуют семь таинств.
1. Крещение. 2. Миропомазание. 3. Покаяние. 4. Причащение. 5. Священство, или рукоположение. 6. Браковенчание. 7. Елеопомазание.
Крещение Крещение есть таинство, в котором верующий освобождается от грехов, возрождается Духом Святым, становится христианином и удостаивается усыновления Божьего. “Если кто не родится от воды и духа, не может войти в Царствие Божие” (Ин. 3, 5). Обряд крещения может совершаться двумя способами: 1) при троекратном погружении тела в воду (для младенцев), прежде освященную крестным знамением и св. миром, и 2) при троекратном излиянии освященной воды на голову крещаемого и омовении лица и частей тела (для взрослых). Обряд сопровождается следующими словами священника: “Сей раб Божий (имярек), пришедый от младенчества ко крещению, крещается во имя Отца и Сына и Святого Духа и, искупясь кровью Христовою от рабства грехов, приемлет усыновление Отца Небесного; воеже быти сонаследником Христу и храмом Святаго Духа”. В Символе Веры повелевается признавать крещение едино. Оно не повторяется, потому что оно есть духовное рождение: человек рождается единожды, потому и крестится единожды. Армянская Церковь считает действительным крещение тех Церквей, которые исповедуют Св. Троицу и совершают крещение во имя Отца и Сына и Св. Духа. Если верующий, крестившись в Православной, Католической или в другой Церкви, выражает желание стать чадом Армянской Церкви, второго крещения не требуется. При крещении должен быть восприемник (крестный отец) для того, чтобы поручиться перед Церковью за веру крещаемого и по крещении принять его под свое попечение для утверждения его в вере. Крещение должно совершаться в церкви. Но в тех местах, где церкви нет, или в случае, если крещаемый болен и есть опасность смертельного исхода, крещение разрешается совершать дома или в ином подобающем месте. Крещение есть первое таинство: некрещеный не может быть приобщен к другим таинствам. Одновременно с крещением совершаются таинства миропомазания и первого причащения.
Миропомазание Миропомазание есть таинство, в котором уже крещенному подаются дары Св. Духа при помазании св. миром. В Армянской Церкви таинство миропомазания на называется “дрошм” или “кнунк”, что означает “печать” или “ставить печать”. Миропомазание совершается сразу же после крещения. Миропомазанием благодать Св. Духа даруется для укрепления в христианской жизни: оно дает крепость нашему духу, освящает наши духовные возможности, вооружает мужеством для борьбы со всеми испытаниями. Каждой части тела при помазании св. миром даруется особая благодать следующими молитвами. Чело: “Миро сладости, во имя Иисуса Христа изливаемое на тебя, да будет печатью небесного дара нетления”. Глаза: “Печать сия во имя Иисуса Христа да просветит очи твои, чтоб никогда не уснуть в смерть”. Уши: “Помазание святости да будет тебе во услышание заповедей Божьих”. Ноздри: “Печать сия во имя Иисуса Христа да будет тебе в благоухание жизни”. Уста: “Печать сия во имя Иисуса Христа да будет тебе во хранение уст и дверь ограждения на устах твоих”. Руки: “Печать сия во имя Иисуса Христа да будет тебе причиною благотворительности, всяких добродетельных дел и поступков”. Сердце: “Печать сия Божественная да созиждет в тебе сердце чистое и да обновит правый дух в утробе твоей”. Спина: “Печать сия во имя Иисуса Христа да будет тебе щитом укрепления, им же да возможешь угасить разженные стрелы лукавого”. Ноги: “Печать сия Божественная да исправит шествие твое в Жизнь Вечную”.
Покаяние Покаяние есть таинство, в котором исповедующий свои грехи (совершенные после крещения) при видимом изъявлении прощения от священника невидимо разрешает грехов Самим Господом Иисусом Христом. Кающийся осознает свои грехи и сокрушается о них, исповедуя их перед Богом и Церковью. От кающегося требуется намерение исправить свою жизнь, вера во Христа и надежда на Его милосердие. Во время исповеди кающийся читает специальную молитву, в которой обозначены все вероятные грехи. Желающие приступить к сему таинству приготовляются говением, т.е. постом и молитвою.
Причащение Причащение есть таинство, в котором верующий вкушает под видом хлеба и вина Самое Тело и Кровь Христовы для Вечной Жизни. Во время Тайной Вечери Господь Иисус Христос взял хлеб и, благословив, преломил, и, раздав ученикам, сказал: “Приимите, ядите: Сие есть Тело Мое, которое за вас предается: сие творити в мое воспоминание”. И, взяв чашу и благодарив, подал ученикам и сказал: “Пейте из нее все: ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов” (Мф. 26, 26-28, Мк. 14, 22, Лк. 22, 19). Причастив апостолов. Господь в то же время дал им заповедь всегда совершать это таинство. Каждый желающий приступить к таинству причащения должен испытать перед Богом свою совесть и очистить ее покаянием и постом с помощью таинства покаяния.
Священство, или рукоположение Священство есть таинство, в котором Дух Святой правильно избранного поставляет через рукоположение совершать таинства и пасти стадо Христово. Основных степеней священства три: епископ, пресвитер и дьякон. Различие между ними заключается в том, что дьякон сослужит при таинствах, но не совершает их; пресвитер совершает таинства, пребывая в подчинении епископу: епископ не только совершает таинства, но и имеет власть через рукоположение преподавать другим благодатный дар совершать таинства. Так как таинство священства совершается через возложение рук епископа на голову посвящаемого, оно называется также рукоположением или хиротонией. При рукоположении во священники и во епископы совершается также миропомазание. Рукоположение совершается при служении св. литургии. Епископ по облачении посвящаемого в священнические одежды крестообразно помазует св. миром его чело и ладони. Рукоположение во епископы совершает Верховный Патриарх Католикос Всех Армян или Католикос Великого Дома Киликии в сослужении двух епископов. Католикос миропомазуется двенадцатью епископами. Таинство священства не повторяется. Поэтому в тех случаях, когда лишенный ранее сана священник получает прощение и вновь приступает к служению, во второй раз он не рукополагается. Однако совершенные им во время лишения сана таинства не считаются действительными.
Браковенчание Таинство браковенчания - это объединение двух людей в “едину пдоть”, их душ - в одну душу, их жизней - в одну жизнь. Жених и невеста должны быть здоровыми и способными к супружеской жизни. Венчание разрешается только по достижении определенного возраста: для жениха -18, для невесты - 16 лет. Браковенчание родственников разрешается только в том случае, если они отстоят друг от друга не менее, чем на пять колен. Брак по принуждению действительным не считается.
Елеопомазание Православная и Католическая Церкви признают седьмое таинство - елеопомазание. В Православной Церкви елеопомазание совершается над тяжело больными в надежде на милосердие Божие и с верой в то, что священный елей ускорит выздоровление, а в случае же неизбежной смерти облегчит смертные муки. В Армянской Церкви елеопомазание не практикуется. Сохранившиеся “посещение больных” и “последнюю хрнзму” над телом священнослужителей после смерти некоторые богословы неудачно пытались поставить на месте седьмого таинства. Мертвое тело уже не нуждается в дарах Св. Духа - “последняя хризма” является напоминанием об умащении тела Христа драгоценными маслами и ладаном. Посещение же больных не может быть отдельным таинством, поскольку во время него совершаются лишь таинства покаяния и причащения.
3. Иерархия Армянской Церкви
На высшей ступени иерархической лестницы Армянской Церкви стоит Католикос. Получая при рукоположении благодать Св. Духа, он получает и власть передавать ее епископам, которые, в свою очередь, передают ее при рукоположении священникам, а последние - народу. Итак, в иерархию Армянской Церкви входят три основные степени священства, представители которых через рукоположение и хризму (миропомазание) получают благодать Св. Духа и власть передавать ее другим.
Священник - основная степень иерархического строя. Обязанностью священника является пастырство, то есть попечение о духовном возрождении людей, духовное воспитание верующих, а также совершение таинств, богослужений и треб. Священник получает священническую власть от епископа через рукоположение и миропомазание. В Армянской Церкви, как и в Православной, священники бывают и женатыми и безбрачными. Для того, чтобы стать священником, избранник должен состоять в браке не менее года и иметь сына. Священник-вдовец может принять монашество или жениться во второй раз, по установлению Католикоса Геворга V (1911-1930).
Иеромонах (безбрачный священник) после рукоположения в тот же день дает обет безбрачия и надевает “всгар” (особый головной убор - клобук) как символ отречения от мира. Брачные священники могут достичь звания протоиерея.
Епископ - высшая степень церковной иерархии. Епископство олицетворяет единство Церкви. Епископ - это глава и духовный предводитель всех церквей одного политико-географического региона (епархии). Епископу принадлежит право рукоположения и миропомазания священников и освящения храмов. В Армянской Церкви епископ рукополагается и принимает хризму от Католикоса. Во время рукоположения епископ получает архиерейский жезл и перстень в знак власти. Епископы избираются из числа безбрачного духовенства, имеющего ученую степень архимандрита. Особо выдающиеся епископы могут получить почетный титул архиепископа.
Католикос В отличие от Православных Церквей в иерархии Армянской Апостольской Церкви глава Церкви - Католикос - стоит на ступень выше епископов, он принимает рукоположение и хризму от 12 епископов. Католикос представляет централизованную власть Армянской Церкви. Он - главный законодатель и верховный судья. В его компетенцию входит рукоположение епископов, освящение св. мира, благословение новых законов и новых праздников, основание новых епархий и т.д. Католикос избирается Церковно-Национальным Собором пожизненно. В Армянской Церкви существуют также два низших сана. Чтец (дпир) - в настоящее время чтец совмещает обязанности разных служителей древней церкви: псаломщика, пономаря, ключаря, фонарщика. Дьякон избирается из числа чтецов и рукополагается в дьяконы. Его обязанность - помогать священнику и во время богослужений, и в его пастырской деятельности.
Ученые степени Армянской Церкви
Армянская Церковь присваивает своим служителям две степени учености: 1. архимандрит (вардапет) - соответствует степени кандидата наук, 2. протоархимандрит (тцайрагуйн вардапет) - соответствует степени доктора наук.
Ученые степени присваиваются только безбрачному духовенству. Правом присваивать ученые степени обладают только те епископы, которые имеют звание верховного архимандрита. При присвоении ученой степени архимандриту вручается жезл с двуглавой змеей, который символизирует мудрость и данную ему власть учительствовать и проповедовать.
4. Реликвии Армянской Церкви
Армянская Церковь является хранительницей множества реликвий, из которых особо значимы следующие:
Копье, пронзившее ребро Иисуса Христа По свидетельству апостола Иоанна, один из воинов пронзил копьем ребро умершего на кресте Иисуса Христа (Ин.19, 34). По преданию, это копье было принесено в Армению апостолом Фаддеем. В средние века оно хранилось в монастыре Айриванк, который был переименован в Сурб Гегард (Святого Копья). В настоящее время эта реликвия хранится в Св. Эчмиадзине. Копьем Католикос Всех Армян освящает св. миро во время мироварения.
Десница св. Григория Просветителя В Армянской Церкви сохраняются и почитаются мощи святых. Особое место среди них занимает десница св. Григория Просветителя, которая является символом власти Верховного Патриарха Католикоса Всех Армян. Десница св. Григория хранится в Св. Эчмиадзине, и ею так же освящается св. миро во время мироварения.
Частица древа Ноева Ковчега Как сказано в Библии, “остановился ковчег... на горах Араратских” (Быт. 8, 4). По преданию, в начале IV века епископ Низибииский Иаков (+350) поставил перед собой цель подняться на недоступную вершину горы Арарат для того, чтобы увидеть Ноев Ковчег и взять частицу от него. После долгих мучительных дней подъема, уснув ночью на покрытом снегом склоне горы, Иаков во сне увидел ангела, подающего ему частицу Ноева Ковчега как награду от Бога за его терпение и веру. Проснувшись и увидев возле себя кусок окаменевшего дерева, Иаков, восславив Бога, пустился в обратный путь. В настоящее время частица древа Ноева Ковчега хранится в монастыре Св. Эчмиадзина. В 1766 г. Католикос Всех Армян Симеон Ереванци небольшую часть древа Ковчега отправил в дар Екатерине II, выразив этим благодарность русской императрице за ее заботу об армянском народе. В Св. Эчмиадзине с почитанием хранятся также мощи св. Иоанна Крестителя, св. Стефана Первомученика, свв. апостолов Фаддея, Варфоломея, Андрея Первозванного, Фомы и великих святых Церкви Христовой, а также такие святыни, как частица Древа Животворящего и Пречестного Креста Христова и частица тернового Венца Спасителя.
|