Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Социальная диагностика как технология социальной работы, ее цели и способы проведения.






Социальная диагностика является непременным эле­ментом любого технологического цикла, даже самого про­стейшего. Диагностика обычно предшествует другим тех­нологическим процедурам социальной работы. Социальная диагностика — это процесс исследования социального объекта, явления путем распознавания и изучения при­чинно-следственных связей, отношений, характеризующих его состояние и тенденции развития. Цель диагностики заключается в проникновении в сущность конкретных социальных проблем, присущих объекту или явлению, и их описание в системе показателей (норм, нормативов, ориентиров диагностируемой сферы жизнедеятельности).

Как способ не только индивидуального, но и комплекс­ного накопления социологических знаний диагностика во­шла в исследовательскую практику на рубеже XIX—XX вв. По мнению специалистов, сам термин «социальная диагно­стика» утвердился в конце 20-х — начале 30-х гг.

Будучи технологической процедурой, социальная ди­агностика включает в себя определенные этапы. Первый — предварительное ознакомление с объектом, постановка задач, выделение состава диагностируемых ситуаций, параметров ситуации, выбор показателей мето­дик; второй — измерение и анализ показателей; третий — построение выводов, заключение по диагнозу.

Отдельные исследователи самостоятельными этапами ведения социальной диагностики выделяют проведение общей и специальной диагностики. Общая диагностика предполагает выделение и анализ наиболее важных про­блем исследуемого явления, а частная диагностика наце­лена на распознание и анализ частных, более узких про­блем диагностируемого явления.

При принятии управленческих решений целесообраз­но придерживаться определенной структуры социальной диагностики. Ряд исследователей в такую структуру вклю­чает следующие основные элементы: оценку состояния социального объекта на основе заранее определенного на­бора показателей (статистических данных, балльных эк­спертных оценок, средств косвенного замера и др.); опре­деление эталонного или нормативного состояния социаль­ного объекта; соотношение эталонного и реального состояния социального объекта с последующей подготов­кой управленческих решений.

Наряду с практическими предписаниями, рекоменда­циями социальный диагноз может содержать и теорети­ческие выводы. Рекомендации, скорректированные с уче­том конкретной ситуации, имеющихся ресурсов и возмож­ностей, являются серьезным обоснованием для принятия соответствующих решений, применения новых моделей поведения, проведения определенных коррекционных действий и других мер.

Эффективное ведение социальной диагностики предпо­лагает соблюдение ее важнейших принципов. Под ними нужно понимать строго определенные исходные положе­ния, соблюдение которых является целесообразным и даже необходимым условием получения достоверных резуль­татов исследования. К таким принципам диагностики обычно относят: объективность, принцип комплексного анализа, причинно-следственную обусловленность и др.

Способами, специальными приемами ведения социаль­ной диагностики являются методы. Они, образно говоря, оживляют технологические компоненты диагностики. Разнообразие ее методов зависит от специфики диагнос­тируемого социального явления, поставленных целей и задач исследования.

Систему методов социальной диагностики условно можно подразделить на две основные группы: методы проведения диагностического исследования и методы ана­лиза диагностической информации, определения приори­тетности проблем. Методы первой группы позволяют по­лучить наиболее достоверную информацию о явлении, объекте исследования. К их числу относятся следующие методы: сбор первичной информации, ознакомление с документальными и статистическими материалами; диаг­ностическая беседа; наблюдение; интервью; анкетирова­ние; тестирование и др.

На самом начальном этапе ведения диагностики целе­сообразно использовать метод сбора первичной информа­ции, ознакомиться с имеющимися документами и статис­тическими материалами. Исследуя то или иное социаль­ное явление, важно изучить соответствующие нормативные документы, справки, отчеты.

Социальная диаг­ностика является одним из начальных и очень ответствен­ных этапов в общей системе технологизации социальной работы. Ведь от обоснованности и достоверности диагнос­тических данных, умения их верно интерпретировать за­висит эффективность последующей профилактической и коррекционно-реабилитационной работы. Своевременно и правильно поставленный диагноз — это уже начало про­цесса социальной помощи и социального оздоровления.

21. Социальная адаптация как технология социальной работы. Виды социальной дезадаптации.

Социальная адаптация, будучи сложным и многоуров­невым процессом, осуществляется в различных сферах жизнедеятельности человека. Как процесс она означает приспособление личности или социальной группы, попав­шей в трудную жизненную ситуацию, к реальной соци­альной среде. Процесс социальной адаптации начинает­ся с осознания личностью (социальной группой) того об­стоятельства, что ее прежнее поведение не содействует достижению успеха и необходимо менять модель поведе­ния с учетом требований новой социальной среды. А для смены поведенческих образцов необходима активная по­зиция самой личности. С учетом вышесказанного можно дать более обстоятельное определение понятия «адапта­ция». Социальная адаптация — процесс приспособления личности или социальной группы к новой среде жизнеде­ятельности путем активного ее усвоения.

В социальной работе необходимо учитывать различ­ные виды адаптации, влияющие на развитие человека. Некоторые ученые, включая авторов ряда учебных посо­бий, выделяют четыре основных вида или уровня адапта­ции человека: биологическую, физиологическую, психо­логическую, социальную.

Процесс социальной адаптации носит конкретно-исто­рический характер. Поэтому усилия личности или соци­альной группы, их возможности по усвоению изменив­шейся социальной среды во многом определяются направ­ленностью самих изменений, социально-правовой и нравственной обстановкой в стране.

По большому счету, каждому из нас, живущему в ре­альном обществе, приходится многократно приспосаб­ливаться к тем или иным процессам жизнедеятельности. И прежде всего такая адаптированность требуется в сфе­ре трудовых отношений, личностно-бытовой и культурно-досуговой. Поэтому вполне обоснованно ученые выде­ляют три основных вида (уровня) социальной адаптации: производственную, бытовую и досуговую.

Адаптация выступает не только как процесс, но и как социальная технология. Причиной адаптации могут служить изменения социаль­ного состояния и положения личности или группы лиц в связи с новой социальной ситуацией (потеря работы, вы­ход на пенсию, переселение или вынужденная миграция, получение физических увечий, переживание катастрофы, участие в боевых действиях и т. д.). Усложнившаяся со­циальная ситуация, иной статус личности (группы лиц) служат своеобразными критериями при классификации основных направлений социальной адаптации примени­тельно к социальной работе. К их числу можно отнести следующие направления: социальная адаптация к взрос­лой жизни детей-сирот — выпускников детских домов; адаптация инвалидов и пенсионеров к новым условиям жизни; адаптация участников военных конфликтов; адап­тация лиц, подвергшихся насилию; адаптация лиц, пере­живших катастрофы; адаптация безработных; адаптация мигрантов, беженцев и вынужденных переселенцев; адап­тация осужденных и освобожденных из мест заключения, и др.

Система методов социальной адаптации включает в себя такие, которые применяются при реализации других фун­кциональных процедур технологии социальной работы. В частности, в ходе адаптации может быть использован универсальный метод информационно-консультативной беседы, метод поддержки и стимулирования новых навы­ков, моделей поведения и социальной среды, используе­мый в социальной профилактике, а также метод сказкотерапии, относящийся к способам реализации социальной терапии. Кроме названных методов в практике социаль­ной адаптации применяются и такие, как адаптационные тренинги, персональный социальный патронаж, метод квотирования и др.

Системное и профессиональное применение указанных методов является залогом обеспечения успешной адаптированности личности или социальной группы. Активное усвоение ими новой социальной среды позволяет быстрее и с меньшими издержками приспособиться к новым ус­ловиям жизни, изменившемуся социальному статусу, сложностям бытия и особым требованиям профессиональ­ной деятельности.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал