![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Технологии социальной работы на предприятии
Сфера труда производственной деятельности сегодня особенно остро нуждается в научно обоснованной концепции социальной работы, модели вариативной инфраструктуры служб социальной поддержки производственников. Условия решения этой проблемы: — личностная ориентированность инфраструктуры служб социальной сферы, учитывающая интересы и потребности трудящихся (особенно молодежи) конкретного учреждения; — обеспечение включенности каждого в активную деятельность, предполагающую субъектную позицию, современные способы самозащиты, самореализации; — направленность социальной работы на восстановление и развитие социальных связей, формирование воспитывающих отношений в производственном социуме; — создание на предприятии соответствующих, педагогически целесообразных служб социальной поддержки молодежи и их семей; — востребованность предприятием профессионально подготовленных специалистов социальной сферы — социальных работников (социальных педагогов, психологов); — взаимодействие социальных служб предприятия с другими учреждениями, общественными организациями в социуме и с семьями трудящихся. При всем этом социальная работа должна быть максимально конкретной, личностно ориентированной и отражающей специфику той производственной сферы, в которой человек трудится. В производственном социуме практически вокруг любого объекта может быть развернут весь комплекс социальных деятельностей, каждый из видов которых носит многофункциональный характер, способствующий расширению и углублению интересов личности. Одна из ведущих идей такой модели: чем больше функций реализуется в той или иной деятельности, тем более широкое и сильное воздействие на личность они оказывают. Это является весьма привлекательным фактором для работающих на предприятии. На конкретных предприятиях вырабатываются свои механизмы социальной поддержки трудящихся, принципы социальной работы в этих службах: профилактика, понимание и поддержка вместо осуждения и назидания, добровольность и самоопределение, самопомощь и активность вместо пассивности, конфиденциальность, открытость и искренность, ориентация на семью. Основные направления социальной работы с различными группами трудящихся: консультационное, диагностическое и коррекционное. Данные направления присутствуют, как минимум, на двух уровнях социальной работы: 1) целевой защиты наиболее нуждающихся и социально уязвимых категорий молодежи, различных " групп риска"; 2) социальной работы со всеми группами трудящихся с целью профилактики конфликтных и проблемных ситуаций. В рамках действующих программ (составляющих в совокупности последовательную реализацию межведомственной модели социальной работы на предприятии) набирает силу комплексная социальная служба для трудящихся, обеспеченная профессионально подготовленными кадрами специалистов — социальных педагогов и социальных работников. Наряду с директором предприятия непосредственную ответственность за развитие такой службы осуществляет его заместитель по социальным вопросам. Постепенно на предприятии складывается система социальной работы, которую можно рассматривать как инновационную модель комплексной социальной службы, интегрирующей возможности и сбалансированную адекватную им практическую деятельность всех звеньев этой службы, направленную на формирование педагогического мышления у различных субъектов социальной сферы, социальной политики в производственной сфере; нормализацию и оздоровление социально-психологических ситуаций, отношений среди трудящихся предприятия; осуществление личностно-ориентированного подхода в социальной работе с трудящимися, в образовании, воспитании, социальной защите как трудящихся, так и членов их семей, предполагающую непосредственное участие самих производственников как субъектов этого процесса.
|