![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Методика организационно-административной работы в центрах социальной работы и в системе социальной работы.
Организационно-административная работа— совокупность социально-экономических методов, средств и форм управления фирмами в конкурентных рыночных условиях, направленных на обеспечение устойчивости организации и получение долгосрочной прибыли. Субъект и объект управления в любой социальной организации взаимодействуют между собой по каналам прямой и обратной связи. По прямому каналу связи передается управленческая информация (управленческие воздействия) от субъекта управления к объекту управления. По каналу обратной связи от объекта управления к субъекту управления передается информация о результатах деятельности и состоянии объекта управления. Субъект управления, объект управления и существующие между ними разнообразные связи составляют систему социального управления, в частности систему управления по оказанию социальной помощи населению. В арсенале методов управления существуют четыре основные группы: • прямые, административные, или организационно-распорядительные методы основаны на использовании в руководстве объективных упорядоченных организационных отношений между людьми типа «управляющий — управляемый»; • экономические, или косвенные методы, как более мягкие, воздействуют на экономические интересы субъекта управления через систему экономических и финансовых инструментов, таких как цены, заработная плата, кредит, финансы, налоги и т. п.; • социально-психологические методы включают конкретные способы воздействия на процессы формирования и развития коллектива, на социальные процессы, протекающие внутри него. С их помощью комплектуются группы и коллективы, осуществляется психологическая мотивация труда и его гуманизация, учитывается и направляется функционирование неформальных структур, проводится профессиональный отбор и обучение, анализ и постановка стиля руководства и т. п.; • идеологические методы воздействуют на мировоззрение людей, на гражданские и патриотические чувства коллективов и каждого работника. Их диапазон широк: от политической пропаганды и агитации до контроля деятельности администрации трудовым коллективом и привлечения трудящихся к управлению производством. Выбор методов управления в каждом конкретном случае специфичен. Он зависит от множества обстоятельств, например, таких как внутренняя и внешняя среда организации, ее цели и задачи, характеристики персонала и руководства. Управленческие решения могут быть оформлены письменно в форме документов, на электронных носителях, либо переданы вербальным путем (например, устные распоряжения). Документы можно классифицировать по следующим основным признакам: а) уровень иерархии нормативно-методического обеспечения - международное сообщество, страна, регион (республика, край, область), город, село, фирма; б) правовой статус документа - обязательные к исполнению (законы, стандарты, указы, постановления, положения, программы, планы, формальные распоряжения) и рекомендательные (инструкции, методики, рекомендации и т.п.); в) содержание документа - технические (инвестиционные проекты, конструкторско-технологическая документация, методики и т.п.), экономические (технико-экономические обоснования, финансовые, бухгалтерские, налоговые документы, бизнес-планы и т.п.), организационные (организационные проекты, устав, организационные структуры, протокол, инструкции и т.п.). Обязательные атрибуты документов фирмы - цель документа, основание для разработки, место данной цели (задачи, функции и т.п. подсистемы системы менеджмента), основание для разработки, ссылки на научные подходы и принципы, которые должны соблюдаться при решении цели (задачи), потребитель информации, нормы и правила их использования, возможный круг исполнителей, требования к качеству работ, экономии ресурсов, срокам, санкции, источники информации. В методических документах, кроме этих данных, должны быть приведены конкретные методы. Во всех документах должен быть раздел " Основные положения" и в большинстве — " Информационное обеспечение". Примерное содержание раздела " Основные положения": · основание для разработки; · актуальность (с точки зрения положения дел в мире, стране, на фирме в данной области); · назначение документа; · основные термины и определения; · область применения документа (кому предназначен); · органы, контролирующие применение документа; · ответственность за несоблюдение требований документа. · Примерное содержание раздела " Информационное обеспечение": · классификация информации, используемой при применении документа; · требования к информации; · источники получения информации; · технология и технические средства получения (сбора), обработки, передачи, накопления и использования информации. Документы, отвечающие перечисленным критериям (требованиям) качества, будут конкурентоспособными на внутреннем и внешнем рынках. Качество документа является основным условием обеспечения конкурентоспособности товаров, фирм, страны. Одним из условий качественного оформления управленческого решения в соответствующем документе является обеспечение высокого качества межотраслевой документации, оформленной в виде государственных стандартов Российской федерации. В настоящее время действуют более 20 систем документов: Государственная система стандартизации (ГСС); Единая система конструкторской документации (ЕСКД); Единая система технологической документации (ЕСТД); Системы качества (СК); Система сертификации и др. Эффективность социальной работы в современных рыночных условиях в России во многом определяется качеством ее организации и управления. В то же время теория управления социальной работой мало исследована, и в числе ее главных проблем можно назвать следующие: разработка теоретических основ менеджмента в социальной работе, исследование организационных структур управления социальной работой, обоснование рекомендаций по использованию их типовых форм на государственном и региональном уровнях; моделирование деятельности социальных служб; разработка критериев, позволяющих оценивать качество управления социальной работой, и методик оценки деятельности ее подразделений и персонала; исследование информационных основ менеджмента в социальной работе, создание современного банка данных; разработка научных методов прогнозирования социальной работы, совершенствование качественных и количественных методов прогнозирования; исследование методов мотивации социальной работы и др. Планирование в социальной службе как функция управления.
Первые попытки разработки и выполнения планов социального развития были предприняты во второй половине 60- х годов в производственной сфере. Впервые такой план был составлен в 1966 году на Лениниградском объединении электронного приборостроения «Светлана». В последующем появились планы социального развития городов, регионов, отраслей. Типичный план соцразвития на предприятии включал следующие разделы: Первый раздел – изменения в социальной и профессионально – квалификационной структуре коллектива. Второй раздел – улучшение условий труда, повышение культуры и эстетики производства. Третий раздел – повышение профессионально – технического и культурного уровня работников. Четвертый раздел – повышение материального уровня и улучшение жилищно – бытовых условий работников. Пятый раздел – удовлетворение потребностей духовного и физического развития членов коллектива. Шестой раздел – совершенствование социальный отношений в коллективе. В связи с быстрым становлением и повсеместным распространением системы социальной защиты населения в Российской Федерации в начале 90- х годов появился новый для отечественной практики термин – «планирование социальной работы». Данный вид планирования, как показал опыт, реализуется прежде всего в виде организационных планов, которые классифицируются по двум признакам.
«Методические рекомендации по планированию и организации работы центров социального обслуживания» содержат следующий состав разделов годового плана работы центра социального обслуживания: 1. Развитие видов и форм социального обслуживания населения (отделений социальной помощи на дому и дневного пребывания, а также службы срочной социальной помощи). 2. Работа с кадрами, повышение профессионального мастерства специалистов по социальной работе, социальных работников. 3. Наращивание и укрепление материально – технической базы центра, улучшения условий труда. Квартальные планы составляются исходя из задач, решаемых ЦСО, перспективного плана и с учетом условий работы. При этом рекомендуются следующие разделы: 1. Развитие видов и форм социального обслуживания населения. 2. Работа с кадрами. Контроль за работой структурных подразделений. Повышение профессионального уровня сотрудников. 3. Наращивание и укрепление материально – технической базы центра, улучшение условий труда. Месячные планы работы, например, отделения социальной помощи на дому, разрабатываются на основании задач, решаемых ЦСО и отделение, перспективного и квартального планов работы центра, а также с учетом особенностей текущего периода. Рекомендуются следующие разделы этих планов: 1. Организационная и культурно – массовая работа. 2. Работа с кадрами, повышение профессионального уровня. 3. Контроль за качеством обслуживания, обобщение и распространение передового опыта. Месячные планы работы службы срочной социальной помощи разрабоатываются на основе задач, решаемых ЦСО и службой, перспективного и квартального планов работы центра, а также с учетом особенностей текущего периода. Они включают следующие разделы: 1. Организация обслуживания нуждающихся в различных видах социальной помощи. 2. Работа с кадрами, повышение их профессионального уровня. 3. Наращивание материально – технической базы, создание запасов продуктов, одежды, постельного белья, обуви, медикаментов и проч. 4. Другие вопросы по мере необходимости. По включаемым в планы мероприятия определяются сроки выполнения и назначаются ответственные. Разновидность организационных планов являются «Комплексные планы совершенствования систем управления», состоящие из разделов: 1) организационные мероприятия (уточнение должностных инструкций; совершенствование структуры аппарата управления, информационных потоков и делопроизводства; проведение производственной учебы; улучшение организации первичного приема граждан. 2) экономические мероприятия (улучшение системы материального поощрения; создание комплексной системы управления качеством труда и услуг); 3) социально – психологические мероприятия (улучшение жилищных условий, социально – психологического климата); 4) инженерно – технические мероприятия (создание автоматизированных рабочих мест, переоборудование комнаты отдыха сотрудников). К организационному планированию относятся также разработка и утверждение по принятому порядку месячных планов работы руководителей подразделений, специалистов по социальной работе, «полевых» социальных работников с последующим составлением отчетов. В деятельности учреждений социальной защиты используется и такой инструмент, как «Комплексный план совершенствования системы…», включающий организационные; экономические; инженерно – технические; социально – психологические; кадровые; культурно – массовые мероприятия. Использование этого алана связано с более полным удовлетворением, например, в деятельности ЦСО постоянного и комплексного социально – бытового, культурного, юридического и медицинского обслуживания, организации питания, посильного труда, оказания различных видов помощи, дополнительных услуг (в том числе платных), совершенствованием работы персонала центра. В деятельности учреждений социальной защиты используется также и экономическое планирование. Например, в деятельности ЦСО таким инструментом выступают «Заявка на выделение средство на квартал» и «План расходов на квартал», которые представляются в вышестоящий орган, где они рассматриваются, корректируются и утверждаются. План расходов включает такие статьи: заработная плата сотрудников; налоги; канцелярские и хозяйственные товары; командировочные; транспорт; оплата услуг связи; коммунальные услуги; бесплатное питание; основные средства и малоценные и быстроизнашивающиеся предметы. 67. Организаторская деятельность по выполнению принятых решений и планов. Процесс принятия управленческого решения 1) Обнаружение и постановка проблемы. 2) Сбор и анализ информации о проблеме подлежащей решению – информацию черпают из законов, документов, общественного мнения. 3) Разработка критерия оценки эффективности решения. Существуют различные подходы к разработки критериев оценки эффективности приним. решение. Это обусловлено, что каждый критерий может включать в себе эффективности. Программа эффективности наз. наиболее важные параметры системы, которая позволяет оценить качество решения проблемы и достижения поставленных целей. Так при оценке экономической эффективности параметрами является прибыль, объем затрат, уровень риска, производ. труда. Анализ возможных вариантов и выбор оптимального варианта решения. Анализ возможных вариантов решений должен проводится по совокупности параметров эффекта, при отсутствии заданного критерия эффектив. для анализа возможных вариантов могут использоваться 2 принципа: 1) Улучшение качества решения производится до тех пор, пока улучшаются все параметры эффекта. 2) Позволяет считать решение оптимальным, если все параметры эффекта, входящие в критерии эффективности, обладают устойчивостью. Процесс принятия решения включает ряд стадий и операций, выбор зависит от руководителя. 3) Реализация принятого решения. Два этапа: 1. Доведение решения до исполнителя 2. Организация исполнения решения. Шестой контроль за реализацией решения и оценка его реализации. Исполнение решения немыслимо без контроля, он принимает форму обратной связи.
|