![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Образование как общественная ценность, социально-культурный феномен и педагогический процесс.
Образовательные учреждения во многих странах мира стали наиболее благодатной, стабильной сферой социальной работы и одновременно средством влияния на различные категории населения, духовного и культурного возрождения людей, гармонизации отношений между личностью и обществом. В контексте профессиональной социальной работы содействие личности в ее становлении, саморазвитии, самореализации, образовательные и культурные ценности (т.е. создание условий для каждого человека в его образовательном и культурном личностном развитии) имеют первостепенное и непреходящее значение, не идущее в сравнение с какой бы то ни было материальной помощью, социально-бытовыми или другими ценностями. Невозможность для многих детей, молодежи, людей старшего поколения приобщиться к различным, ранее доступным формам образования и ценностям культуры, развития своего интеллектуального потенциала, расширения кругозора; сокращение числа учреждений дошкольного, базового и дополнительного образования, культурных учреждений, мест для отдыха, творческих и досуговых занятий — эти по сути своей социальные проблемы крайне негативно отразились на уровне духовно-нравственного, физического, психического развития человека, и прежде всего личности ребенка. Содействие созданию в России психически и физически здорового, образованного молодого поколения с высокими духовно-нравственными, человеческими качествами, знающего и уважающего историю, традиции своего народа — это общегосударственная задача, от решения которой зависит будущее страны. Проблемы человека вплетаются в социально-исторический процесс, в конкретные социокультурные условия его существования, деятельности, от которых зависит воспитание человека, направления, содержание, цели личностно ориентированной социальной работы. Она осуществляется путем анализа среды, а также места и деятельности человека в определенной микросреде. Образование, таким образом, становится одним из важнейших факторов развития социальных процессов в нашей стране, осуществляющим социальную и правовую защиту личности, обеспечивающим активное развитие личности, способной к позитивной саморегуляции, реализующей широкое сотрудничество со всеми элементами микросоциума. Значительно расширяя свои рамки, образование в настоящее время воспринимается личностью не как некая замкнутая система, действующая в институциональной среде и приводимая в действие определенным образом подготовленными специалистами, а как открытый процесс, происходящий не только в стенах образовательных учебных заведений и других учреждений институциональной среды, а повсюду и под воздействием всех лиц, обладающих опытом и стремящихся передать его другим. Такой подход к пониманию образования через образовательное пространство значительно усиливает его возможности в социальной работе. Главная функция образовательного пространства — расширить возможности творческой личности, стимулировать ответственность за все происходящее, в том числе за смысл собственного существования, поставить ее в состояние субъекта деятельности, принимающего решения, действующего в соответствии с выработанными ценностями. Педагогический процесс - специально организованное взаимодействие старшего (обучающего) и младшего (обучаемого) с целью передачи старшими и освоения младшими социального опыта, необходимого для жизни и труда в обществе. Педагогический процесс это одно из главных понятий педагогики. От педагогического процесса зависит все обучение и воспитание во всех педагогических учреждениях. Не важно школа это или, например, ВУЗ. Одно из самых лучших и полных определений педагогического процесса, которое отражает всю полноту понятия такое: педагогический процесс – это целенаправленное и специально организованное взаимодействие педагогов и обучающихся, направленное на решение различных задач. Выделяют свойства педагогического процесса такие как: - Детерминированность или причинная обусловленность внешними и внутренними обстоятельствами. К ним можно отнести обстановку в стране, уровень зарплат учителей, программы правительства по улучшению работы в школе, настроение ученика и учителя на урок и другие факторы. - Целенаправленная реализация целей образования, которые определяются человеком, государством и реализуются в образовательном учреждении. Здесь стоит отметить, что главная цель педагогического процесса – это всестороннее и гармоничное развитие личности. - Противоречивость. В педагогическом процессе происходит столкновение различных позиций, взглядов, возникают различные противоречия и несоответствия. Разрешение этих спорных моментов служит источником развития педагогического процесса. Главным противоречием в педагогическом процессе можно считать противоречие между поставленными целями и достигнутыми результатами. - Непрерывность. Это значит, что педагогический процесс осуществляется постоянно во все время нахождения человека в образовательном учреждении. - Многофункциональность. В педагогическом процессе выполняется и проявляется множество функций, например, образовательная, воспитательная, развивающая. -Организационно-методическая обеспеченность. - Так же одним из свойств педагогического процесса можно считать закономерность. То есть он является устойчивым, повторяющимся, объективным явлением.
|