![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Основные методы сбора первичной информации. ⇐ ПредыдущаяСтр 6 из 6
Существуют 3 основных метода сбора социологической информации: 1) Опрос, который делится на два подкласса: а) Анкетный опрос б) Интервью 2) Анализ документов 3) Наблюдения Опрос – метод сбора первичной информации посредством обращения с вопросами к определенной группе людей. Социологический опрос имеет 3 отличительные черты: 1. Количество опрошенных – Социолог опросив сотни и тысячи людей, обобщив полученную информации, делает выводы. Он интересуется общественным мнением. Получая и обрабатывая статистические данные, исследователь выявляет социальные типы личности. 2. Достоверность и объективность - Опрашивая сотни и тысячи людей, социолог усредняет разнообразные мнения и в результате получает гораздо более достоверную информацию, нежели журналист. 3. Цель опроса - С помощью исследований, проводимых социологом, устанавливается научный факт. Существует две основные разновидности опроса: - анкетирование; - интервьюирование. Анкета – опросный лист, самостоятельно заполняемый опрашиваемым по указанным в нем правилам. Респонденты рассматриваются в качестве объекта исследования. Интервью - проводимая по определенному плану беседа, предполагающая прямой контакт интервьюера с респондентом (опрашиваемом), причем запись ответов последнего ведется либо интервьюером (его ассистентом), либо механически (на пленку). Анализ документов – метод сбора первичных данных, при котором документы используются в качестве главного источника информации. Анализ документов открывает социологу возможность увидеть в отраженном виде многие стороны социальной действительности. Существуют самые разнообразные методы анализа документов. Самыми распространенными, прочно утвердившимися в практике социологических исследований является традиционный (классический) и формализованный (количественный). Выборочный метод и его основные понятия. Большинство социологических исследований имеет не сплошной, а выборочный характер. Другими словами, по довольно строгими правилам отбирается определенное количество людей, отражающих по социально – демографическим и другим признакам структуру изучаемого объекта. Эта операция носит название – выборка. В проекте выборки указываются принципы выделения из объекта той совокупности, в которой, собственно, и будет проведен опрос, обосновывается техника его проведения, обозначаются подходы к определению достоверности полученной информации, для того чтобы убедиться в степени правомерности распределения полученных выводов на весь объект исследования. Выборочная совокупность как бы представляет весь объект в целом и выступает его своеобразной моделью. Социолог производит отбор и переводит или проецирует результаты и выводы ее исследования на ген. совокупность. Гл. результатом процедуры выборки является определение ее объема. Объем выборки – это общее число единиц исследования, включенное в выборочную совокупность. Объем зависит от степени однородности ген. совокупности. Чем она однороднее, тем меньше объем выборки. Он зависит от числа признаков выборки, от требуемой степени точности ее результатов. В программе исследования социолог обязан указать, какие методы обработки применяются в выборке. Если отбор является многоступенчатым, то следует указать, сколько ступеней отбора применяется в выборке, какова единица отбора на каждой ступени и какой тип отбора применяется на каждой ступени и какой тип отбора применяется на каждой ступени, какова единица наблюдений на последней ступени выборки.
|