Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Механизм политической идентификации
Человек, с одной стороны, есть определенное материальное образование, отдельный единичный индивид, а с другой стороны, особое социальное образование. Природные задатки (различная
-----156-----
степень подвижности нервной системы, особенности волевых усилий, воображения и т. д.) и социальные качества являются факторами, влияющими на интенсивность, содержание и стабильность политического участия каждого, включенного в сферу политики. Необходимо, однако, подчеркнуть, что хотя индивид — генотипическое образование, неверно помещать источник его политической активности и участия в недра наследственности, а социально-политическое окружение рассматривать лишь как обусловливающее возможности проявления того сокровенного наследия, с которым родится человек. Индивид прежде всего характеризуется наличием собственного «Я». Он участвует в общественно-политических процессах, благодаря осознанию, выделению своего «Я» из множества себе подобных и окружающей среды. «Я» — это осознание себя самим собой. «Я» является его ядром, обеспечивающим индивидуальную целостность. С формированием представления о самом себе индивид становится саморегулирующимся субъектом. Как подчеркивал Кант, «то обстоятельство, что человек может обладать представлением о своем Я, бесконечно возвышает его над всеми другими существами, живущими на земле. Благодаря этому он личность, и в силу этого единства сознания при всех изменениях, которые он может претерпевать, он одна и та же личность, т. е. существо, по своему положению и достоинству совершенно отличное от вещей, каковы неразумные животные, с которыми можно обращаться и распоряжаться как угодно»61. Собственное «Я» индивида представляет собой относительную устойчивость; ее основу составляет память, способность человеческого мозга воспринимать, перерабатывать, хранить и воспроизводить информацию об окружающем мире и о себе самом. Эта устойчивость обеспечивается также и постоянством телесной организации данного человека, и присущими ему чертами характера и темперамента, а главное — особенностями сознания и самосознания. Стремясь интегрировать в единое целое свое «Я», индивид соотносит себя с другими, с социальными группами; он отождеств- __________ 61Кант И. Соч.: В 6 т. Т. 6. С. 357.
-----157-----
ляет себя с конкретными субъектами и пытается участвовать в тех сферах, в которых они участвуют. Первоосновой этого, как отмечал еще Фрейд, является уподобление «Я» чужому «Я», вследствие чего первое «Я» в определенных отношениях ведет себя, как другое, подражает ему, принимает его в известной степени в себя. В процессе политического участия подобную идентификацию, стимулирующую различные формы активности, можно сравнить с каннибалистическим поглощением другого индивида. Это проявляется, например, в переодевании в костюмы или униформу лидеров, отращивании усиков, как у вождя, сбривании всех волос с головы, изменении манеры приветствовать друг друга и публично выступать и многом другом. Механизм политического участия, базирующийся на идентификации, подражании моделям поведения, обобщенным образам и индивидуальным качествам, начинает функционировать в семье и ближайшем дружеском окружении. Особенно активно он работает среди политических единомышленников, в группах контактного, непосредственного общения в партиях, движениях, союзах и ассоциациях. В общностях, принадлежащих к одной расе, этносу, религии, говорящих на одном языке, политическое участие приобретает их колорит и специфические особенности. На него оказывают влияние и большие группы людей — классы, то есть совокупности граждан с одинаковым социальным статусом, доходами и родом деятельности, и малые группы — по месту проживания.
|