Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Принципы выбора видов транспорта потребителями транспортных услуг
Проблема выбора способов доставки грузов и перемещения пассажиров является одной из главных при создании и функционировании призводственно-экономических систем и населенных пунктов в государстве. При этом следует различать условия такого выбора: текущие и перспективные (стратегические). В первом случае потребители транспортных услуг делают выбор из существующих в стране или регионе видов транспорта, а во втором — учитывая возможное их развитие и создание новых способов перемещения товаров и людей. Соответственно различается и учет затрат на перемещение. В текущих условиях при выборе каналов товародвижения или поездки пассажиров учитывают тарифные платы за перевозки и другие услуги, а при перспективных расчетах — приведенные эксплуатационно-строительные затраты. При этом в обоих случаях, кроме цены перевозки, берут во внимание дальность, сроки и скорости доставки, универсальность и производительность транспорта, уровень сохранности грузов и безопасности перевозок, комплексность и комфортабельность транспортного обслуживания клиентов и другие показатели. На практике выбор вида транспорта зачастую ограничен, особенно в области грузовых перевозок. Так, массовый завоз грузов в глубинные районы Крайнего Севера возможен в основном речным транспортом в период навигации с припортовых железнодорожных станций и морских портов. Перевозки угля на теплоэлектростанции или железорудного сырья на металлургические комбинаты осуществляются, как правило, по железным дорогам с использованием подъездных железнодорожных путей отправителей и получателей этих грузов. Во многих районах России, особенно на востоке, еще сохраняется естественно-монопольное транспортное сообщение одного вида массового транспорта при ограниченных возможностях конкурентного выбора транспортных услуг. В период структурной перестройки экономики и значительных изменений в объемах и географии перевозок такой выбор может быть существенно расширен. Он может серьезно повлиять на развитие транспортно-дорожного комплекса государства. Так, заметно возросла конкуренция между железнодорожным и автомобильным транспортом при грузовых перевозках не только на короткие, но и на средние и даже дальние расстояния. Растет конкуренция между железными дорогами и воздушным транспортом при перевозке пассажиров. Усиливается конкуренция в пригородном и местном сообщениях между железной дорогой и автомобильным транспортом. Это дает стимул для поиска новых интермодальных технологий, повышения качества транспортного обслуживания потребителей транспортных услуг, использования принципов логистики и маркетинга в организации перевозок. Соответственно повышаются и возможности выбора видов транспорта с учетом технико-экономических особенностей и конкурентоспособности транспортных услуг каждого из них. Каковы же основные принципы выбора видов транспорта? Первый и основополагающий принцип заключается в том, что выбор вида транспорта или способа перемещения делают сами потребители транспортных услуг в отличие от ранее существовавшего в области перевозок грузов централизованного распределения. Это означает, что работники транспорта должны научиться продавать (а не распределять) транспортные услуги на транспортном рынке. Отсюда вытекает и второй принцип — основным критерием выбора вида транспорта являются затраты потребителей на транспортные услуги. Дополнительными критериями (в некоторых случаях решающими) могут быть минимальные сроки перемещения, надежность, безопасность, сохранность, экологичность перевозок и другие показатели. Третий принцип заключается в обеспечении сопоставимости стоимостных и натуральных показателей сравниваемых вариантов перевозок. Сопоставляются все элементы затрат на всем пути перемещения груза от склада отправителя до склада получателя (" от двери до двери") или следования пассажира " от дома до дома", включая возможные промежуточные перевалки груза или пересадки пассажиров на другие виды транспорта. При этом необходимо привести в сопоставимый вид различия в структуре затрат по видам транспорта и операциям перевозочного процесса. Расчеты по вариантам необходимо выполнять для одинакового объема перевозок между одними и теми же пунктами перемещения. И, наконец, четвертый принцип — обеспечение достоверной и достаточной информированности потребителей транспортных услуг, в частности, через рекламу, о емкости, качестве и стоимости этих услуг благодаря наличию хорошей экспедиторской службы по обслуживанию клиентов, развития маркетинговых подходов в работе транспортных предприятий. Объективная ин формация о транспортных услугах позволяет потребителям про водить сравнительные расчеты по оптимизации своих затрат на транспорт, рационализировать перевозку и эффективнее размещать заказы, определять более выгодные рынки сбыта своей продукции и управлять транспортной составляющей в цене товаров и услуг. Перечисленные принципы в значительной мере предопределяют методы выбора видов транспорта, которые различаются между собой способами или полнотой учета тех или иных сопоставляемых факторов (показателей). В связи с тем что одновременно учесть многочисленные факторы, оказывающие влияние на выбор вида транспорта, очень трудно, на практике сначала рассчитывают обобщающие стоимостные показатели, а затем, по мере необходимости и возможности, сопоставляют натуральные и эксплуатационно-технические. В условиях рыночной экономики важнейшим общим принципом выбора вида транспорта является конкурентоспособность транспортных услуг того или иного варианта перевозок. В связи с этим при выборе каналов товародвижения недостаточно сравнения только затрат на перевозки. Необходим учет качества транспортного обслуживания потребителей транспортных услуг, уровня безопасности и экологичность транспорта, выгоды потребителей от использования интермодальных технологий перевозок (внетранспортный экономический и социальный эффект) и т. п. Большое значение также имеет форма собственности сопоставляемых транспортных средств, система страхования перевозок и банковского обслуживания клиентуры. На выбор вида транспорта большое влияние оказывает также сложившаяся система межотраслевых договорных отношений между транспортом и грузовладельцами в рамках финансово-промышленных групп и на региональном уровне.
|