Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Техника безопасности в образовательном учреждении






Одним из определяющих факторов успешного функционирования ОУ явл. обесп-ние безоп-ти учащихся и соот-щее снижение травматизма среди них. При этом особую актуальность приобретают вопросы организации работы по охране труда и профилактики травматизма обучающихся и воспитанников во время образовательного процесса.

Причины школьного травматизма различны, но условно их можно разделить на две группы. Первую группу составляют причины внешнего характера, вторую группу – причины, зависящие непосредственно от учащегося.

К первой группе относятся:

v недостаточный инструктаж педагогического персонала по охране труда;

v небрежное и невнимательное отношение преподавателей к обучению школьников безопасным приемам работы;

v недостаточный контроль соблюдения инструкций по охране труда;

v технические причины (отсутствие ограждающих устройств, неисправность оборудования и др.);

v несвоевременное и неквалифицированное расследование причин несчастных случаев;

v слабая организация дежурства учителей и учащихся по школе;

v недостатки воспит-ной работы в вопросах соблюдения правил поведения, сплоченности коллектива;

v отсут. или несистем-кое взаимод-вие с родит. учащихся по вопросам проф-ки травматизма в быту и на улице.

Ко второй группе относятся:

v недисциплинированность учащихся;

v нарушение учениками правил и инструкций по охране труда;

v психологические и физиологические причины (недостаточное внимание, ослабление памяти, болезнь, утомление, связанное с ослаблением самоконтроля учащимся своей деятельности).

Статистика школьного травматизма свидетельствует, что наибольшее число травм (63 %) получены учащимися на переменах. Это дает основания полагать, что одной из наиб. распр-ных причин школьного травматизма явл. низкий уровень орг-ции и поддержания порядка в ОУ. Травмы, получ. на уроках физкультуры -16 %, на занятиях в спортивных секциях – 17 %, на других уроках – 4 %. Несчастные случаи и травмы детей стоят на втором месте по частоте обращений на станции скорой помощи (17%). Из них 53 % это ушибы, растяжения, вывихи, 14 % – повреждения глаз, 12 % – ожоги, по 7, 5 % составляют переломы костей конечностей и отравления. В числе пострадавших мальчиков в 1, 5 раза больше, чем девочек.

Причины увеличения числа бытовых и уличных травм среди учащихся различны. С одной стороны, это неудовлетворительные социально-экономические условия жизни и недостаточная работа городских специальных служб, с другой стороны, – малоэффективная пед. работа по воспитанию навыков культуры поведения учащихся.

Согласно основному законодательному документу в сфере образования – Закону РФ «Об образовании» (ст. 51, п. 1.7) «ОУ создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся и воспитанников. Ответственность за создание необходимых условий для учебы, труда и отдыха обучающихся, воспитанников образовательного учреждения несут должностные лица образовательного учреждения в соответствии с законодательством РФ и Уставом данного образовательного учреждения».

Общие мероприятия по предупреждению травматизма включают организационно-технические, общесанитарные и индивидуально-защитные мероприятия.

Организационно-технич. меропр. включ. мероприятия по предупреждению несчастных случаев, мероприятия, предупреждающие заболевания на производстве, а также мероприятия, улучшающие общие условия труда.

К мероприятиям по предупреждению несчастных случаев в образовательных учреждениях относятся:

v постоянный административно-общественный контроль состояния техники безопасности:

v четырехступенчатый в вузе (первая ступень – заведующие лабораториями, мастера совместно с профактивом подразделений; вторая – начальник НИС, заведующие кафедрами; третья – деканы, главный механик, энергетик, общественный инспектор охраны труда факультета; четвертая – проректоры, председатель профкома, начальники служб);

v трехступенчатый в школе (учителя, заведующие кабинетами, мастерской, директор школы);

v ведение журналов: инструктажей, периодических осмотров оборудования, заземления, контроля изоляции и т. д.;

v составление актов о проведенных испытаниях для возможности дальнейшей эксплуатации средств защиты, приборов, инструментов, оборудования;

v рациональная расстановка оборудования для повышения безопасности труда;

v обеспечение работников необходимой технической документацией;

v проверка, окраска и испытание механизмов и станочного оборудования;

v анализ случаев травматизма с целью исключения их повторения в будущем;

v устройство дополнительных предохранительных и защитных приспособлений, блокировок, дублирующих средств безопасности на производственном оборудовании;

v механизация уборки производственных помещений, очистки и протирки осветительной арматуры, окон, вентиляционных установок;

v применение автоматической светозвуковой сигнализации, обеспечивающей безопасные условия работы;

v изготовление и применение знаков безопасности.

К мероприятиям по предупреждению заболеваний на производстве относятся:

v проведение предвар. мед. освид-ния поступ. на работу и периодических мед. осмотров студентов (учащихся), препод., мастеров и лаборантов;

v содержание рабочих и бытовых помещений в надлежащем санитарном состоянии;

v своевременный ремонт зданий и оборудования;

v создание кабинетов, уголков, выставок по охране труда, приобретение для них пособий, демонстр. аппаратуры;

v улучшение работы медпунктов;

v применение приспособлений для снижения шума, вибрации;

v устройство эффективной вентиляции помещений.

К общесанитарным мероприятиям относятся:

v установление рационального режима труда и отдыха;

v медицинское обслуживание преподавателей, студентов, школьников, санаторно-курортное лечение;

v оборудование санитарно-бытовых помещений, обеспечение мылом и другими необходимыми моющими средствами, лечебно-профилактическим питанием и молоком;

v оборудование рабочих мест аптечками.

Кроме того, проводятся следующие индивидуально-защитные мероприятия:

v всех, кто занят на работах с вредными условиями труда, на работах в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, обеспечивают специальной одеждой, обувью и другими средствами индивидуальной защиты;

v всех сотрудников кафедр, лабораторий и других подразделений обеспечивают должностными инструкциями и памятками по охране труда;

v проводится индивидуальное обучение работников правилам безопасности с выдачей удостоверений на право производства работ: проводятся инструктажи, беседы, лекции, курсы по охране труда; рабочие места снабжаются плакатами по охране труда.

Инструктажи по охране труда

В соответствии с Федеральным законом «Об основах охраны труда в РФ» для всех вновь поступающих на работу, а также переводимых на другую работу лиц работодатель обязан организовать проведение инструктажей по охране труда, обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказанию IПМ пострадавшим. Допуск к работе лиц, не прошедших в установленном порядке обучение и инструктаж по охране труда, запрещается. Порядок проведения, виды и содержание инструктажей определены ГОСТ 12.0.004—9 °CСБТ. Организация обучения безопасности труда. В зависимости от характера и времени проведения применяются следующие виды инструктажей:

Ø Вводный инструктаж по охране труда проводят со всеми вновь принимаемыми на работу Вводный инструктаж проводит инженер по охране труда или лицо, на которое приказом по предприятию возложены эти обязанности. Программа вводного инструктажа включает следующие темы: общие сведения о предприятии; законодательство по охране труда; основные опасные и вредные производственные факторы на предприятии и способы их снижения; применяемые средства индивидуальной защиты; пожарная безопасность; первая доврачебная помощь пострадавшему.

Ø Первичный инструктаж проводит на рабочем месте до начала производственной деятельности непосредственный руководитель работ: со всеми вновь принятыми на предприятие, переводимыми из одного подразделения в другое; с работниками, выполняющими новую для них работу, командированными, временными работниками; со строителями, выполняющими строительно-монтажные работы на территории действующего предприятия; со студентами и учащимися, прибывшими на производственное обучение или практику перед выполнением новых видов работ, а также перед изучением каждой новой темы при проведении практических занятий в учебных лабораториях, классах, мастерских участках, при проведении внешкольных занятий в кружках и секциях. Первичный инструктаж на рабочем месте проводят с каждым работником индивидуально. Программа первичного инструктажа включает следующие вопросы: общие сведения о технологическом процессе и оборудовании; содержание рабочего места; безопасные приемы работы; применяемые средства индивидуальной защиты; меры предупреждения пожаров и поведение при пожаре.

Ø Повторный инструктаж проводится не реже, чем через 6 месяцев. Его цель – восстановить в памяти правила по охране труда, а также разобрать конкретные нарушения из практики цеха или предприятия. Повторный инструктаж все работающие, за исключением лиц, освобожденных от первичного инструктажа, независимо от их квалификации, стажа работы и образования проходят не реже одного раза в полугодие по программе первичного инструктажа.

Ø Внеплановый инструктаж проводится: при введении в действие новых или переработанных стандартов, правил, инструкций по охране труда, а также изменений к ним; при изменении технологического процесса, замене или модернизации оборудования, приспособлений и инструмента, исходного сырья, материалов и других факторов, влияющих на безопасность труда; при нарушении работающими требований безопасности труда, которые могут привести или привели к травме, аварии, взрыву или пожару, отравлению; по требованию органов надзора; при перерывах в работе: для работ, к которым предъявляют дополнительные повышенные требования безопасности, более чем на 30 календарных дней, а для остальных работ на 60 дней. При регистрации в личной карточке внепланового инструктажа должна указываться и причина его проведения. О проведении всех инструктажей делаются отметки в специальном журнале или в индивидуальной карточке.

Ø Целевой инструктаж проводят с работниками перед производством опасных (аварийных) работ, на которые оформляется наряд-допуск. Запись о проведении инструктажа производится в наряде-допуске. Целевой инструктаж проводят: при выполнении разовых работ, не связанных с прямыми обязанностями по специальности (погрузка, разгрузка, уборка территории, разовые работы вне предприятия, цеха); при ликвидации последствий аварий, стихийных бедствий и катастроф; при производстве работ повышенной опасности, на которые оформляется специальный наряд или наряд-допуск, разрешение и др. документы; при проведении экскурсии на предприятии и др.

Повторный, внеплановый и целевой инструктаж проводит непосредственный руководитель работ.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.009 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал