![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Производственно-техническая база автотранспортных предприятий
Производственно-техническая база предприятия включает производственно-складские и административно-бытовые помещения, открытые площадки стоянок, площадки для стоянки личного автотранспорта, АЗС, другие объекты, предназначенные для технического обслуживания, ремонта и хранения автомобильного транспорта. ПТБ оказывает большое влияние на работоспособность автомобиля и срок его эксплуатации. Каждый узел и агрегат имеет разный срок службы. К сокращению числа неисправностей помогают прийти периодическое ТО и при необходимости ТР. Основная задача ПТБ - обеспечение требуемого уровня технической готовности подвижного состава для выполнения перевозок при наименьших трудовых и материальных затратах. Уровень развития ПТБ во многом определяется размерами и формами организации производственной деятельности АТП. На транспорте общего пользования преимущественно получили развитие автономные АТП, в которых выполняются все работы по ТО и ТР подвижного состава без специализации и кооперации производства, что требует наличия в каждом предприятии всего комплекса производственных и вспомогательных участков, складских, технических и подсобных помещений, а также оснащения ПТБ всей номенклатурой рабочих постов и технологического оборудования. Это приводит к малоэффективному использованию производственных мощностей, нерентабельным затратам и низкой фондоотдаче ПТБ. Средний размер таких АТП составляет 260-280 автомобилей. Кроме того по данным НИИАТа, около 20 % АТП имеют до 100 автомобилей, ПТБ таких предприятий, как правило, недостаточна для применения современных технологических процессов и оборудования, что приводит к большим затратам на поддержание автомобилей в технически исправном состоянии и простою их в ожидании ТО и ТР. Коэффициент технической готовности на таких АТП не превышает 0, 7, а коэффициент выпуска - 0, 5. Еще хуже показатели на мелких ведомственных автотранспортных предприятиях. Значительный удельный вес смешанных АТП (до 50 %) включающих подвижной состав различного типа (грузовые автомобили, автобусы, автомобили-такси). Большая разномарочность подвижного состава в смешанных АТП затрудняют организацию ПТБ и выполнение ТО и ТР. Существующая сеть ПТБ характеризуется большим износом (45-65 %) и недостаточной обеспеченностью производственными площадями, постами и средствами механизации, что отрицательно сказывается на уровне работоспособности подвижного состава. Одной из причин такой недостаточной обеспеченности ПТБ является консервативность ее элементов к изменениям структуры, конструкции подвижного состава и условиям его эксплуатации. За свой срок службы ПТБ обслуживает несколько «поколений» транспортных средств, имеющих различную надежность, режимы ТО и ремонта и т.д. Эти факторы влияют на изменения площадей, числа постов, оборудования и других элементов, т.е. требуют от ПТБ приспособленности к этим факторам. Однако на практике часто этого не происходит, что связано с дополнительными трудовыми и материальными вложениями. Воспроизводство основных производственных фондов ПТБ преимущественно осуществлялась в результате нового строительства и расширении АТП. В то время как реконструкция и техническое перевооружение предприятий позволяет более эффективно использовать капитальные вложения при сокращенной потребности в рабочей силе. В условиях формирования рыночных отношений совершенствование и развитие ПТБ будет определяться в каждом конкретном случае в зависимости от численности, структуры, типа и интенсивности эксплуатации подвижного состава, состояния и условий функционирования предприятия, целесообразности специализации и кооперации производства ТО и ТР с другими предприятиями, материальных и трудовых ресурсов, возможности расширения предприятия и других факторов на основе всестороннего технико-экономического обоснования. Поэтому возможны различные формы развития ПТБ (новое строительство, расширение, реконструкция и техническое перевооружение действующих предприятий). На основе анализа состояния ПТБ действующих предприятий автомобильного транспорта и прогноза развития подвижного состава, учета ограничений в капитальных вложениях разработана концепция совершенствования ПТБ на отраслевом уровне [11], в которой рассматривается три варианта развития производственно-технической базы: 1-й вариант - совершенствование существующей ПТБ без существенного изменения ее структуры и принципов функционирования; 2-й вариант - создание развитой системы специализации и кооперации производства ТО и ремонта главным образом для автомобильного транспорта общего пользования; 3-й вариант - организация ПТБ на основе концентрации, специализации и кооперации производства на региональном уровне независимо от ведомственной принадлежности подвижного состава. Для 1-го варианта основными направлениями совершенствования ПТБ являются: реконструкция и техническое перевооружение существующих АТП с доведением их до нормативной обеспеченности производственно-складскими площадями, рабочими постами и средствами механизации; специализация и кооперация АТП по выполнению наиболее сложных видов работ ТО и ТР; частичная кооперация АТП с авторемонтными заводами (АРЗ) и авторемонтными мастерскими (АРМ) при выполнении работ текущего ремонта; совершенствование методов управления производственными процессами; переход на хозрасчетные отношения между технической и эксплуатационной (перевозочной) службами. Для 2-го варианта предусматривается специализация и кооперация АТП и ремонтных предприятий с доведением этих форм до рационального уровня. При этом возможно как сохранение существующей организационной структуры ПТБ, так и ее изменение на базе введения полной хозяйственной самостоятельности инженерно-технической службы. Для 3-го варианта предусматривается создание единой системы организации ПТБ для ТО и ремонта подвижного состава региона вне зависимости от ведомственной подчиненности. Увеличение до 80 - 85 % обслуживаемого парка региона позволит наиболее полно реализовать преимущества специализации, кооперации и индустриальных способов выполнения работ, принципы хозяйственных отношений между технической и эксплуатационными службами. Реализовать программу развития ПТБ по каждому варианту в отдельности нецелесообразно и невозможно. Все варианты взаимосвязаны и в перспективе будут реализовываться одновременно, но в различных масштабах. Так, 1-й вариант практически осуществляется в течение последних лет, и поэтому продолжение его в больших масштабах целесообразно в начальный период развития ПТБ в виде перехода к последующим вариантам. Как показывает предварительная оценка вариантов развития ПТБ, наиболее высокие технико-экономические показатели будут достигнуты для 3-го варианта. Однако для его реализации необходим более высокий исходный уровень развития ПТБ, который может быть достигнут при 2-м варианте. В целом с учетом масштабов и последовательности реализации вариантов развития общая эффективность совершенствования ПТБ оценивается следующими изменениями технико-экономических показателей: · увеличением коэффициента технической готовности на 4 - 7 %; · повышением производительности труда ремонтных рабочих на 40-43%; · сокращением удельных затрат на ТО и ТР на 21-26 %; · снижением удельных капиталовложений на 16—20 %.
|