Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Государство: понятие и признаки.






Государство — это особая организация политической власти, которая располагает специальным аппаратом (механизмом) управления обществом для обеспечения его нормальной деятельности.

В историческом плане государство можно определить как социальную организацию, обладающую конечной властью над всеми людьми, проживающими в границах определенной территории, и имеющую главной своей целью решение общих проблем и обеспечение общего блага при сохранении, прежде всего, порядка.

В структурном плане государство предстает как разветвленная сеть учреждений и организаций, олицетворяющих три ветви власти: законодательную, исполнительную и судебную.

Государственная власть является суверенной, т. е. верховной, по отношению ко всем организациям и лицам внутри страны, а также независимой, самостоятельной по отношению к иным государствам. Государство — официальный представитель всего общества, всех его членов, именуемых гражданами.

Существенные признаки государства:

  1. Территория. Это пространственная основа государства. Она включает сушу,

недра, водное и воздушное пространство и др. На своей территории государство осуществляет независимую власть и имеет право защищать территорию от вторжения со стороны других государств.

  1. Население. Его составляют люди, проживающие на территории государства.

Население государства может состоять из людей одной национальности или быть

многонациональным, как, например, в России, где проживает более 60 наций. Государство будет стабильным и будет развиваться, если отношения между ними будут добрососедскими, а не конфликтными.

3. Публичная власть. Публичная власть иначе называется властью общественной, т. е. властью, способной организовать жизнь людей. Термин «власть» означает

способность влиять в нужном направлении или иначе способность подчинять своей

воле. Государственная власть осуществляется с помощью государственных органов

и учреждении. Все они объединяются в единую систему, называемую государственным аппаратом. К важнейшим его составляющим относятся законодательные и исполнительные органы. Государственная власть распространяется на всех людей, проживающих на территории государства.

4. Право. Это система общеобязательных правил поведения. В отличие от правил поведения, существовавших в первобытном обществе и обеспечивавшихся силой общественного принуждения (например, покинувшего поле боя воина соплеменники изгоняли из племени), правовые нормы охраняются силой государства, т.е. специальными государственными органами. Если правила поведения в первобытном обществе вырабатывались постепенно самим обществом (обычаи, традиции, мифы, обряды, ритуалы и др.), то правовые нормы формируются в основном

государственными органами.

5. Правоохранительные органы. Они составляют особую систему, в которую входят судебные органы, прокуратура, милиция, органы безопасности, внешняя разведка, налоговая полиция, таможенные органы и др. Они необходимы любому государству, потому что государственная власть осуществляется с помощью норм права или конкретных распоряжений (приказов), носящих императивный характер.

Если к власти проявляется неуважение или если нормы права не исполняются, то с помощью правоохранительных органов применяются меры принуждения (санкции), предусмотренные в нормах права.

6. Армия. Она необходима для защиты территориальной целостности государства. Обычно пограничные споры и военные конфликты возникают между смежными государствами. По своему размеру армия должна быть способной отразить любую агрессию. Но армия требует на свое содержание и поддержание боеготовности значительных материальных затрат. В некоторых государствах армия используется во внутренних конфликтах.

7. Налоги. Это обязательные платежи с получаемого дохода граждан и организаций. Их размеры и сроки уплаты устанавливает государство, издавая соответствующие законы. Налоги необходимы для содержания государственных органов, армии, выплаты пенсий, пособий многодетным семьям, безработным, инвалидам. Если в стране происходят различного рода чрезвычайные происшествия (ЧП), то выделяется часть средств также из налоговых поступлений для устранения последствий ЧП, бедствий.

8. Суверенитет. Это независимость государства при решении внутренних и внешних вопросов его жизни. Иначе, суверенитет — это самостоятельность, неподчиненность, неподотчетность государства кому-либо. Различают внутренний и внешний суверенитет. Внутренний суверенитет означает, что государственная
власть независимо решает все вопросы жизни страны, и эти решения имеют обязательный характер для всего населения. Внешний суверенитет позволяет государству самостоятельно строить свои взаимоотношения с другими государствами, основываясь на своих интересах. В международных отношениях суверенитет выражается в том, что власти данного государства не обязаны юридически подчиняться другим государствам.

Государство = власть + население + территория. То есть, государство - это организация политической власти, действующей в отношении всего населения на закрепленной за ним территории, использующей право и специальный аппарат принуждения.

 

15. Государство: сущность, содержание и социальное назначение.

Социальное назначение государства раскрывает, для чего оно предназначено, каким целям должно служить.

Главное предназначение государства — служить обществу. В этих целях государство должно:

1. устанавливать в обществе определенный порядок и поддерживать его, используя в необходимых случаях и принуждение;

2. выступать социальным арбитром в отношениях между различными группами, слоями общества при столкновении их интересов;

3. защищать личность от произвола, создавать нормальные условия для жизни всех слоев общества, особенно для социально ущемленных (инвалидов, безработных, пенсионеров, неполных семей, детей-сирот и т.д.);

4. обеспечивать безопасность общества и его органов от преступных элементов и страны от внешней агрессии со стороны других государств;

5. выступать интегрирующей силой, добиваясь мира и согласия в обществе;

В идеале социальное назначение государства — служить человеку, создавать условия для того, чтобы он мог максимально развиваться и проявлять свои способности и дарования. Социальное назначение государства тесно связано с его сущностью: какова сущность государства, таковы цели и задачи, которые оно ставит перед собой. Демократически устроенное государство должно действовать во имя всеобщего блага, выступать инструментом социального компромисса (по содержанию) и быть правовым по форме.

Сущность в целом представляет собой совокупность наиболее важных, устойчивых свойств, определяющих природу предмета, явления. Проблема сущности государства - это проблема определения самой важной, определяющей его характеристики.
По вопросу о сущности государства в юридической литературе высказываются разные точки зрения. В большинстве работ, изданных в период советской власти, сущность государства рассматривалась однозначно с классовых позиций как орудие власти господствующего класса. При этом утверждалось: научная мысль не должна останавливаться на восприятии лишь внешних, поверхностных сторон государства, а проникать в глубь познания его природы. Соответственно, под сущностью государства понималась его классовость. Государство трактовалось как машина, орудие для насилия одного класса над другим.
Такое понимание сущности государства было положено в основу деятельности властей в период социализма в нашей стране. Это использование государственного принуждения, насилия для ликвидации предыдущего общественного строя, насильственные формы социалистических преобразований. За рамками рассуждений о сущности государства оставались иные его характеристики. Прежде всего это относится к тому общесоциальному назначению, которое заключено в государственной организации общества, той значимости порядка, стабильности, которое сопряжено с деятельностью государства и др.
В этой связи в рамках современной теории государства актуально не столько раскрытие классовой сущности государства, сколько всестороннее раскрытие его многостороннего социального назначения. По-видимому, в сущности государства в зависимости от исторических условий на первый план может выходить либо классовое начало, сопряженное с реализацией принуждения, либо общесоциальное (компромиссное). Эти два начала сочетаются в сущности государства, без учета этого характеристика сущности государства не будет полной.

Наиболее важной, качественно постоянной сущностной чертой государства является то, что оно всегда выступает как единственная организация политической власти, управляющая всем обществом. Государство так или иначе регулирует отношения между всеми социальными группами, является выразителем общих интересов населения, выступает в качестве официального представителя общества, обладает монопольным правом издания властных общеобязательных велений, которые распространяются на всех членов общества. На этой основе осуществляется государственное управление обществом.
^ Содержание государства. «содержание» - понятие философское, означающее единство всех основных элементов целого, его свойств, связей, существующее и выражаемое в форме. В литературе также высказано следующее суждение: «содержание понятия, в противоположность его форме, есть совокупность признаков, характеризующих природу предмета, явления».
В юридической литературе по этому поводу высказано следующее суждение: «под содержанием государства следует понимать его разностороннюю деятельность, направленную на реализацию стоящих перед ним задач». В этой связи можно сказать, что содержание государства проявляется не только в его деятельности (функциях), но и в его механизме, т.е. системе государственных органов (органы законодательной, исполнительной, судебной власти и др.), и функциях, т.е. основных направлениях его деятельности (внутренних и внешних).

Содержание государства многоаспектно, зависит также от степени воздействия различных социальных сил на государственную власть, на различные ее ветви. Например, представители различных партийных объединений (Единая Россия, КПРФ, ЛДПР) занимают решающие позиции в Государственной Думе РФ, оказывают значительное влияние на принимаемые ею решения.

Социальное содержание российского государства зависит и от национальных отношений, состава национальных республик в современной России, взаимоотношений федеральных органов государственной власти и субъектов федерации.

Существенно то, что содержание в философском смысле «наполняет определенную форму». Соответственно говорится о соотношении формы государства и его содержании, обращается внимание на их единство и несовпадение. Действительно, свою определенность содержание государства приобретает благодаря своей форме. Скажем, федеративное государство как государственная форма – такое государство, которое состоит из ряда государственных образований, на территории которых действуют федеральные и республиканские (субъектов федерации) органы власти.

Содержание государства не статичное состояние, оно находится в процессе постоянного изменения, динамизма. С развитием содержания государства может измениться и его форма. Так, усиление более демократических способов организации и осуществления государственной власти, ее ориентация на обеспечение интересов граждан, может способствовать замене авторитарной формы правления на демократическую, более цивилизованную.
Следовательно, содержание и форма – традиционные философские категории, используемые относительно государства, способствуют раскрытию его специфики как важнейшего политического института, осуществляющего управление делами общества, обеспечивающего его стабильность.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал