Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Соотношение государства и права (единство, различие, взаимодействие)






Государство – это структурированная организация (состоящая из различных государственных органов), выражающая интересы привилегированного слоя людей, организация, используемая для самосохранения общества и решения стоящих перед обществом задач.

Право – это система общеобязательных, формально опреде­ленных юридических норм, исходящих от государства, выражающих волю государства, обеспечиваемых, гарантируемых государством, и направленных на урегулирование общественных отношений.

Единство государства и права состоит в том, что они:

- возникают и развиваются совместно;

- имеют одинаковые проявления по своей сущности и типоло­гии;

- выступают средствами управления, инструментами власти;

- призваны сочетать и обеспечивать личные, групповые и об­щественные интересы;

- основаны на едином базисе, определяются социально-эконо­мическими и духовными факторами.

Различия между государством и правом заключаются в следу­ющем:

1) они не совпадают по формам, функциям и т.д.;

2) если государство есть особая организация политической власти, то право есть социальный регулятор;

3) если государство выражает силу, то право – волю;

4) если первичным элементом государства является государст­венный орган, то первичным элементом права – норма.

Что касается взаимодействия государства и права, то оно, с одной стороны, состоит в том, что государство формирует, изменя­ет, отменяет право (правотворчество), а также реализует и охраня­ет его (правоприменение); с другой стороны, право воздействует на государство, упорядочивая деятельность государственного аппа­рата, устанавливая компетенцию его органов.

Выделяют два основных типа взаимоотношения между госу­дарством и правом:

1) когда государство стоит над правом, выступая определяю­щим фактором (характерно для антидемократических госу­дарств);

2) когда право стоит над государством, выступая его ограничи­телем (характерно для правовых государств). Право как социальный институт возникает практически одно­временно с государством, ибо во многом они призваны обеспечи­вать эффективность действия друг друга. Невозможно существова­ние как государства без права (последнее организует политичес­кую власть, выступает зачастую средством осуществления полити­ки конкретного государства), так и права без государства (которое устанавливает, применяет и гарантирует юридические нормы). Именно органы государства становятся основными структурами, контролирующими выполнение правовых предписаний и реализу­ющими в случае их нарушения соответствующие юридические санкции.

 

52. Социальные нормы: понятие, классификация (нормы морали, нормы права и др.)

Общество не может существовать без регулирования, под которым понимается упорядочение поведения людей в различных сферах жизнедеятельности. Упорядочение (регулирование) осуществляется с помощью социальных норм, которые в совокупности оказывают регулирующее воздействие на общественные отношения.

Социальные нормы - это правила, регулирующие поведение людей в обществе. Они регулируют не любые, а наиболее типичные, массовые общественные отношения, которые фактически утвердились в жизни. Несмотря на разнообразие социальных норм, у них есть общие черты:

1) все они регулируют общественные отношения;

2) все социальные нормы адресуются людям или их объединениям;

3) преследуют одну и ту же цель – упорядочение общественных отношений.

Существенные особенности социальных норм:

1) предмет регулирования здесь социальный – общественные отношения;

2) субъектный состав – люди как участники социальных отношений, их объединения.

Признаки социальных норм:

- являются правилами (образцами) поведения;

- отражают достигнутую ступень экономического, социального и духовного развития общества;

- отличаются общим характером, не содержат указания на конкретного субъекта, а регулируют наиболее типичные отношения (трудовые, семейные и др.);

- характеризуются многократностью действия, способны направлять поведение людей во многих, заранее не фиксированных случаях;

- определяют границы возможного и должного поведения;

- подкрепляются возможностью реализации организационных и иных санкций в отношении тех, кто нарушил соответствующие «предписания».

Теория права классифицирует социальные нормы с учетом таких оснований, как способы формирования, сферы действия, социальная направленность. В этой связи выделяют следующие разновидности социальных норм: правовые, моральные; политические; религиозные; корпоративные; нормы обычаев, традиций и др.

Следовательно в обобщенном плане социальные нормы подразделяются на правовые и неправовые. Их отличительные особенности в порядке и способах установления, в формах и способах внешнего выражения, в средствах их обеспечения и т.д. Так, право исходит от государства, состоит из норм, установленных государством; нормы-обычаи, традиции создаются обществом и для того, чтобы они действовали, не обязательно признание их государством. Вместе с тем все нормативные регуляторы (социальные нормы) взаимодействуют в процессе регулирования общественных отношений.

Существенно то, что социальным нормам свойственны ценностный и информационный ресурсы. Ценностный фактор предопределяется тем, что социальные нормы формируются в исторически сложившейся культуре общества отдельных народов, в профессиональной среде и т.д., воспринимают ценности, накопленные обществом, впитывают этнические, духовные и иные представления людей.

Информационный показатель проявляется в способности социальных норм влиять на сознание людей, формировать у них определенные мотивы, побуждения, предпосылки того или иного стереотипа поведения. Соответственно социальные нормы позволяют оценивать профессиональные, политические, правовые и иные ситуации, связанные с деятельностью людей в различных сферах общественной деятельности.

С этой точки зрения социальные нормы порождаются системой общественных отношений, представляют собой средства активного воздействия на поведение людей, являются необходимым условием жизнедеятельности общества.

Остановимся на классификации социальных норм:

1. По сфере регулирования общественных отношений социальные нормы подразделяют­ся на:

нормы обычаев – это правила поведения, сложившиеся в результате длительного повторения людьми определенных действий, закрепившиеся как устойчивые нормы. Ученые предполагают, что первым видом социальных норм, воз­никшим еще в первобытном обществе, были обычаи. Обычаи регули­ровали практически все стороны жизни первобытного общества.

Осо­бая роль в первобытном обществе принадлежала такой разновидности обычаев, как ритуалы. Ритуалом называют правило поведения, в кото­ром самым главным является заранее строго заданная форма его ис­полнения. Само содержание ритуала не столь важно – главное значение имеет именно его форма. Ритуалами сопровождались многие со­бытия в жизни первобытных людей. Нам известно о существовании ритуалов проводов соплеменников на охоту, вступления в должность вождя, преподнесения даров вождям и др.

Несколько позднее в риту­альных действиях стали выделять обряды. Обряды представляли со­бой правила поведения, заключавшиеся в выполнении некоторых сим­волических действий. В отличие от ритуалов они преследовали опре­деленные идеологические (воспитательные) цели и оказывали более серьезное влияние на психику человека.

нормы традиций – это исторически сложившиеся и передающиеся из поколения в поколение обобщенные правила, связанные с поддержанием семейных, национальных и иных устоев;

нормы морали – правила поведения, которые устанавливаются в обществе в соответствии с нравственными представлениями людей о добре и зле, справедливости и несправедливости, долге, чести, достоинстве. Нормы морали формировались в первобытном обще­стве параллельно с нормами обычаев и религии. Они охраняются силой общественного мнения и (или) внутренними убеждениями человека;

религиозные нормы как вид социальных норм возникают в эпоху первобытности. Первобытный человек, осознававший свою слабость перед силами природы, приписывал последним боже­ственную силу. Первоначально объектом религиозного преклонения был реально существующий предмет – фетиш. Потом человек стал поклоняться какому-либо животному или растению – тотему, видя в последнем своего предка и защитника. Затем тотемизм сменился анимизмом (от лат. «анима» - душа), т. е. верой в духов, душу или всеобщую одухотворенность природы. Многие ученые полагают, что именно анимизм стал основой для возникновения современных рели­гий: со временем среди сверхъестественных существ люди выделили несколько особенных – богов. Так появились первые политеистичес­кие (языческие), а потом и монотеистические религии;

политические нормы – это общие правила поведения, регулирующие отношения между клас­сами, социальными группами, связанные с осуществлением государственной власти, способом организации и деятельности государства;

экономические нормы представляют собой правила поведения, регулирующие общественные отношения, связанные с производством, распределением и потреблением материальных благ;

нормы права – общеобязательные правила поведения людей, установленные и охраняемые госу­дарством;

нормы общественных организаций (корпоративные) являются правилами поведения, ре­гулирующими общественные отношения внутри различных общественных организаций между их членами. Эти нормы возникают последними по времени и устанавливаются самими общественными организациями и охраня­ются с помощью мер, предусмотренных уставами этих организаций.

деловые обыкновения – это правила поведения, склады­вающиеся в практической (производственной, учебной, научной) деятельности и регулирующие повседневную жизнь людей. Они фиксируют заведенный порядок дел и имеют локальный харак­тер. Например, принято, что студенты приветствуют препода­вателя стоя или что на некоторых предприятиях рабочий день начинается с планерки, а на других – с выдачи работникам письменных заданий на день (водителям – путевого листа или товарно-транспортной накладной).

эстетические нормы – это правила поведения, регули­рующие отношение к прекрасному и безобразному. Например, считается признаком хорошего тона (вкуса) украшать жилище цветами. Однако не все эстетические нормы столь конкретны. Чаще они не содержат определенных моделей поведения в той или иной ситуации. Кроме того, эстетические нормы весьма субъективны. Недаром говорят: «О вкусах не спорят». Напри­мер, к сюрреалистической живописи С. Дали относятся по-раз­ному: есть у него не только поклонники, но и противники. И тем не менее в обществе все же существует идеал красоты, составляющий основу социальной нормы. Отклонение от идеа­ла красоты, существующего в обществе, бросает тень на чело­века хотя бы тем, что свидетельствует об отсутствии у него вку­са, о неполноценном развитии личности. Общепринято, напри­мер, что одежда человека не может состоять одновременно из предметов, имеющих разное назначение: галстук и кроссовки, ювелирные украшения и хозяйственная сумка.

нормы этикета – это правила поведения, касающиеся внешнего проявления отношения к людям, причем отношения благоприятного, располагающего к общению (обхождение с окру­жающими, формы обращений и приветствий, манеры, одежда и т. п.). Однако за учтивостью могут скрываться недоброжела­тельность и неуважительное отношение к человеку, и в этом плане можно сказать, что выполнение человеком данных норм может расходиться с его истинным отношением к людям, со­бытиям. И тем не менее, как говорится в пословице: «Лучше худой мир, чем добрая ссора». Примеры норм этикета: мужчи­на, выходя из автобуса, подает руку своей спутнице; за столом хлеб берут руками, а не вилкой; гостю неприлично пристально разглядывать интерьер квартиры, а тем более интересоваться стоимостью вещей.

2. По способу образования социальные нормы подразделяются на:

стихийно образован­ные (нормы обрядов, традиций, морали) и нормы,

образовавшиеся в результате сознательной деятельности людей (нормы права).

3. По способу закрепления общественные правила поведения делятся на письменные и устные. Нормы морали, обычаев, традиций, как правило изустно передаются из поколения в поколение. В отличие от них, правовые нормы приобретают обязательный характер и госу­дарственную защиту только после их письменного закрепления и опубликования в специальных актах (законах, постановлениях, указах и т. д.).

Объединенные единой нормативной природой, все эти нормы характеризуются следующими общими чертами:

представляют собой определенный стандарт (образец, эта­лон, норматив) поведения, типичный и нормальный для данного времени и среды;

определяют границы должного и возможного поведения, служат ориентирами в выборе социально одобряемого поведе­ния и одновременно являются средством контроля за этим пове­дением;

формируются в процессе жизнедеятельности людей и в этом смысле неотделимы от своего носителя;

преследуют достижение единых целей - обеспечение по­рядка и организованности в общественных отношениях.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.009 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал