Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Соотношение государства и права (единство, различие, взаимодействие)
Государство – это структурированная организация (состоящая из различных государственных органов), выражающая интересы привилегированного слоя людей, организация, используемая для самосохранения общества и решения стоящих перед обществом задач. Право – это система общеобязательных, формально определенных юридических норм, исходящих от государства, выражающих волю государства, обеспечиваемых, гарантируемых государством, и направленных на урегулирование общественных отношений. Единство государства и права состоит в том, что они: - возникают и развиваются совместно; - имеют одинаковые проявления по своей сущности и типологии; - выступают средствами управления, инструментами власти; - призваны сочетать и обеспечивать личные, групповые и общественные интересы; - основаны на едином базисе, определяются социально-экономическими и духовными факторами. Различия между государством и правом заключаются в следующем: 1) они не совпадают по формам, функциям и т.д.; 2) если государство есть особая организация политической власти, то право есть социальный регулятор; 3) если государство выражает силу, то право – волю; 4) если первичным элементом государства является государственный орган, то первичным элементом права – норма. Что касается взаимодействия государства и права, то оно, с одной стороны, состоит в том, что государство формирует, изменяет, отменяет право (правотворчество), а также реализует и охраняет его (правоприменение); с другой стороны, право воздействует на государство, упорядочивая деятельность государственного аппарата, устанавливая компетенцию его органов. Выделяют два основных типа взаимоотношения между государством и правом: 1) когда государство стоит над правом, выступая определяющим фактором (характерно для антидемократических государств); 2) когда право стоит над государством, выступая его ограничителем (характерно для правовых государств). Право как социальный институт возникает практически одновременно с государством, ибо во многом они призваны обеспечивать эффективность действия друг друга. Невозможно существование как государства без права (последнее организует политическую власть, выступает зачастую средством осуществления политики конкретного государства), так и права без государства (которое устанавливает, применяет и гарантирует юридические нормы). Именно органы государства становятся основными структурами, контролирующими выполнение правовых предписаний и реализующими в случае их нарушения соответствующие юридические санкции.
52. Социальные нормы: понятие, классификация (нормы морали, нормы права и др.) Общество не может существовать без регулирования, под которым понимается упорядочение поведения людей в различных сферах жизнедеятельности. Упорядочение (регулирование) осуществляется с помощью социальных норм, которые в совокупности оказывают регулирующее воздействие на общественные отношения. Социальные нормы - это правила, регулирующие поведение людей в обществе. Они регулируют не любые, а наиболее типичные, массовые общественные отношения, которые фактически утвердились в жизни. Несмотря на разнообразие социальных норм, у них есть общие черты: 1) все они регулируют общественные отношения; 2) все социальные нормы адресуются людям или их объединениям; 3) преследуют одну и ту же цель – упорядочение общественных отношений. Существенные особенности социальных норм: 1) предмет регулирования здесь социальный – общественные отношения; 2) субъектный состав – люди как участники социальных отношений, их объединения. Признаки социальных норм: - являются правилами (образцами) поведения; - отражают достигнутую ступень экономического, социального и духовного развития общества; - отличаются общим характером, не содержат указания на конкретного субъекта, а регулируют наиболее типичные отношения (трудовые, семейные и др.); - характеризуются многократностью действия, способны направлять поведение людей во многих, заранее не фиксированных случаях; - определяют границы возможного и должного поведения; - подкрепляются возможностью реализации организационных и иных санкций в отношении тех, кто нарушил соответствующие «предписания». Теория права классифицирует социальные нормы с учетом таких оснований, как способы формирования, сферы действия, социальная направленность. В этой связи выделяют следующие разновидности социальных норм: правовые, моральные; политические; религиозные; корпоративные; нормы обычаев, традиций и др. Следовательно в обобщенном плане социальные нормы подразделяются на правовые и неправовые. Их отличительные особенности в порядке и способах установления, в формах и способах внешнего выражения, в средствах их обеспечения и т.д. Так, право исходит от государства, состоит из норм, установленных государством; нормы-обычаи, традиции создаются обществом и для того, чтобы они действовали, не обязательно признание их государством. Вместе с тем все нормативные регуляторы (социальные нормы) взаимодействуют в процессе регулирования общественных отношений. Существенно то, что социальным нормам свойственны ценностный и информационный ресурсы. Ценностный фактор предопределяется тем, что социальные нормы формируются в исторически сложившейся культуре общества отдельных народов, в профессиональной среде и т.д., воспринимают ценности, накопленные обществом, впитывают этнические, духовные и иные представления людей. Информационный показатель проявляется в способности социальных норм влиять на сознание людей, формировать у них определенные мотивы, побуждения, предпосылки того или иного стереотипа поведения. Соответственно социальные нормы позволяют оценивать профессиональные, политические, правовые и иные ситуации, связанные с деятельностью людей в различных сферах общественной деятельности. С этой точки зрения социальные нормы порождаются системой общественных отношений, представляют собой средства активного воздействия на поведение людей, являются необходимым условием жизнедеятельности общества. Остановимся на классификации социальных норм: 1. По сфере регулирования общественных отношений социальные нормы подразделяются на: нормы обычаев – это правила поведения, сложившиеся в результате длительного повторения людьми определенных действий, закрепившиеся как устойчивые нормы. Ученые предполагают, что первым видом социальных норм, возникшим еще в первобытном обществе, были обычаи. Обычаи регулировали практически все стороны жизни первобытного общества. Особая роль в первобытном обществе принадлежала такой разновидности обычаев, как ритуалы. Ритуалом называют правило поведения, в котором самым главным является заранее строго заданная форма его исполнения. Само содержание ритуала не столь важно – главное значение имеет именно его форма. Ритуалами сопровождались многие события в жизни первобытных людей. Нам известно о существовании ритуалов проводов соплеменников на охоту, вступления в должность вождя, преподнесения даров вождям и др. Несколько позднее в ритуальных действиях стали выделять обряды. Обряды представляли собой правила поведения, заключавшиеся в выполнении некоторых символических действий. В отличие от ритуалов они преследовали определенные идеологические (воспитательные) цели и оказывали более серьезное влияние на психику человека. нормы традиций – это исторически сложившиеся и передающиеся из поколения в поколение обобщенные правила, связанные с поддержанием семейных, национальных и иных устоев; нормы морали – правила поведения, которые устанавливаются в обществе в соответствии с нравственными представлениями людей о добре и зле, справедливости и несправедливости, долге, чести, достоинстве. Нормы морали формировались в первобытном обществе параллельно с нормами обычаев и религии. Они охраняются силой общественного мнения и (или) внутренними убеждениями человека; религиозные нормы как вид социальных норм возникают в эпоху первобытности. Первобытный человек, осознававший свою слабость перед силами природы, приписывал последним божественную силу. Первоначально объектом религиозного преклонения был реально существующий предмет – фетиш. Потом человек стал поклоняться какому-либо животному или растению – тотему, видя в последнем своего предка и защитника. Затем тотемизм сменился анимизмом (от лат. «анима» - душа), т. е. верой в духов, душу или всеобщую одухотворенность природы. Многие ученые полагают, что именно анимизм стал основой для возникновения современных религий: со временем среди сверхъестественных существ люди выделили несколько особенных – богов. Так появились первые политеистические (языческие), а потом и монотеистические религии; политические нормы – это общие правила поведения, регулирующие отношения между классами, социальными группами, связанные с осуществлением государственной власти, способом организации и деятельности государства; экономические нормы – представляют собой правила поведения, регулирующие общественные отношения, связанные с производством, распределением и потреблением материальных благ; нормы права – общеобязательные правила поведения людей, установленные и охраняемые государством; нормы общественных организаций (корпоративные) являются правилами поведения, регулирующими общественные отношения внутри различных общественных организаций между их членами. Эти нормы возникают последними по времени и устанавливаются самими общественными организациями и охраняются с помощью мер, предусмотренных уставами этих организаций. деловые обыкновения – это правила поведения, складывающиеся в практической (производственной, учебной, научной) деятельности и регулирующие повседневную жизнь людей. Они фиксируют заведенный порядок дел и имеют локальный характер. Например, принято, что студенты приветствуют преподавателя стоя или что на некоторых предприятиях рабочий день начинается с планерки, а на других – с выдачи работникам письменных заданий на день (водителям – путевого листа или товарно-транспортной накладной). эстетические нормы – это правила поведения, регулирующие отношение к прекрасному и безобразному. Например, считается признаком хорошего тона (вкуса) украшать жилище цветами. Однако не все эстетические нормы столь конкретны. Чаще они не содержат определенных моделей поведения в той или иной ситуации. Кроме того, эстетические нормы весьма субъективны. Недаром говорят: «О вкусах не спорят». Например, к сюрреалистической живописи С. Дали относятся по-разному: есть у него не только поклонники, но и противники. И тем не менее в обществе все же существует идеал красоты, составляющий основу социальной нормы. Отклонение от идеала красоты, существующего в обществе, бросает тень на человека хотя бы тем, что свидетельствует об отсутствии у него вкуса, о неполноценном развитии личности. Общепринято, например, что одежда человека не может состоять одновременно из предметов, имеющих разное назначение: галстук и кроссовки, ювелирные украшения и хозяйственная сумка. нормы этикета – это правила поведения, касающиеся внешнего проявления отношения к людям, причем отношения благоприятного, располагающего к общению (обхождение с окружающими, формы обращений и приветствий, манеры, одежда и т. п.). Однако за учтивостью могут скрываться недоброжелательность и неуважительное отношение к человеку, и в этом плане можно сказать, что выполнение человеком данных норм может расходиться с его истинным отношением к людям, событиям. И тем не менее, как говорится в пословице: «Лучше худой мир, чем добрая ссора». Примеры норм этикета: мужчина, выходя из автобуса, подает руку своей спутнице; за столом хлеб берут руками, а не вилкой; гостю неприлично пристально разглядывать интерьер квартиры, а тем более интересоваться стоимостью вещей. 2. По способу образования социальные нормы подразделяются на: стихийно образованные (нормы обрядов, традиций, морали) и нормы, образовавшиеся в результате сознательной деятельности людей (нормы права). 3. По способу закрепления общественные правила поведения делятся на письменные и устные. Нормы морали, обычаев, традиций, как правило изустно передаются из поколения в поколение. В отличие от них, правовые нормы приобретают обязательный характер и государственную защиту только после их письменного закрепления и опубликования в специальных актах (законах, постановлениях, указах и т. д.). Объединенные единой нормативной природой, все эти нормы характеризуются следующими общими чертами: представляют собой определенный стандарт (образец, эталон, норматив) поведения, типичный и нормальный для данного времени и среды; определяют границы должного и возможного поведения, служат ориентирами в выборе социально одобряемого поведения и одновременно являются средством контроля за этим поведением; формируются в процессе жизнедеятельности людей и в этом смысле неотделимы от своего носителя; преследуют достижение единых целей - обеспечение порядка и организованности в общественных отношениях.
|