Главная страница
Случайная страница
КАТЕГОРИИ:
АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Особенности финансов предприятий торговли.
Специфика финансов торговли (сферы товарного обращения) состоит в следующем:
- предприятия и организации торговли являются связующим звеном между производством продукции и ее потреблением, способствуют завершению кругооборота общественного продукта;
- в деятельности предприятий торговли сочетаются операции производственного характера (закупка, хранение, фасовка и т.д.) с непроизводственными, связанными со сменой собственников, т.е. непосредственно с реализацией продукции;
- торговые предприятия в зависимости от характера их деятельности и назначения подразделяются на предприятия оптовой торговли и предприятия розничной торговли;
- торговля не создает дополнительной потребительной стоимости. Стоимость увеличивается в результате затрат дополнительного общественного труда, что приводит к увеличению издержек обращения;
- выручка от реализации товаров предприятий торговли поступает в налично-денежной форме, работники торговли несут личную материальную ответственность за сохранность имущества и денежных средств, что требует усиления финансового контроля;
- финансовое состояние предприятий торговли зависит от оптимальности издержек обращения и длительности времени реализации товаров. Основными показателями торговой деятельности являются: товарооборот в денежном выражении, издержки обращения, валовой доход, прибыль и рентабельность;
- применение ручного труда, отражающего низкий уровень механизации и технической вооруженности труда в торговле.
Особенности издержек обращения торговых предприятий Издержки обращения в торговле представляют собой затраты общественного труда, выраженные в денежной форме и связаны с процессом движения товаров от мест производства до потребителя. Издержки обращения отличаются от себестоимости тем, что в них отсутствует стоимость закупаемых товаров, т.к. предприятия торговли закупают уже произведенные товары, затрачивая средства лишь на их доведение до потребителя. Для планирования и учета издержек обращения используются следующая номенклатура статей: - транспортные расходы; - расходы на оплату труда; - отчисления на социальные нужды; - расходы на аренду и содержание зданий и помещений, оборудования и инвентаря; - амортизация основных средств; - расходы на ремонт основных средств; - ремонт санитарной и специальной одежды, столового белья, посуды, приборов и др. малоценных и быстроизнашивающихся предметов; - расходы на топливо, газ, электроэнергию; - расходы на хранение, подборку, сортировку и упаковку товаров; - расходы на рекламу; - затраты по оплате процентов за пользование займом; - потери товаров и технологические отходы; - расходы на тару; - прочие расходы. На предприятиях торговли за счет отчислений, относимых на издержки обращения и производства, создаются следующие резервы: - на оплату вознаграждений по итогам года и за выслугу лет; - резерв на списание естественной убыли в пределах утвержденных норм; - резерв на оплату отпусков; - резерв на ремонт основных средств.
Факторы, влияющие на уровень издержек предприятий торговли: - субъективные, непосредственно связанные с деятельностью предприятия - объем и структура товарооборота, использование собственно-го и заемного оборотного капитала, торговой площади, торгово-технического оборудования, транспортных средств, условия организации и оплаты труда работников и др.; - объективные, к которым относятся изменения: розничных цен, тарифов на перевозки товаров различными видами транспорта, процентных ставок за пользование банковским кредитом, стоимости коммунальных услуг, арендной платы и др. Источником финансирования издержек обращения является валовой доход. Состав и структура основных и оборотных средств торговых предприятий Предпринимательская деятельность в торговле связана с формирование и использованием основного и оборотного капитала, необходимого для продвижением, хранения и реализации товаров. Основной капитал охватывает все объекты, предназначенные для постоянного пользования: основные средства, нематериальные активы и финансовые вложения. Основные средства торгового предприятия состоят из: - активной части, включающей торговое оборудование, машины, транспортные средства и т.д., удельный вес которых в структуре основных фондов по сравнению с промышленными предприятиями в три раза меньше и составляет 10%; - пассивной части, включающей здания, помещения, сооружения и т.д., удельный вес которых составляет 80%. Особенностью функционирования основных средств в торговле является их высокая стоимость, длительная эксплуатация, высокая производительность, экономичность и надежность. Затраты на воспроизводство основных средств производятся в форме капитальных вложений и финансируются из тех же источников, что и в промышленности. Оборотные средства торговли представляют собой совокупность денежных средств, инвестированных в сферу обращения в качестве источника финансирования авансируемых торговыми предприятиями затрат на создание необходимых товарных запасов и совершение издержек обращения. Оборотные средства по степени планирования подразделяются на: - нормируемые, включающие запасы товаров, тары, топлива, сырья; денежные средства в кассах и пути; малоценные и быстроизнашивающиеся предметы; расходы будущих периодов. - ненормируемые, включающие денежные средства на счетах в банках; средства в расчетах (дебиторы). В структуре оборотных средств предприятий торговли наибольший удельный вес занимают товарные запасы (около 90%, что обусловлено рядом причин, связанных с особенностью торгового обслуживания: - равномерностью процессов обращения; - сезонностью производства и потребления; - неравномерностью размещения производства и районов потребления; - непредвиденными колебаниями спроса и ритма производства; - преобразованием производственной продукции в торговую; - необходимостью образования страховых резервов и др. Товарные запасы представляются в абсолютных и относительных величинах измерения. Абсолютные - выражаются в натуральных или стоимостных единицах. Абсолютная величина постоянно меняется и зависит поступления и продажи товаров. При анализе и планировании большое значение имеет соизмерение товарных запасов с товарооборотом. Этот показать - относительный, он характеризует величину товарного запаса, находящегося на предприятиях торговли на определенную дату и показывает, на сколько дней торговли хватит товарного запаса. Размеры товарных запасов связаны со скоростью обращения товаров. Ускорение времени обращения товаров способствует: - повышению эффективности товарного обращения; - непрерывности воспроизводственного процесса; - повышению прибыли и рентабельности. Оценка товарных запасов товаро-материальных ценностей (сырья, основных и вспомогательных материалов, топлива, покупных полуфабрикатов и комплектующих изделий, тары, запасов) производится по фактической себестоимости, которая подвержена существенным колебаниям, вызванным изменением цен, стоимости услуг, расходов на транспортировку и др. составляющих себестоимости.
Конечным финансовым результатом деятельности торговых предприятий, как и в промышленности, является прибыль или убыток.
Валовой доход торгового предприятия представляет собой сумму всех доходов полученных как от реализации товаров, так и от оказания услуг по другим видам деятельности. Основная часть валового дохода формируется за счет разницы между розничной ценой без налога на добавленную стоимость и ценой приобретения товаров без налога на добавленную стоимость в виде торговых наценок. Валовой доход определяется двумя методами - методом прямого счета и аналитическим. При определении валового дохода необходимо учитывать доходы от других видов деятельности и внереализационных операций.
|