![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Сознание как предмет психологии.
Г.И.Челпанов – предмет психологии, то что мы не можем воспринять при помощи внешних органов чувств (т.е. внутренний опыт). Метод самонаблюдения. Вундт: всякий опыт распадается на два фактора – данное нам содержание и наше восприятие этого содержания. (второй это познающий субъект). Психология должна изучать все содержания нашего опыта в его отношении к субъекту и в свойствах, непосредственно вносимых в тот опыт последним. Предмет психологии – непосредственный опыт. Метод интроспекции. Функционализм, структурализм, ассоциативная психология. Описали разные элементы сознания (ощущения, образы, умозаключения). Неоднородность сознания (фокус, периферия). Произвольные и непроизвольные процессы в сознании. Поток и объем сознания. Критика: оторванность от практики, невозможность изучать детей, животных, бессознательные процессы не учитываются. Главная претензия – субъективность метода и явлений. При несовпадении результатов у многих исследований – психология о внутреннем опыте дискредитировала себя. (гештальт, раздвоение сознания (артефакт – распад деятельности – ретроспекция). 3 Поведение как предмет психологии. Изучение не психики в поведении, а поведения. Метод – эксперимент. Задачи – формирование навыков, предсказание поведения. Этот подход основывался на том, что изучено научно может быть только то, что может быть зарегистрировано. Бессознательное. Психоанализ. Метод – свободные ассоциации, толкование сновидений, анализ психопатологии обыденной жизни. Задача – терапия. Деятельность. Психику нельзя изучать отдельно от деятельности. Метод – генетико-формирующий. Задачи – проблемы формирования, генетические и развивающие. П.Я.Гальперин – конкретизация – ориентировочная деятельность (исходя из предлагаемого критерия психического). Познавательные процессы. Когнитивная психология. Метод – моделирование. Задача – создание разных видов искусственного интеллекта. Для понимания поведения необходимо обратиться к внутренним опосредующим процессам, прежде всего когнитивным. Личность. Гуманистическая психология. Метод – эмпатия, активное слушание, создание условий для развития личности. Задача – психотерапия. 8 Неформализуемые процессы. Выделено на основе кибернетических исследований. Человек источник интерпретации значений внешнего стимула, поэтому есть элементы, психики которые не подлежат кибернетическому моделированию. Такие элементы и должны быть преимущественно предметом психологии.
|