![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Журналистика как социальный институт.
Журналистика является одним из важнейших социальных институтов, без которого немыслимо нормальное функционирование общества, независимо от того, на каких основах оно создано и действует. Журналистика как социальный институт возникает в период становления гражданского общества. Теоретическими предпосылками ее становления как социального института являются: введение в научный оборот в XVIII веке категории " общество"; идеи гуманизма эпохи Просвещения; теория естественного общественного порядка; идея свободы информации, которой должны обладать все члены общества; формирование Гегелем в социальной философии концепции общественного мнения. Прохоров считает журналистику одним из важнейших инструментов непосредственной демократии. Она потенциально обладает огромными властными возможностями. А где есть информация, там присутствует управление. Управление возможно тремя способами: 1)Гос. - админ. власть (опирается на законодательство, правовую систему, карающие органы) 2) Экономическая власть (деньги, материальное стимулирование, санкции) 3) Духовно – идеологич. власть – осущ. через формирование сознания, ценностных ориентаций, настроения, установок поведения и др. СМИ не обладают ни силой гос. принуждения, ни возможностями эконом. давления. Их властные полномочия лежат в дух.-идеолог. сфере. Будучи неофициальной, эта власть осуществляет проникающее давление на все области жизни, притом не менее сильное, чем давление эконом. и полит. власти. Характеристики журналистики как социального института на сегодняшний день: 1) Нарастание кризисных явлений в журналистике и, особенно, в ее отношениях с социальной средой. Они проявляются в высоких темпах сокращения массово-информационного производства, в резком падении тиражей печатных СМИ, уменьшении реальной и целевой аудитории других каналов и источников информации. 2) сегодня журналистика претендует на роль ведущего социального института, который вправе контролировать и произвольно направлять потоки информации, т.е. журналистика, вместо того чтобы отражать интересы общества, стремится замещать его. 3) В журналистике сейчас доминирует порядок, давно утвердившийся в мировой практике, где выстроена жесткая зависимость по линии: собственник — издание — общественное сознание и поведение. Т.е. роль журналистики как социального института сейчас в огромной степени производна от социальной активности владельцев СМИ, т. е. общество лишилось механизмов контроля над журналистикой, которые перешли к товарному рынку, собственникам и сотрудниками СМИ (асоциальная журналистика)
Журналистика как «четвертая власть» Особенность журналистики - один из самых «неспокойных» соц. инст. Объявив себя «четвертой властью», журналистика постоянно вступает в конфликт с главным политическим институтом – государством. Четвертая власть - идеологическая власть - власть над умами людей. Журналистика работает в области идеологической власти. Вся ее история - наглядный пример тому. Термин “четвертая власть” предполагает, что журналистика вне государственной власти (первых трех). Но ее власть огромна, и она может быть даже сильнее государственной. Четвертой властью или инструментом непосредственной демократии жур-ка может стать, если: 1)Политика трех ветвей власти основана (хотя бы предрасположена) на предоставлении народной жур-ки необходимых прав и свобод при определении необходимых форм ответственности (появление Закона РФ «О СМИ» во время перестройки - переход от тоталитаризма к демократии) 2) Соблюдение принципа равенства представительной власти и властных полномочий жур-ки как института непосредственной демократии (чего нет сейчас).
Поскольку жур-ка не обладает легитимностью как три основные ветви власти, то и само ее определение как четвертой власти весьма условно, она ограничена в рамках законодательства. С другой стороны мера легитимности жур-ки зависит от степени доверия к ней аудитории, проявляющейся в поддержке ее суждений, приговоров, предложений.
Формы взаимоотношений журналистики с тремя ветвями власти – квазимедиадемократия, медиакратия, медиадемократия: 1) Квазимедиадемократия (квази – ложный) – то же, что и медиадемократия, только наоборот. Журналистика в условиях, например, тоталитарного режима. 2) Медиадемократия – представляет собой набор идей, пропагандирующих реформирования СМИ, укрепление общественного вещания, разработку альтернативной гражданской журналистики. Цель медиадемократии – информирование и усиление демократических ценностей. Стремится обращать пассивную аудиторию в активных участников. 3) Медиакратия – возрастание значения СМИ до уровня, на котором СМИ контролируют общественную коммуникацию, и влияние на общество оказывается тоталитарным. К примеру, гражданин становится пассивным зрителем политических дебатов в средствах массовой информации без возможности активного вмешательства.
Направления функционирования журналистики как «четвертой власти» При нормальном функционировании общественного организма отношения трех государственных и «четвертой» властей взаимодополнительны и не могут быть иными, нежели партнерскими. Это значит, что СМИ, анализируя действия официальных властей (и всех других структур общества), обязаны от имени народа в одних случаях поддерживать и укреплять своим авторитетом положительные тенденции и явления, а в других критиковать и требовать изменить политику тех или иных ветвей власти и/или других общественных структур. А те в свою очередь обладают как правом, так и обязанностью откликаться на критику — соглашаясь полностью или частично, а в иных случаях и аргументированно опровергая и отвергая несправедливые замечания и требования.
|