Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Творческий акт.
1) Начальная стадия - это осознанная, целенаправленная познавательная деятельность, предполагающая получение достаточно надежного оперативного знания о текущей действительности. Журналист должен, во-первых, установить факт, то есть выявить, где, когда и при каких обстоятельствах обнаружил себя данный «атом» действительности. Во-вторых, журналист должен определить существенные связи этого факта (прежде всего причинно-следственные), то есть понять, чем вызвано его появление и как он может сказаться на положении дел. В-третьих, журналист должен разглядеть те краски факта, те его детали, которые помогут превратить его в структурный элемент будущего текста, в средство для выражения информации. Операции творческого акта: 1) «выработка заявки на тему» предполагает решение трех задач: · выявить (или уточнить) адрес искомой реальной ситуации — конкретный объект действительности, о котором журналист будет писать (потому иногда эту операцию так и называют — «выбор объекта»); · определить те масштабные проблемы, в контексте которых может быть значима данная ситуация, и рассмотреть возможные варианты их связи; · спланировать и организовать практическое обеспечение хода работы. Результат этой операции — аргументированная заявка на тему с конкретным адресом и планом действий. 2) «сбор предварительных данных» Смысл — поднять уровень компетентности журналиста, оснастить его уже осевшими в «информационных кладовых» сведениями о состоянии заинтересовавшей его проблемы, об объектах, выступающих как носители искомой или найденной ситуации. 3) «определение конкретного предмета изучения» 4) «направленное изучение предмета». устанавливаются все факты, характеризующие ситуацию; работой мысли вскрываются все их существенные связи и определяется отношение к проблеме; делаются выводы о существе происходящего и осознаются возможные пути разрешения проблемы. Результатом оказывается журналистская концепция изученной ситуации в ее отношении к проблеме. 5) собственно создание текста — тоже отмечена жесткой спецификой условий деятельности. Замысел - мысленный образ будущего произведения, включающий в себя в свернутом виде и тему его, и идею, и принцип его организации.
Операции по реализации замысла: · «окончательное формирование замысла» · «конкретизация замысла» · «реализация замысла» · «авторское редактирование текста»
Типы источников: документ (в шир смысле – носитель, в узком – определенная бумага человек (держатель, носитель и транслятор информации) предметно-вещественная среда (обстановка, которая нас окружает) Система информирования журналистов о происходящих событиях. К основным его формам относятся следующие: 1) брифинги — короткие совещания, на которых идет ознакомление с позицией властных структур по тому или иному вопросу; 2) презентации — торжественные встречи представителей каких-либо государственных, общественных или частных структур с общественностью, в том числе с представителями прессы, для ознакомления с новым предприятием, новой продукцией, новыми результатами деятельности; 3) пресс-конференции — встречи государственных и общественных деятелей, представителей науки, культуры и т. д. с журналистами для информирования их в связи с актуальными событиями или для ответов на их вопросы; 4 ) пресс-релизы — специальные сводки сообщений для прессы о,!; существенных фактах в той или иной сфере действительности, подготовленные соответствующими пресс-службами; 5) специализированные информационные бюллетени о текущих; • событиях той или иной сферы действительности, издаваемые корпоративными информационными агентствами; 6) экстренные сообщения по факсу или электронной почте, поступающие в органы массовой информации от пресс-секретарей, пресс-служб, пресс-центров различных ведомств и общественных объединений.
Методы предъявления информации: • стадиальность творческого процесса (как раз об этом Вы и сказали); • комплексность задач, решаемых журналистом на пути к результату творчества (помните, мы касались задач эмпирических, теоретических, организационно-практических); • характер источников информации (говоря более точно и широко, — структура информационной среды); • законы познания (законы восприятия и переработки информации); • законы общения. Методы получения сведений: Проработка документов — метод, с помощью которого журналист получает уже имеющиеся в обществе сведения, хранящиеся в многообразных «информационных кладовых». Они могут быть самого разного свойства: от законов и решений властных структур, от фундаментальных положений науки до характеристик и описаний мест, людей, событий. — В целом этот ряд документов выглядит так: 1) государственно-административные; 2) производственно-административные; 3) общественно-политические; 4) научные; 5) нормативно-технические; 6) справочно-информационные; 7) художественные.
При анализе документов необходимо:
1) различать описание событий и их интерпретацию (факты и мнения); 2) определять, какими источниками информации пользовался составитель документа, является она первичной или вторичной; 3) выявлять намерения, которыми руководствовался составитель документа, давая ему жизнь; 4) учитывать, как могла повлиять на качество документа обстановка, в которой он создавался. Всегда полезно для проверки достоверности сведений из документа сопоставить их с данными, полученными из других источников информации другими методами с помощью профессиональных записей журналиста.
Профессионально-нравственные регуляторы поведения - некие общие, надличностных представления, зафиксированные в профессиональной морали как некие моральные заповеди, добровольно принятые сообществом журналистов к исполнению, а затем прошедшие «научную обработку». Так вот: и предметные, и социальные условия творческой деятельности журналиста отмечены предельным разнообразием и очень высокой динамичностью. предметные, куда входят микроклиматические и гигиенические обстоятельства, сопутствующие процессу деятельности социальные, объединяющие в себе нормативно-законодательные и психологические факторы.
Задачи, которым подчинена деятельность журналиста:
1) сделать прозрачной для читательской аудитории деятельность властных структур, тем самым поставив ее под контроль широкой общественности; 2) помочь человеку в условиях социального расслоения, социальной нестабильности и незащищенности выстоять, выжить, не потерять чувства человеческого достоинства, способности к сопереживанию и взаимодействию, ощущения радости жизни; 3) вопреки тенденциям к засорению речи, сопутствующим периоду общественной ломки, нести в аудиторию яркий, живой, выразительный русский язык. «Профессиональная ответственность» Объективную основу содержания первой составляет реально существующая зависимость между результатом профессиональной деятельности и теми последствиями, которые он может иметь для общества и за которые общество имеет право с профессионала спросить. Выступает как частный случай социальной ответственности и призвана свести к минимуму негативные последствия, стимулируя качественное выполнение профессионального долга. Субъективная сторона профессиональной ответственности и складывается как осознание профессиональной общностью своей причастности к последствиям того, что она делает, допустимой степени риска и готовности, что называется, платить за риск. Это в полной мере относится и к журналистике.
|