![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
ПРИМЕЧАНИЯ. Впервые - в сборнике пьес: Сарданапал ⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 4
Впервые - в сборнике пьес: " Сарданапал. Двое Фоскари. Каин". Лондон, Меррей, 1821. " Каин" был начат в Италии, в Равенне, 16 июля 1821 года и закончен 9 сентября того же года. До начала работы над мистерией у Байрона были уже наброски к образу Люцифера. В дневнике от 28 января 1821 года он записал: " Набросок речи Люцифера для трагедии " Каин":
Когда бы смерть была лишь злом - безумец! Жить разве я позволил бы тебе? Живи, как я живу, как жил отец твой, Как будут жить и правнуки твои. (Пер. С. Боброва.)
(В окончательный текст " Каина" эти строки не вошли.) На протяжении XIX и до конца 70-х годов XX века сведений о том, что " Каин" был поставлен в Англии, нет, но в последние годы в Лондоне труппой " Театр трех" была осуществлена постановка " Каина". В нашей стране в начале XX века была попытка поставить " Каина" на сцене Московского Художественного театра, но священный синод не дал разрешения на постановку. " Каин" был поставлен Художественным театром в 1920 году: постановка К. С. Станиславского, художник Н. А. Андреев, основные исполнители - Л. М. Леонидов (Каин), В. Л. Ершов (Люцифер).
Посвящение В. Скотту. - Байрон поручил Меррею узнать у В. Скотта, не будет ли он возражать против посвящения ему " Каина". Меррей послал В. Скотту неопубликованный экземпляр произведения и в сопроводительном письме передал просьбу Байрона. В ответ (4 декабря) В. Скотт писал: " С чувством величайшей признательности принимаю предложение лорда Байрона поставить мое имя на первом листе его поистине великой, и потрясающей драмы " Каин". Может быть, я отношусь к автору с некоторым пристрастием, которое вы легко можете себе объяснить, но в этом произведении его муза совершает такой полет, какой еще ни разу не удавался ей в прежних взлетах..."
Кювье, Жорж (1769-1832) - французский зоолог, объяснял смену ископаемых фаун теорией катастроф.
Альфьери, Витторио (1749-1803) - итальянский драматург, создатель национальной трагедии классицизма.
Люцифер - в христианской мифологии падший ангел, сатана, дьявол.
Иегова (Яхве) - ветхозаветное имя бога у древних евреев.
Эдем - рай.
Небесных обитателей... - Далее у Байрона:
Небесных обитателей, чем за Обители, сужденные другим; И только, приближаясь, я заметил Их бесконечность, созданную, чтобы Служить приютом существам живущим, А не для жизни собственной. Но как?
(Перевод дан по изданию: Дж. Г. Байрон. Драмы. Под ред. Н. С. Гумилева и М. Л. Лозинского. П.-М., 1922, с. 164. В дальнейшем ссылка на это издание дается сокращенно - " Изд. 1922").
Адонаи - другое обозначение бога Яхве, равнозначное русскому " господь".
Я не имею стад, я земледелец... - У части современных исследователей библейской легенды о Каине и Авеле сложилось мнение, что она " является отголоском конфликтов, возникавших в глубокой древности между кочевыми скотоводческими народами и населением, которое начало вести оседлый образ жизни и посвятило себя земледелию. Древние евреи были в те времена скотоводами, поэтому Авель, пастырь овец, стал в их сказании любимцем Яхве и невинной жертвой земледельца Каина. Кстати, стоит отметить, что в истории развития человечества было как раз наоборот: именно кочевые племена нападали на миролюбиво настроенных земледельцев". (Зенон Косидовский. Библейские сказания. М., Политиздат, 1968, с. 32.) Байрон, оправдывая в известной степени Каина, был близок к такому толкованию библейской легенды.
Р. Усманова
|