Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Режим государственной тайны
Режим государственной тайны устанавливается законом 1993 года «О государственной тайне». Государственная тайна – защищаемые государством сведения в области военной внешенполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности РФ. Государственную тайну составляют следующие сведения: 1) в военной области; 2) в области экономики, науки и техники; 3) в области внешней политики и экономики; 4) в области разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности. Решение о засекречивании сведений принимают должностные лица органов государственной власти, перечень которых утвержден президентом РФ: · министр Внутренних дел; · министр Обороны; · министр Образования; · министр Здравоохранения; · директор ФСБ; · руководитель ФСО; · председатель банка. Степень секретности бывает трех видов: · «секретно»; · «совершенно секретно»; · «особой важности»; Степень секретности определяется исходя из тяжести ущерба, который может быть нанесен безопасности РФ вследствие распространения указанных сведений. К сведениям особой важности относятся сведения распространение, которых может нанести ущерб интересам РФ вцелом. К совершенно секретным сведениям относятся сведения в области военной, внешнеполитической, экономической, научно-технической деятельности, распространение которых может нанести ущерб интересам министерства или отрасли экономики РФ. К секретным относятся все остальные сведения. Для разработки проекта засекречивания сведений создается экспертная комиссия. Проект перечня утверждается руководителем соответствующего государственного органа, после утверждения документу присваивается соответствующий гриф. Законом, определяется перечень органов, которые уполномочены осуществить мероприятия по защите государственной таны: · Межведомственная комиссия по защите государственной тайны; · Федеральная служба безопасности; · Министерство обороны; · Служба внешней разведки; · Государственная техническая комиссия при Президенте. Меры по защите государственной тайны можно разделить на 2 группы: 1) Административно–процессуальные меры; 2) Меры ответственности. Административно–процессуальные меры: · сам процесс засекречивания сведений и их носителей. · установление ограниченного допуска лиц, к сведениям, составляющим государственную тайну; · установление возможности ограничений некоторых конституционных прав для лиц, допущенных к государственной тайне. Предупредительные меры: · установление разрешенного режима допуска организаций, к проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, созданием средств защиты информации, а также с осуществлением мероприятий по защите государственной тайне. · требование обязательной сертификации средств защиты информации, составляющих государственную тайну. Лица, виновные в нарушении законодательства о государственной тайне несут уголовную, административную, гражданско-правовую и дисциплинарную ответственность. Для лиц, допущенных к государственной тайне могут быть установлены следующие ограничения: · запрет на выезд за границу на срок, оговоренный в трудовом договоре; · предоставление государственными органами права проведения проверочных мероприятий в отношении самого лица и его родственников; · запрет на распространение сведений в последствии после увольнения. Лицу может быть отказано в допуске к государственной тайне, если оно: · ограниченно дееспособно; · имеет не снятую судимость за преступления, связанные с государственной тайной; · имеет медицинские противопоказания; · постоянное проживание его самого или близких родственников за границей; · уклоняется от проведения проверочных мероприятий и сообщает заведомо ложные сведения; · выявление действий проверяемого, создающих угрозу безопасности РФ. Отказ в допуске может быть обжалован в суде. Допуск может быть прекращен при расторжении трудового договора, при совершении нарушений, либо при возникновении ранее указанных обстоятельств. За работу со сведениями, составляющими государственную тайну предусмотрена надбавка к окладу работника, в зависимости от степени секретности этих сведений. Особый порядок допуска к государственной тайне имеют: · члены Совета Федерации · депутаты Государственной Думы · судьи и адвокаты при рассмотрении деятельности, связанной с государственной тайной На документы, содержащие государственную тайну наносятся реквизиты: · о степени секретности; · об органе, осуществляющем засекречивание; · о регистрационном номере в соответствии со степенью секретности. Устанавливают 3 формы допуска: 1) для граждан, допускающихся к сведениям особой важности; 2) для граждан, допускающихся к совершенно секретным сведениям; 3) для граждан, допускающихся к секретным сведениям. Проверочные мероприятия, связанные с допуском по первой и второй форме, проводит ФСБ. По третьей форме – руководителем организаций по месту работы без проведения проверочных мероприятий ФСБ. Допуск дается только с 18 лет. Лицо, имеющее допуск по первой форме может знакомиться с любыми документами, содержащими государственную тайну. Вторую форму – с секретными и совершенно секретными сведениями. Снижение формы возможно по указанию руководителя, повышение – после проверки в полном объеме. Студенты, достигшие 16 лет только секретные.
Каждому человеку присущи такие блага, как честь, достоинство, деловая репутация, а юридическому лицу — деловая репутация. Честь - это общественная оценка личности с социально-этической точки зрения, определенная мера духовных, социальных качеств человека. Достоинство - самооценка, представление о своей собственной ценности как личности. Достоинство человеческой личности признается государством в равной мерс за всеми членами общества, что не исключает признания больших заслуг одних перед другими. Деловая репутация гражданина определяется уровнем его профессиональной квалификации, а юридического лица - оценкой производственной или иной деятельности в соответствии с его правовым статусом в условиях предпринимательских и рыночных отношений. Категории «честь» и «достоинство» определяют отношение к человеку как высшей общественной ценности. С этими категориями тесно связано такое понятие, как «репутация». В органическом единстве с понятием «честь» как определенной социальной оценкой человека находится категория достоинства, которая является определенным отражением этой социальной оценки в сознании самого субъекта. Смысл термина «репутация» в значительной степени совпадает с понятием чести. Однако в репутации личности в большей мере проявляются ее деловые качества, нежели этические. Под деловой репутацией следует понимать один из аспектов репутации в целом, который отражает сложившееся мнение о качествах субъекта в сфере его профессиональной деятельности. Честь и достоинство личности, деловая репутация гражданина и юридического липа неразрывно связаны с правом, поскольку их ограничение или утрата влекут за собой снижение определенного статуса в правоотношениях с другими субъектами. Поэтому честь, достоинство, деловая репутация являются важнейшими социально-правовыми ценностями для любого государства и общества, нуждающимися в соответствующей правовой защите. Вопрос о законодательной защите чести, достоинства и деловой репутации — это прежде всего вопрос о правах человека, их реальном обеспечении, о гарантированной государством возможности их реализации. В гражданско-правовом смысле категории чести, достоинства и деловой репутации следует рассматривать как социальные нематериальные блага, защищаемые гражданским правом, и как особые субъективные права. Каждый субъект права наделяется определенной совокупностью политических, имущественных, личных неимущественных прав, определяющих его правовое положение. В их число входят субъективные права на честь, достоинство и деловую репутацию. Эти права являются элементами правосубъектности гражданина или организации (юридического лица). Правосубъектность является особым специфическим правовым свойством индивида. В силу этого свойства он как субъект права с момента рождения наделяется определенной совокупностью прав. Правосубъектность определяет в той или иной мере положение граждан в обществе, выражает отношения между гражданами и государством. Право на честь, достоинство и деловую репутацию является абсолютным субъективным нравом вследствие того, что субъективному праву управомоченного лица корреспондирует обязанность неопределенного круга лиц. Содержание этой всеобщей обязанности заключается в воздержании от посягательств на честь, достоинство и деловую репутацию индивида или юридического лица. Государство охраняет честь, достоинство и деловую репутацию соответственно граждан или организаций (юридических лиц) установлением всеобщей обязанности воздерживаться от посягательства на эти социальные блага и предоставлением судебной защиты в случаях их нарушения. Право на честь, достоинство и деловую репутацию, равно как и основные права, закрепленные Конституцией РФ, имеют реальное значение для субъектов права не только при его нарушении, но и независимо от него. Наделяя то или иное физическое и юридическое лицо определенными правами, государство обеспечивает необходимую систему гарантий для их реализации и защиты, для осуществления законности в Российской Федерации, а также предусматривающую ответственность обязанных лиц. Гражданское законодательство закрепляет положение о том, что неотчуждаемые права и свободы человека и другие нематериальные блага защищаются гражданским законодательством, если иное не вытекает из существа этих нематериальных благ (п. 2 ст. 2 ГК РФ). При этом в ст. 150 ГК РФ определен примерный перечень юридически защищаемых нематериальных благ, подразделяемых на две группы:
К благам первой группы ГК РФ относит жизнь, здоровье, достоинство личности, личную неприкосновенность, честь и доброе имя, деловую репутацию, неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну. Они объективно существуют независимо от их правовой регламентации и нуждаются в правовой защите только в случае посягательства на эти блага. При этом, как отмечалось, право граждан на честь, достоинство и деловую репутацию является их конституционным правом, а деловая репутация юридических лиц — одним из необходимых условий их успешной деятельности. К нематериальным благам второй группы относится право свободного передвижения, право выбора места пребывания и жительства, право на имя, право авторства, иные личные неимущественные права. Они являются субъективными правами конкретного правоотношения и тем самым уже урегулированы нормами права. В случае нарушения эти права пользуются юридической (законодательной) защитой. Право на защиту чести, достоинства и деловой репутации закреплено в ст. 152 ГК РФ. Согласно п. 1 этой статьи гражданин вправе требовать в судебном порядке опровержения порочащих его честь, достоинство или деловую репутацию сведений, если распространивший такие сведения не докажет, что они соответствуют действительности. Из содержания данной нормы следует, что право на опровержение может иметь место только в отношении распространения порочащих сведений. Важно и то, что такое право возникает независимо от способа распространения таких сведений, а не только в результате публикаций в средствах массовой информации, как это было ранее. В этом же пункте указано, что по требованию заинтересованных лиц допускается защита чести и достоинства гражданина и после его смерти. Действительно, порочащие сведения в отношении такого лица не должны умалять репутацию, доброе имя его семьи и других субъектов правоотношений. При этом законодатель дает неопределенно широкий круг возможных истцов, употребляя словосочетание «по требованию заинтересованных лиц». Распространенные в средствах массовой информации не соответствующие действительности сведения должны быть опровергнуты также в средствах массовой информации, а если указанные сведения содержатся в том или ином документе, исходящем от организации, такой документ подлежит замене или отзыву. Что касается порядка опровержения иных ситуаций, то он устанавливается судами (п. 2 ст. 152 ГК РФ). В соответствии с п. 3 указанной статьи гражданин, в отношении которого средствами массовой информации опубликованы сведения, ущемляющие его права или законные интересы, имеет право на публикацию своего ответа в тех же средствах массовой информации. Следует обратить внимание на одно существенное обстоятельство, вытекающее из содержания ст. 152, в которой говорится о распространении в средствах массовой информации сведений, «порочащих честь, достоинство или деловую репутацию гражданина» (п. 2), а также «ущемляющих его права и законные интересы» (и. 3). В первом случае указывается, что такие сведения должны быть опровергнуты в тех же средствах массовой информации, а во втором — гражданину предоставлено «право на опубликование своего ответа». В соответствии со ст. 208 ГК РФ на требования о защите личных неимущественных прав и других нематериальных прав исковая давность не распространяется, кроме случаев, предусмотренных законом. При невозможности установить лицо, распространившее сведения, порочащие честь, достоинство или деловую репутацию гражданина, пострадавшее лицо вправе обратиться в суд с заявлением о признании распространенных сведений не соответствующими действительности (п. 6 ст. 152). В случае невыполнения судебного решения суд правомочен наложить на нарушителя штраф. Штраф налагается в порядке и размере, установленных гражданским процессуальным законодательством, и взыскивается в доход Российской Федерации. Предусмотрена также возможность возмещения пострадавшему гражданину убытков и морального вреда, причиненных распространением порочащих сведений (и. 5 ст. 152). Таким образом, способами защиты чести, достоинства и деловой репутации в гражданском праве являются опровержение и компенсация (возмещение) потерпевшему морального вреда. При этом под опровержением понимается доведение до круга лиц, в среде которых сведения были распространены, информации о признании их судом не соответствующими действительности, а под моральным вредом (в соответствии со ст. 151 ГК РФ) — признание физических или нравственных страданий потерпевшего.
|