Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Основные психологические характеристики личности и их использование в управлении организационным поведением.
Социальная роль - это способ поведения, который задается обществом или конкретной организацией и который зависит от личности («Я»), ее статуса в межличностных отношениях и норм, предъявляемых к данному статусу, а также стимулирующего подкрепления. Личность («Я») в организации раскрывается через потенциал человека, его восприятие ситуации, уровень притязаний и установки. Статус и нормы - через требования, которые определяет организация. Стимулирующее подкрепление - через поддержание мотивации и коммуникативную компетентность. Исполнение роли определяется удовлетворенностью трудом. Рассмотрим каждый из элементов структуры ролевого поведения. Установки личности. установки помогают людям приспосабливаться к своему рабочему окружению. Так, если к человеку хорошо относятся товарищи по работе, непосредственный руководитель, у него формируется положительная установка в целом ко всей организации и он принимает требования ее организационной культуры. Во-вторых, установки помогают защитить тот образ самого себя, который существует у каждого человека. В частности, если менеджер, обладающий солидным опытом работы, но не обладающий качествами лидера, видит, что любое его решение оспаривается подчиненным, у него появится отрицательная установка в отношении этого подчиненного В-третьих, установки являются той основой, которая дает возможность людям выражать свои ценностные ориентации В-четвертых, установки позволяют до определенной степени предсказать поведение человека на рабочем месте. Однако, чтобы такое предсказание было точным, необходимы дополнительные меры. Дело в том, что на установки оказывают определенное влияние внешние социальные явления. Социализация личности предполагает изменение ее установок. Однако на этом пути встречаются препятствия. Два из них очень важные. Первое - так называемая эскалация приверженности, которая заставляет людей, принимающих решения, настаивать на ошибочном образе действий. В качестве примера подобного препятствия можно привести такую ситуацию. Руководитель предприятия, уходя в другую фирму, порекомендовал на свое место знакомого менеджера. Первые же шаги нового руководителя показали, что бывший директор совершил ошибку. Однако, несмотря на это, он не признал своей ошибки, упорно настаивая, что его решение было правильным, просто коллектив завода неправильно оценил действия менеджера. Второе препятствие - отсутствие достаточной информации. В этом случае люди не видят оснований для изменения установок. Так, если руководителю не удается показать своему подчиненному, что его отрицательная установка мешает его продвижению по службе, повышению заработной платы или достижению других жизненных целей, подчиненный может остаться при своем мнении и не сделает ничего, чтобы изменить установку. К счастью, имеется немало способов преодоления препятствий и изменения установок. Вот некоторые из них: 1. Воздействие страхом. Исследователи пришли к выводу, что страх может заставить людей изменить установки. Главное здесь - уровень испытываемого страха. Если он низкий, человек может его просто игнорировать. Если, наоборот, очень высокий, у людей, как говорится, уходит душа в пятки, и они попросту не способны воспринять никаких убеждений. Чувство страха должно быть умеренным. 2. Устранение несоответствий между установками и поведением. Исследования показывают, что, когда человеку,, устраивающемуся на работу, делается несколько предложений и ему приходиться выбирать, выбор впоследствии часто представляется ошибочным. Однако такое впечатление, как правило, длится недолго. Теория когнитивного диссонанса утверждает, что человек постарается активно устранить это несоответствие посредством установок и поведения. Сделав выбор и начав работать, он начнет испытывать отрицательные чувства к предприятиям, от предложений которых отказался, и положительные к своей новой организации. В итоге у него постепенно сложится убеждение, что его выбор правильный. 3. Влияние друзей или коллег. Подтверждением действенности этого способа является изменение нашего отношения к людям или явлениям, когда мы узнаем об установках людей, которых уважаем и мнением которых дорожим. 4. Привлечение к сотрудничеству. Когда человек недоволен существующим положением в организации и имеет отрицательную установку на отношение к труду, его можно пригласить к совместной работе по изменению ситуации. Сотрудничая вместе с коллегами, работник обязательно изменит свою отрицательную установку. 5. Предоставление новой информации. Практика показывает, что человек, получая дополнительную информацию о ситуации или другом человеке, часто меняет свое убеждение. А в итоге и установки. 6. Влияние собственных поступков. В результате социально-психологических исследований выявлено взаимное влияние установок на поведение, а поведения на установки. Мы отстаиваем то, во что верим, точно так же верим в то, что отстаиваем. 7. Изменение установки путем трансформации утверждения в убеждение. С эффектом вживания в роль связан другой эффект, который психологи назвали «утверждение становится убеждением». Эксперименты показали, что люди, вынужденные говорить о том, в чем они не совсем уверены, чувствуют себя неловко за свой обман. Однако постепенно они начинают верить в то, о чем говорят, при условии, что их не принуждают к этому. Когда на говорящего не оказывают воздействия со стороны, его утверждения становятся его убеждением. Наиболее ярким тому подтверждением является барон Мюнхгаузен со своими приключениями. УРОВЕНЬ САМОУВАЖЕНИЯ = УСПЕХ / ПРИТЯЗАНИЕ самый верный путь к повышению самоуважения - это успешная работа Теория самопознания - одно из больших достижений психологии XX века. Она включает в себя три принципа: 1. Принцип веры. Формула этого принципа такова: все, в чем человек убежден, для него истинно. Он верит не в то, что видит, но видит то, во что верит. Если человек в чем-то убежден, это убеждение влияет на его чувства. Он воспринимает все на основе собственного программирования. Вера создает факты, потому что она определяет настрой человека и его установку, в свою очередь установка определяет поведение. 2. Принцип ожиданий. В его основе лежит идея о том, что поведение окружающих в значительной мере определяется возлагаемыми на них надеждами. Менеджеры, предъявляющие высокие требования, набирают многообещающих сотрудников. И наоборот, низкий уровень ожиданий наблюдается одновременно и у начальников, и у подчиненных. 3. Принцип согласованности. Этот принцип требует, чтобы внешний мир человека соответствовал его внутреннему миру. Внешний мир фактически лишь отражает происходящее во внутреннем мире. Поэтому поведение прежде всего зависит не от действий, а от личности. Самопознание состоит из трех существенных взаимосвязанных элементов. 1. Идеальное представление человека о себе. Сюда входят цели человека, его добродетели, ценности и позитивные ожидания, то есть все, чем человек восхищается в других. Установлено, что люди развиваются в направлении собственных доминирующих целей и ожиданий. Если некто работает на предприятии, которое открывает широкие перспективы для людей, и отстаивает высокие ценности, то о нем отзываются с признательностью. В результате таких отзывов совершенствуется идеальное представление личности о себе, подпитываются надежды и ожидания. Если кому-то сказать, что он действительно хорошо поработал и сможет еще лучше, это сильно повысит его идеальную самооценку. 2. Образ самого себя. Собственный образ, то, как человек видит себя, -вторая составляющая самопонимания. От этого зависит в конечном счете, как поступит человек в той или иной ситуации. 3. Чувство собственного достоинства - третий элемент самопознания. Существует прямая зависимость между чувством собственного достоинства, личностью, настроем и установкой. Чем выше у человека чувство собственного достоинства, тем больше нравственных качеств он проявляет и тем эффективней его работа. На самооценку человека оказывают влияние два вида страха. Первый - боязнь сбоя. Люди боятся совершить ошибку, потерять статус, престиж, поощрение, деньги или работу. Мысль о поражении и о его последствиях приводит к внутренней травме. Такого рода страху особенно подвержены те, кого часто критиковали и кто часто терпел неудачи в жизни. Второй - боязнь отторжения, осмеяния, критики. Задача менеджера заключается в том, чтобы создать такие условия, при которых человек мог бы победить в себе чувство страха и раскрыть полностью свой потенциал. Сотрудники должны быть уверены, что они не подвергнутся по малейшему поводу критике и уничижительным оценкам. Они должны также чувствовать, что начальство поощряет их идти на разумный риск, пользуется любой возможностью, чтобы подкрепить их самоуважение. Позитивный образ самого себя у человека зависит также от того, насколько правильно проводит организация политику признания и поощрения инициативы. Восприятие ситуации. Создавая роли для работников, организация, естественно, стремится к стандартизации и унификации, так ей проще управлять людьми. Однако люди с трудом вписываются в прокрустово ложе стандартов. Факторы влияющие на восприятия личности: 1. Совпадение (или несовпадение) ожидания личности с его впечатлением от знакомства с ситуацией или людьми. Например, каждый человек, попадая в новый коллектив, выстраивает свое поведение, соотнося образ организации, который у него сложился при знакомстве с ней, с образом о самом себе. Если образ организации и «Я - образ» совпадают, то его поведение становится адаптивным, если нет, оно может стать приспособленческим или конфликтным. 2. Атрибуция. Атрибуция представляет собой поиск причин (атрибутов) при объяснении поведения других людей или самого себя. По мнению исследователей, имеется два вида атрибуции: предрасположенная и ситуационная. В основе первой лежит объяснение поведения человека внутренними факторами: чертами характера, мотивацией или способностями. В основе второй - внешние факторы: оборудование, технология и т.д. Согласно данной концепции, восприятие менеджера и последующее его отношение к подчиненному будут отличаться в зависимости от вида атрибуции. 3. Стереотипизация. Стереотипизация предполагает восприятие не в результате личного впечатления индивидуума, а на основе сложившихся в обществе стереотипов. К группам, которые стереотипизированы в общественном сознании, относятся, например, «новые русские» в России или «белые» и «голубые» воротнички, бухгалтеры, работники торговли и т.п. в разных странах. Стереотипизация исходит из того, что в обществе имеется некое согласие относительно тех черт, которые свойственны тем или иным категориям людей, хотя на самом деле многие из них не укладываются в стандартизированные стереотипы. 4. Эффект «ореола». Эффект «ореола» похож на стереотип. Разница только в том, что если при стереотипизации личность рассматривается в рамках ее социальной категории, то эффект «ореола» складывается в восприятии личности на основе одной из ее черт характера. Данный фактор используется при оценке деятельности человека, когда рейтинг его характера или работы в целом выставляется ошибочно, исходя из какой-либо одной черты, например, интеллекта, внешности, надежности или склонности к сотрудничеству. Зная действие перечисленных факторов, менеджер может оказывать влияние на правильное восприятие работниками различных производственных ситуаций в организации. Существуют две стратегии управления впечатлением. Первая - недопущение понижения в должности или другой формы наказания. Для нее характерны следующие модели поведения: 1) Попытка человека найти извинение или оправдание своим действиям. Например, сослаться на плохое самочувствие. 2) Отстранение. Когда работники, участвовавшие в принятии плохого решения, пытаются отделить себя от других людей и ответственности за проблему, объясняя свое поведение тем, что они хотели сделать, как надо, но оказались в меньшинстве. Вторая стратегия - это увеличение шансов на продвижение по службе. Она включает в себя такие приемы: 1) Приписывание. Такой метод применяется, когда работники, не удовлетворенные тем, что им не воздали должное за успех, стремятся, чтобы об их роли стало известно официально в организации. 2) Наращивание. Этот прием используют работники, когда хотят подчеркнуть, что их вклад в успех общего дела гораздо больше, чем им воздали за него. 3) Выявление преград. Это тактика создания работниками впечатления, что они добились успеха, несмотря на серьезные трудности, и, следовательно, заслуживают высокой оценки. 4) Ассоциирование. При использовании этого приема работник делает все, чтобы его видели в нужное время вместе с нужными людьми. Таким образом он надеется создать впечатление, что у него хорошие связи и он ассоциирован с успешными проектами.
|