Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Товарное производство и рынок. Роль рынка в развитии товарного производства.






Товарное производство — тип организации хозяйства, при котором полезные продукты создаются для их продажи на рынке. Товарному хозяйству присущи следующие основные черты.

  • Это хозяйство является открытой системой организационно-экономических отношений. Здесь работники создают полезные продукты не для собственного потребления, а для продажи их другим людям. Весь поток новых вещей выходит за пределы каждой производственной единицы и устремляется на рынок для удовлетворения спроса покупателей.
  • Производство товаров основано на разделении труда. Его развитие зависит от того, насколько углубляется специализация (обособление) работников, предприятий на выпуске отдельных видов продуктов или частей сложных изделий. Такое явление объективно вызывается техническим прогрессом, а последний, в свою очередь, получает большой толчок при разделении труда. Неразрывная связь товарного производства с разделением труда, а стало быть, с прогрессом техники — одно из его несомненных преимуществ по сравнению с натуральным хозяйством.
  • Товарному хозяйству присущи косвенные, опосредованные связи между производством и потреблением. Они развиваются по формуле «производство — обмен — потребление». Изготовленная продукция сначала поступает на рынок для обмена на другие изделия (или на деньги) и лишь затем попадает в сферу потребления. Рынок подтверждает или не подтверждает необходимость изготавливать данную продукцию для продажи.

Значит, товарное хозяйство — это система организационно-экономических отношений, благодаря которой обеспечивается равносторонний прогресс экономики. При углублении разделения труда расширяется применение все более совершенной техники. Это вызывает невиданный ранее рост выработки продукции. А благодаря повышению производительности труда увеличивается выпуск продукции в расчете на душу населения. К тому же создается возрастающее многообразие продуктов, предназначаемых для обмена на рынке на другие изделия.
Товарное хозяйство включает такие общие организационные связи, которые могут обслуживать самые различные социально-экономические системы. Однако при этом объем и значение производства товаров и их обмена совсем не одинаковы. В силу этого товарное хозяйство имеет исторический характер: оно существенно изменялось на протяжении всей истории.
Прежде всего важно выявить генезис (происхождение) товарного производства. Одной из причин его возникновения является общественное разделение труда. В итоге возникает несколько форм разделения труда: международное (между странами), общее (между крупными отраслями народного хозяйства — земледелием, промышленностью и т. д.), частное (деление внутри крупных отраслей на подотрасли, виды производства) и единичное (внутри предприятий — на разные их подразделения).
Другой причиной является хозяйственное обособление людей для изготовления какого-то продукта. Данное организационное отношение органически дополняет общественное разделение труда: человек выбирает какой-то вид работы и превращает его в самостоятельную деятельность. Это одновременно усиливает его зависимость от других товаровладельцев и порождает необходимость обмениваться разнородной продукцией, устанавливать связи через рынок.
Хозяйственное обособление людей тесно связано с формами собственности на средства производства. Так, оно является наиболее полным, когда товаропроизводитель — частный собственник. В меньшей мере обособление достигается, если какое-то имущество отдается в аренду — временное владение и пользование: тогда на какой-то период хозяйство ведет арендатор. Но одна частная собственность сама по себе не порождает товарно-рыночное хозяйство. Это видно на примере натурального производства при рабовладельческом и феодальном строе.
Между тем формы собственности порождают разные виды товарного производства. В зависимости от форм собственности и организационных отношений образуются два вида товарного производства. Исторически первым было простое товарное хозяйство крестьян и ремесленников, в котором применялся ручной труд. В этом случае из-за низкой выработки товарное производство соседствует с господствующим натуральным производством. При капитализме главные позиции в экономике занимает развитое товарное хозяйство.
На фазе классического капитализма развитое товарное хозяйство становится всеохватывающим. Все создаваемые блага превращаются в рыночные продукты. Предметом купли и продажи становится наемный труд.
Но на современной стадии производства в результате активной экономической роли государства в макроэкономике выделился нетоварный сектор. В него вошло производство нерыночных благ (это- фундаментальные научные исследования, бесплатные виды образования, основная продукция военно-промышленного комплекса и др.). Как мы увидим в следующем параграфе данной темы, нетоварные вещи и услуги составляют особый класс современных благ.

Рынок – это совокупность экономических отношений по поводу купли- продажи товаров и услуг по ценам, устанавливающимся на основе спроса и предложения в результате конкуренции.
Сущность рынка.
Рынок- это обмен, организованный по законам товарного производства и обращения, совокупность отношений товарного обмена. Это сфера обмена внутри страны и между странами, связывающая между собой производителей и потребителей продукции.
Можно выделить четыре сферы экономической деятельности: 1) производство, 2) распределение, 3) обмен, 4) потребление.
Причины возникновения:
1. потребности людей2. ограниченность всех ресурсов – труда, земли, других материальных средств производства. 3. общественное разделение труда – повышает эффективность производства и создает материальную основу для товарного обмена. 4. экономическая обособленность товаропроизводителей рамками собственности5. самостоятельность товаропроизводителя
Структура рынка:
Структура рынка= Рынок рабочей силы+финансовый рынок(ссудного капитала)+рынок средств производства+рынок услуг+рынок технологий+рынок духовных благ
Осн функции рынка:

1. информационная: информирует общество о состоянии экономики

2. посредническая: соединяет в единую систему экономически обособленных агентов рынка

3. регулирующая: капиталы и ресурсы переливаются из отраслей с низкой прибылью в отрасли более доходные.

4. ценообразующая: рынок признает лишь общественно необходимые затраты и, соотв., рыночные цены.

5. стимулирующая: стимулирует экономить затраты, труд и ресурсы.

6. созидательно- разрушительная: разрушение старой и формирование новой структуры хозяйства.

7. санирующая, оздоровительная: очистка общественного производства от экономически нежизнеспособных субъектов и стимулирование высокоэффективных.

8) дифференцирующая: рынок обогощает одних и разоряет других субъектов.
Виды рынков

1. по характеру конкуренции (классический рынок или рынок совершенной конкуренции и современный рынок(моноп., олигоп. и т.д.)

2. с точки зрения объекта купли- продажи(14 видов: потребительский рынок, рынок средств производства, земли, недвижимости, рабочей силы, технологии, услуг, валютный, фондовый, страховой рынок, рынок информации, интелектуальной собственности, произведений искусства, рынок отдельных товарных групп)

3. с точки зрения субъекта (покупателя, продавца, посредника, промежуточных продавцов, государственных учреждений)

4. по характеру продаж (оптовый и розничный)

5по уровню насыщения товарной массой и степени удовлетворения спроса (рынок равновесный, дефицитный, избыточный)

6с точки зрения соответствия функционирования рынка действующему законодательству (легальный, нелегальный)

с точки зрения транспортно-географического фактора (местный, региональный, национальный, мировой).

РОЛЬ ТОВАРНОГО ПРОИЗВОДСТВА В ЭКОНОМИЧЕСКОМ ПРОГРЕССЕ

Товарное производство такая система организационно-экономических отношений, при которой полезные продукты создаются для их продажи на рынке. Такая система обладает следующими специфическими признаками, которые предопределяют: что создавать, как использовать для этого факторы производства и для кого предназначаются продукты.

Во-первых, производство товаров, основано на общественном разделении труда, которое складывается между отдельными хозяйственными единицами. Его развитие предполагает прогресс производства: рост квалификации и умения работников, а также изобретение машин, которые облегчают и сокращают труд, позволяют одному человеку выполнять работу нескольких. Увеличение выпуска благ на специализированном предприятии создает возможность и необходимость обменивать излишнее их количество на большую массу других полезных вещей.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал