Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Закон как источник права. Верховенство законов в правовом государстве.
Закон - это НПА, в котором содержатся нормы права, регулирующие наиболее важные вопросы общественной жизни. Закон принимается высшим представительным органом государства либо на референдуме. 1. Законы подразделяются на три вида: 1. конституции, 2. конституционные законы, 3. федеральные законы. 4. законы субъектов РФ. - Конституционные законы принимаются в развитии Конституции, -принимаются не простым большинством, а квалифицированным (большинство, которое законодательно установлено – 2/3 ГД и ¾ СФ. - Вето Президента на конституционные законы не распространяется. 3. Федеральные законы -принимаются простым большинством (50 % + 1 голос). -Подразделяются на два вида: текущие законы и кодексы. Текущие законы принимаются по вопросам текущей жизни. Кодексы содержат совокупность однородных норм права. 4. Законы субъектов РФ - нпа высшей юридической силы, принятые законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта РФ по предметам ведения субъекта Федерации и по предметам совместного ведения Федерации и ее субъектов либо непосредственно населением (избирателями), проживающим на территории субъекта РФ, путем референдума. К основным разновидностям З.с. РФ относятся: конституции республик; уставы краев, областей, городов федерального значения; текущие (обычные) законы, принимаемые по предметам ведения субъектов РФ. Верховенство закона в правовом государстве предусматривает, что: а) закон принимается либо народом, либо его представителями; б) закон учитывает интересы народа; в) все подзаконные акты издаются в развитии закона и не противоречат ему; г) закон принимается без нарушения конституционной процедуры, не может ни кем отменяться, изменяться, кроме соответствующего органа. В правовом гос-ве верховенство закона обеспечивается способностью гражд об-ва влиять на процедуру принятия закона и на механизм ее реализации (ст.1 Конституции РФ)
36. Норма права: понятие, структура и виды. Норма права – это общеобязательное формально определенное правило поведения, установленное и охраняемое государством. Признаки нормы права: Социальные признаки: - правила поведения людей - содержит меру (должного, возможного, запрещающего) - выступает типовым регулятором отношения. Юридические признаки: - устанавливается и охраняется гос-вом - закрепляется в статьях НПА - общеобязательны - обладают микросистемностью Структура нормы права состоит из трех элементов: гипотеза, диспозиция, санкция. Гипотеза – содержит условия, при которых правило поведения изложенное в диспозиции начинает действовать. В гипотезе закрепляются определенные факты. т.к. конкретные жизненные обстоятельства. Диспозиция – содержит само правило поведения, права и обязанности, варианты поведения, исходя из условий закрепленных в гипотезе. Санкция – это мера государственного взыскания в случае нарушения правила, закрепленного в диспозиции. Действие правовой нормы происходит от гипотезы к диспозиции, от диспозиции к санкции. (Логическая цепочка – если – то – иначе). Норма права выполнит свою роль лишь тогда, когда предусмотрены все ее элементы. Однако в соответствии с правилами юридической техники структура нормы права применительно к конкретным отраслям имеет свои особенности. Так нормы гражданского права преимущественно состоят из двух элементов (гипотезы и диспозиции). Норма уголовного права предполагает объединение гипотезы и диспозиции, а далее санкция. Выделяют следующие основные виды правовых норм: 1) по отраслям права; 2) по функциям права – регулятивные (устанавливающие права и обязанности участников правоотношений и охранительные (устанавливают и регламентируют меры юридической ответственности и другие принудительные меры защиты субъективных прав). 3) по методу правового регулирования – императивные (жестко закрепляющие модель поведения), диспозитивные (которые содержат варианты, модели поведения); 4) по содержанию предписаний правовых норм: управомочивающие (разрешающие), запрещающие (запреты на осуществление каких-либо действий ), обязывающие (предписание совершать определенные действия в отношении других лиц); 5) по юридической силе – но рмы законов и нормы подзаконных НПА; 6) по действию во времени – временные и постоянные; 7) по действию в пространстве – общие (на всей территории страны), региональные, локальные; 8) по кругу лиц – общие для всех категорий и специальные); 9) специализированные нормы – нормы-определения, нормы-принципы, нормы-цели, нормы-декларации (общая часть любого кодекса) – они выполняют служебную роль.
|