Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Основные факты и закономерности классической психологии памяти.
Классическая психология сознания. Школа Г. Эббингауза – ассоцианизм. Эббингауз: должно существовать стремление души к расширению воспринимаемых впечатлений, оно достигается за счет ассоциации, и это – память. Закон ассоциации: если душевные образования заполняли сознание одновременно или в близкой последовательности, то потом повторение одних членов этого переживания вызывает представления других, хотя первоначальные причины их появления отсутствуют. Задача психологии Эббингауза: выявление и описание общей мнемической способности. Правило мнемической организации: 1) время: а) одно предъявление материли. Объем внимания = объем памяти (6-9) – количество материала, которое воспринимается как единое целое; б) метод заучивания списков. Два факта: чем длиннее ряд, тем больше повторений и фактор края; в) необходимость распределения материала во времени. Два факта: закон Йоста и кривая забывания Эббингауза (метод сбережения). 2) материал: а) объем памяти: бессмысленные слоги (6, 7), слова (8, 9), цифры (10, 12); б) принадлежность материала к связанному целому: лучше 8-9 раз; в) на запоминание материала влияет сходство элементов ряда (фигура и фон). Эксперимент: ряды однородного и разнородного материала. Эффект фон Ресторф. Эксперимент: 1) 1 слог + 9 чисел – 70 % + 22 %; 2) 9 + 1; 3) разнородный – 40 %. Исследование памяти в когнитивной психологии. Познание – процессы переработки, хранения, извлечения информации для определенных целей в рамках определенных структур. 1) процессуальный подход. 2) функциональный. 3) наличие структур:
А) предмет – блоки хранения и переработки информации, где каждый блок – стадия процесса с определенным результатом. Методы: хронометрия и измерение продуктивности. Б) предмет – способы переработки информации в зависимости от задачи, метод – постановка специфических задач, требующих разных способов решения. Структурный подход. У. Джемс: впервые выделил 2 механизма памяти при описании потока сознания. Это первичная (непроизвольная память о недавнем или предвосхищение последующего, связь внешних и внутренних впечатлений, постоянно меняется) и вторичная (относительно не зависит от времени, находится в области предсознательного) память. Норман, Во (1965). 2-компонентная модель: первичная (= КП) и вторичная (= ДП) память. Переход на другой этап – результат переработки. Знание – результат перевода информации из КП в ДП с помощью повторения. забывание
|