![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Открытие эгоцентризма - 1 –й этап творчества Пиаже
эгоцентризм (Я - центр) яркое проявление реализма ребенка. Отождествляет внешний мир и свое представление о нем. 1-е проявление реализма: 1 стадия – сопричастность 2 стадия – анимизм (всеобщее одушествление) 3 стадия – артификация 2-е проявление: что ребенок считает, свою точку зрения единственной точной 3-е проявление: ребенок испытывает понятие без точки отсчета (почему железный корабль не тонет) Эгоцентризм – это центральная особенность ребенка, его скрытая умственная позиция. Эгоцентризм бывает интеллектуальным и моральным, который проявляет себя в том, что ребенок не учитывает в оценке постановке внутренних намерений, а судит о поступке только по внешнему результату. Реализм – самое яркое проявление эгоцентризма. Реализм – проявляет себя в том, что ребенок рассматривает предметы такими, какими он их воспринимает, без логики взаимоотношений (пример с луной). Реализм мешает рассматривать предметы независимо от своей т. зр., от внутренней взаимосвязи. Есть 3 проявления реализма: 1. ребенок отождествляет явления внешнего мира и свои представления о нем. Путь развития мышления: от реализма к объективности. 1. абсолютность. Ребенок считает свою точку зрения объективной и не считается с другими. Развитие мышления от реализма к взаимности (реципрокности) когда ребенок открывает др. т.з. и устанавливает между ними соответствия. 2. Ребенок испытывает количественные понятие, как абсолютные. Развитие мышления: от реализма к релятивизму(относительности), проявляет себя в том, что количественные понятия (большой, тяжелый) приобретает относительное значение в зависимости от положения. На этой стадии эгоцентризма отношение между ребенком и миром редуцируются, т.е. ребенок учиться отличать то, что происходит от своей субъективной т.зр.
Исходный пункт в теории Пиаже – адаптация живого в природе. Адаптация – активный процесс. В ходе адаптации происходит взаимодействие целостного индивида с окружающим миром. Интеллект определяется Пиаже как свойство живого организма, который формируется в процессе контактов с материальной средой. По мнению Пиаже внешний мир в ходе онтогенетического развития начинает выступать перед ребенком в форме объектов не сразу, а в результате активного взаимодействия с ними. В ходе более полного и глубокого взаимодействия субъекта и объекта происходит их взаимное обогащение. В объекте выделяются все новые и новые стороны, а у субъекта формируется все более адекватные, тонкие и сложные способы воздействия на мир, с целью его познания и достижения сознательно поставленных целей. Т. обр. процесс адаптации наступает в единстве двоих процессов: ассимиляции и аккомодации. При ассимиляции организм накладывает на среду свои схемы поведения. При аккомодации организм перестраивает свое поведение в соответствии с особенностями среды. Иногда эти 2 процесса находятся в равновесии, иногда преобладает один. Этапы развития интеллекта: 1. сенсомоторный интеллект (0-2 лет). На этом этапе ребенок адаптируется к окружающему миру посредством внешних материальных действий, которые выполняются развернуто и последовательно. Этот этап делится на подэтапы. · Центрация на собственном теле (от рождения до 9 месяцев) · Объективация практической силы (11-12 мес до 2-х лет) Пиаже сделал важное открытие: первоначально мысль была внешним предметным действием. Элементом психической жизни Пиаже считал не ощущения, а действия.
|