![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Некоторые теории речевого развития
Л.С. Выготский предвосхитил современные исследования в области глубинной грамматики. Он выделил стадии развития глубинного синтаксиса у детей. На первой стадии используется только смысловой синтаксис. На второй появляются зачатки грамматики – это стадия семантического синтаксиса. На третьей стадии правила семантического синтаксиса используются регулярно, а также появляется ряд правил «поверхностного» синтаксиса и служебные слова – предлоги и союзы. Сторонники бихевиоризма особую роль в развитии речи отводят среде, в которую помещен ребенок. При этом одни из них считают, что ребенок усваивает язык путем последовательных приближений под давлением социальной среды, в которой за одними звуками следует подкрепление, а за другими нет. Другие сторонники бихевиористического подхода особо подчеркивают роль подражания речи родителей. Согласно конструктивистской теории Ж. Пиаже, развитие языка не отличается от развития других психических процессов (восприятия, памяти, мышления) и происходит при взаимодействии ребенка со средой. При этом язык не играет никакой роли в развитии мышления и интеллекта.
Стиль взаимодействия субъектов (В.А. Толочек) Данный показатель оценивается тем выше, чем: а) шире диапазон стилей лидерства (демократический, либеральный); б) позитивнее доминирующие способы реагирования в конфликтной ситуации (компромисс, сотрудничество, приспособление); в) равноправнее распределение функций между субъектами; г) выше показатель слаженности, сработанности; д) выше удовлетворенность взаимодействием; е) выше уровень достижений (спортивные, художественные, профессиональные и т.д.). Социально-психологическая компетентность (Н.В. Кузьмина) Данный показатель оценивается тем выше, чем: а) выше уровень умений устанавливать межличностные отношения с б) выше уровень общительности; в) выше уровень сформированности аффилиации (установление, сохранение добрых отношений с людьми); г) выше уровень способности к эмпатии; д) ниже уровень тревожности; е) ниже уровень агрессивности. Субъектность педагога (Е.Н. Волкова) Данный показатель оценивается тем выше, чем содержательнее оцениваются следующие параметры личности педагога: а) гуманистическая направленность; б) позитивная адекватная Я-концепция; в) ценностное отношение к ученику; г) высокий уровень профессионализма; д) разнообразные стили педагогической деятельности; е) высокий внутренний локус контроля. Взаимоотношения в семье (СВ. Ковалев) Данный показатель оценивается тем выше, чем: а) шире реализация функций семьи как ведущего института социализации личности; б) выше субъективная удовлетворенность взаимодействием в семье; в) адекватнее и точнее взаимопонимание между членами семьи; д) выше успешность совместной деятельности; г) позитивнее родительское отношение; е) выше совместимость членов семьи (психологическая, психофизиологическая, социологическая); ж) выше устойчивость семьи по отношению к трудностям (социальным, бытовым, психологическим и т.д.).
|