Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Антропологические воззрения христианского средневековьяСтр 1 из 5Следующая ⇒
ЛЕКЦИЯ 4 ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ТРАДИЦИЯ В ПЕДАГОГИКЕ ЕВРОПЕЙСКОГО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ (V—XVI вв.) План: Антропологические воззрения христианского Средневековья Школьное обучение 3. Гуманистические идеи учёных-монахов Рыцарское воспитание Гуманистическая педагогика Эпохи Возрождения Реформация и общее образование Антропологические воззрения христианского средневековья Гуманистическая педагогическая традиция в период средневековья утвердилась в европейской культуре на ценностно-мировоззренческих основаниях христианского гуманизма. Возникнув на Ближнем Востоке, христианство синтезировало духовно-нравственный опыт ряда культур, включая античную. Несмотря на преследования исповедовавших новую религию, она в первые века нашей эры приобретала всё более широкое распространение в различных слоях римского общества, а в IV в. была принята в качестве государственной. Христианская церковь явилась преемницей культурных традиций, определила идеологию европейского средневековья. Античному идеалу соревновательности и самоутверждения христианство противопоставляло сложившийся у народов Ближнего Востока идеал: - самоограничения, - послушания, - служения. Христианский гуманизм утверждал новые в европейской культуре представления о человеке через идеал Богочеловека, его деяния, его заветы. Языческий Космос вытеснялся образом единого Всемогущего и Всеблагого Создателя: - сотворившего человека по образу и подобию своему, - даровав ему свободу и способность к творчеству, - определив те законы, которые достойны отношений человека к человеку (главный из них «возлюби ближнего своего...»), - законы милосердия, всепрощения и любви. Христианство: - было обращено к внутреннему миру человека, - было ориентировано на «труд души», - на её «освобождение» от внутреннего духовного рабства, - на её одухотворение высокими моральными нормами, - на аскетизм как преодоление «плоти». 2. Школьное обучение Носительница христианской религии Церковь стала организатором системы школ сначала для будущих служителей культа, а затем и для «мирян»: - школы монастырские., - кафедральные, - приходские. Как средневековый монастырь был сосредоточением «книжной» учёности, хранителем античной культуры, так и «сколок» с монастыря — школа на своём уровне воспроизводила те же образовательные ценности, а проявлявшие интеллектуальные склонности и способности ученики подготовлялись к «учёным занятиям». Античный идеал воспитания целостного, разносторонне развитого не только в интеллектуальной, но и в эстетической деятельности, в физических упражнениях человека был утрачен. Античность оставила средневековью содержание образования, которое складывалось ещё в системе древнегреческого воспитания как «семьсвободных искусств»: тривиум: - грамматика, - риторика, - диалектика » квадривиум: - арифметика, - геометрия, - астрономия, - музыка В течение раннего средневековья интеллигенты и интеллектуалы того времени— монахи: -освобождали эти учебные предметы от языческой идеологии, - приспосабливали к христианскому мировоззрению, современному научному развитию, в известной мере к восприятию учеников. Однако образовательный материал, как и схоластическая наука средневековья, имел «своим языком» латынь, превращал учение в тяжёлый труд догматического запоминания и заучивания. В монашеский идеал человека включались такие качества, как - послушание, - следование авторитетам, - аскетизм духовный и физический, - самодисциплина. Школьная учёба, весь уклад школьной жизни воспроизводили в специфических формах эти суровые нормы поведения, прежде всего - дисциплинированием учащихся на основе жёстких правил и требований, - строгой регламентации всей школьной организации, - системы наказаний, включая физические. По образцу церковных школ стали создаваться по мере роста городской культуры: - школы цеховые (для детей ремесленников), - гильдейские (для детей купцов), - магистратские (городские). Детей обучали: - чтению - письму на родном языке, - счету, - религии — тому элементарному, что было необходимо жителю средневекового города в его жизнедеятельности. Как и церковные, это были: - «школы учебы», - школы книжных знаний, - догматического учения, - авторитарной дисциплины. Рожденная в лоне средневекового монастыря, школа учебы воспроизводилась в историко-педагогическом процессе из века в век, и не только в практике, но и в дидактических системах. Основные параметры ее модели: - в цели — доминирует совокупность (система) знаний, умений, навыков, которые необходимо «дать» учащимся; - в соотношении «деятельность учителя — деятельность ученика» — ученик выступает объектом педагогического воздействия, «должен» усвоить знания, умения, навыки; - содержание учебного процесса — точно определённый, зафиксированный в стандартах разного рода круг знаний, умений, навыков; - процесс обучения нацелен на методы и средства организации познавательной деятельности репродуктивного (воспроизводящего) характера; - к книжному обучению приспособлены школьные помещения, мебель, оборудование; - функционирование школы поддерживается дисциплиной, порядком, строгой регламентацией деятельности ученика и учителя. В историко-педагогической литературе школа средневековья описывается как авторитарная школа принуждения и насилия над личностью. Однако исторические документы сохранили факты и другого рода. Из учебников и руководств для учителей периода раннего средневековья (VIII—XI вв.) возникает светлый образ школы, где дети любят учиться, а учитель любит учить. Так, ученики внешней монастырской школы — мальчики, работавшие в семье или по найму: «Одни из них пашут землю, другие пасут овец, третьи пасут
|