Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Понятие и виды ограниченных вещных прав.
Основные виды ограниченных вещных прав названы в ст. 216 ГК: это права владения и пользования земельными участками, сервитуты, права хозяйственного ведения и оперативного управления имуществом. Ограниченные вещные права, имея ряд общих черт, по своим целям и содержанию достаточно разнообразны, и законодательство не дает им единого общего определения. Опираясь на нормы действующего законодательства, их можно определить как устойчивое право на использование чужой собственности, защищаемое против всех третьих лиц и имеющее ограниченное по сравнению с правом собственности содержание. Перечень ограниченных вещных прав дается в ст. 216 ГК и включает права трех групп: традиционные вещные права, которые ведут свое начало еще от римского права - сервитуты, права пользования земельными участками, и вещные права юридических лиц по хозяйствованию с имуществом собственника - право оперативного управления и право хозяйственного ведения. Даваемый в ст. 216 ГК перечень вещных прав не является исчерпывающим, он дополняется нормами самого ГК и других законов. В частности, к ограниченным вещным правам в науке гражданского права относят: -залог имущества, регулируемый нормами гл. 23 ГК (ст. 334-358), и его разновидность - ипотеку; -пожизненное содержание с иждивением (ст. 601, 602 ГК), когда оно включает право получателя ренты пользоваться жилым домом, квартирой или земельным участком;
42. Право хозяйственного ведения: содержание и пределы. Это вещное право в силу ст. 294 ГК признается за государственными и муниципальными унитарными предприятиями и состоит во владении, пользовании и распоряжении имуществом, полученным этими субъектами гражданского права от их собственника - Российской Федерации, ее субъекта или муниципалитета. В своем содержании право хозяйственного ведения шире права оперативного управления, поскольку задачи и правоспособность государственных и муниципальных предприятий должны давать достаточную свободу и самостоятельность в распоряжении выделенным им имуществом при осуществлении порученной предпринимательской деятельности. Права собственника в отношении имущества, находящегося в хозяйственном ведении, в общей форме названы в п. 1 ст. 295 ГК. Согласно п. 2 ст. 295 ГК предприятие не вправе продавать принадлежащее ему на праве хозяйственного ведения недвижимое имущество, сдавать его в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ или иным способом распоряжаться им без согласия собственника. Движимым имуществом носитель права хозяйственного ведения распоряжается самостоятельно, за исключением случаев, установленных законами, указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ. Такие случаи предусмотрены, прежде всего, ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях», который устанавливает при решении этих вопросов ряд ограничений, единых для государственных и муниципальных предприятий.
43. Право оперативного управления: содержание и пределы. Это вещное право предоставлено ГК РФ казенным государственным предприятиям и учреждениям (п. 1 ст. 296 ГК). Таким образом, право оперативного управления используется в сфере отношений как государственной, так и частной собственности. В п. 1 ст. 296 ГК оперативное управление характеризуется следующим образом: это право казенного предприятия или учреждения осуществлять в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника и назначением имущества правомочия владения, пользования и распоряжения имуществом. Но в отличие от собственника, имеющего аналогичные правомочия, полномочия носителя права оперативного управления, как следует из п. 2 ст. 296 ГК, имеют рамки и могут определяться заданиями собственника, который вправе изымать имущество, переданное в оперативное управление, и распоряжаться им по своему усмотрению. Задачи и статус обладателей права оперативного управления - казенных предприятий и учреждений различны, и поэтому в ГК содержание принадлежащего им права оперативного управления имеет различия, установленные как нормами самого ГК, так и актами последующего законодательства. Казенные предприятия создаются государством, как правило, в наиболее важных отраслях экономики, и государство заинтересовано в сохранении их имущественной базы и своего влияния на ход их деятельности. Задачи и статус учреждений имеют ту особенность, что учреждения могут быть как государственными, так и негосударственными (частными), и призваны осуществлять различные функции: управленческие, социально-культурные и иные.
|