Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Французская научная школа гос. управления.






Французская школа гос. упр-я имеет свою специфику, выразившуюся в доминировании до 50-х годов ХХ в. теории институтов (М.Прело и М.Дюверже).

Заслугой фр. школы явилась институциональная концепция гос-ва, которая пришла на смену трактовке гос-ва как юридического лица. Гос-во стало рассматриваться как институт, в котором воплощается власть. На первый план при таком подходе выдвигалось «общее дело», задача, цель, которым служит гос-во. В результате такого подхода существенно изменялось место правящей элиты в гос. упр-и: она являлась лишь агентом высшей власти и это означало, что ее действия ограничены правовым полем. М.Дюверже подчеркивал, что теория должна быть полезна президенту, премьер-министру, гос. и политическим деятелям.

Одной из серьезных проблем Франции была жесткая централизация власти, поэтому ученые (П.Авриль, Э.Фор) занимались поиском повышения эффективности гос. упр-я посредством ее децентрализации. Рассредоточение гос. власти между различными ее уровнями, значительное расширение полномочий местных органов власти, особенно муниципалитетов и коммун, наделение оппозиции определенными правами и полномочиями при условии неприкосновенности гос. институтов – таковы в обобщенном виде рекомендации большинства французских ученых.

Радикальная теория гос. упр-я нового типа была разработана М. Понятовским. Организация упр-я в гос-ве, по его мнению, должна быть иерархической. Гос-ву следует уступить часть своих полномочий компетентным органам или организациям. Например, вопросы энергетики или транспорта могут регулироваться специально созданной третьей палатой парламента, состоящей частично из избираемых представителей, и частично из лиц, назначенных властью. Он солидарен с П.Аврилем и Э.Фором в вопросе о необходимости проведения децентрализации гос. упр-я. Деятельность современной фр. администрации он оценивал критически. В противовес ему, Алэн, подчеркивал, что в современном гос-ве подлинной властью располагают не политики, а высокопоставленные чиновники из аппарата упр-я: начальники главных управлений Министерства финансов, члены Высшего совета обороны и послы. Кроме того, Алэн высоко оценивал компетентность фр. чиновников, ибо они проходили жесткий конкурсный отбор на гос. службу. Но вместе с тем, он констатировал, что бюрократия образуют корпоративную закрытую группу. Главное, что их объединяет, – это сохранение приобретенного положения и привилегий. Кроме того, хар-р выполняемой работы, круг людей, с которыми происходит общение, постепенно развивают в гос. служащих ряд специфических качеств, таких как крайняя осторожность, склонность к секретности, скептицизм, язвительность, расположенность к интригам, презрительное отношение к людям.

По мнению Алэна, госаппарат работает неэффективно, там царит круговая порука, бюрократизм. Перерасходы ассигнований, плохо разработанные гос. программы, упущения, невыполнение работы в срок – все это тщательно скрывается от посторонних глаз. Единственным эффективным средством против злоупотребления властью Алэн считал создание действенной системы контроля со стороны избирателей, парламента, министров.

Ученый также излагал свою точку зрения на те качества, которыми должен обладать руководитель ведомства. По его мнению, современный министр не обязательно должен быть специалистом в соответствующей области управления. Главное состоит в том, чтобы у него было постоянное желание эффективно противодействовать превышению власти бюрократией.

Классиком теории гос. упр-я во Франции является Анри Файоль. Он первым поставил задачу организованного обучения менеджменту во Франции. Его заслуга также в том, что он сформулировал принципы упр-я, которые являются универс. и применимы практически повсюду: в эк-ке, в правительственных службах и учреждениях, в армии и на флоте. Упр-е любой организацией включает 6 групп функций: технич., коммерческие, финанс., страховые, учетные и административные. Админ. ф-и являются определяющими. Ни в одну из предыдущих ф-й не входит задача выработки общей программы работы учреждения, подбора его рабочего состава, координированных усилий, гармонизации действий. Именно поэтому админ. ф-ям принадлежит лидирующая роль.

Следует отметить вклад бывшего президента Франции В.Ж. де’Эстена в развитие фр. школы гос. упр-я. Свои взгляды на эту проблему он изложил в работе «Фр. демократия», в которой предлагает собственную концепцию «соц. гос-ва», а также основные пр-пы гос. упр-я.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.01 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал