Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Специфика государства как субъекта принятия решений. Участники процесса принятия государственно-управленческих решений.






Поскольку государство выступает основным субъектом управления общественными процессами его принято называть и основным субъектом принятия решений.

Специфику государству как субъекту принятия решений придают следующие его особенности: а) поддержание и оперирование общеколлективными ценностями; б) использование особых, связанных с его полномочиями мер; в) наличие особых организационных структур; г) наличие властных структур; д) включенность в процесс разработки решений не только профессионалов, но и общественности; е) наличие форм контроля общественности над деятельностью власти.

По сути, все ученые интерпретируют государственно-управленческий процесс как производство публичных решений или выработку государством целей для публичной сферы. Таким образом, если и учитывается тот факт, что государство способно формировать решение в теневом и полутеневом формате, то в любом случае это рассматривается как исключительная ситуация, не определяющая весь механизм принятия решений.

Государство как особый институт действует в различных сферах жизнедеятельности общества, осуществляя не только политические, но и правовые, экономические и прочие функции в общественной жизни, что позволяет оценивать его как интегративного субъекта принятия решений. При этом различные составляющие публичной сферы – экономика, политика, право, мораль и прочие – по-своему рассматривают государство, предопределяя его роль и возможности в процессе управления.

Государство, в свою очередь, реализуя управленческие цели, применяет разнообразные критерии и методы к оценке проблемных ситуаций, руководствуется различными нормами и технологиями принятия решений, использует различные способы и методы действий. Одним словом, каждая из сфер деятельности государства предполагает уникальное сочетание процедурно-технологических и неформальных, институциональных и неинституциональных компонентов процесса принятия решений.

Еще одна особенность заключатся в том, что наряду с признанием широко известного круга параметров (оказание населению ряда монопольных услуг, монопольное право на издание законов и т.п.) первостепенной характеристикой государства как субъекта принятия государственных решений следует признать синтез данным институтом двух самых широких для себя форматов действий: властвования и управления.

Специфику государства как субъекта принятия решений определяет и тот факт, что в современном, сложно организованном государстве в обыденном сознании граждан доверие к реальным лицам, находящимся у власти, и следовательно принимающим решения, превалирует над таковым применительно к анонимным административным структурам.Характерно, что население, как правило, воспринимает деятельность государства весьма персонализировано, в основном через форму деятельности руководства и лидера страны.

Участниками процесса принятия решений в государственном управлении могут являться: политики (как избираемая часть правящей элиты), чиновничество, государственная бюрократия (как неизбираемая часть правящей элиты), наиболее крупные бизнес-корпорации, общественное мнение, политическая оппозиция, политические партии, СМИ (включая медиавладельцев и рекламодателей), экспертно-академическое сообщество, гражданские структуры, международные структуры (крупнейшие национальные государства и международные организации).

Одним из наиболее существенных вопросов, решение которых существенным образом влияет на все дальнейшие события, является идентификация субъекта принятия решений. Или точнее − выявление того конкретного лица принятия решений (ЛПР), которое определяет содержание задач от имени государства и по возможности берет на себя ответственность за проектируемые действия.

Выявление ЛПР − это сложная проблема. Например, эксперты, привлекаемые государственными службами, практически мало за что отвечают при выдвижении той или иной рекомендации. В то же время государственные структуры при решении любых сколь-нибудь значимых проблем по сути всегда рискуют если не статусом, то своим имиджем.

Существенную роль при определении характера и возможностей ЛПР играет его групповой или индивидуальный состав. Как показывает опыт, «коллективное руководство» при принятии решений − особенно в критических условиях − проявляет непростительную медлительность и склонность к поступкам, размывающим понятие ответственности.

Эффективность принимаемых решений в значительной мере зависит от качеств, характеристик, важнейших черт ЛПР. При персонифицированном принятии решений у ЛПР можно выделить индивидуальные черты, присущие конкретной личности, и постоянные черты ЛПР. При коллективном принятии решений важно еще сочетание личностных черт (индивидуальных и постоянных) у членов группы – коллективного ЛПР.

Если ЛПР – это конкретное лицо, на определенной должности, с определенным кругом полномочий и ответственности, то в этом случае процесс принятия решений становиться более мобильным, а ответственность более очевидной.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал