Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Заветы высокой жизни






Николай Рерих

ЛИСТЫ ДНЕВНИКА

III том (1942 — 1947)

Международный Центр Рерихов

МАСТЕР-БАНК

Москва, 1996

Редколлегия серии:

Е. Б. Дементьева, Т. Я. Елизаренкова,

Л. В. Шапошникова, А. Л. Яншин

______________________

Николай Рерих

ЛИСТЫ ДНЕВНИКА

Том третий

Международный Центр Рерихов,

1996 — 688 с., илл. тон., цв. 1, 5 п. л.

Третий том " Листов дневника" Н. К. Рериха включает очерки-письма последних лет его жизни — 1942-1947 гг. Написанные в суровые годы мировой войны и разрухи, они несут призыв к культурному единению человечества и служению Родине, учат восприятию вечного и истинного.

Тексты " Листов" воспроизводятся по материалам архива МНР, преобладающая часть которых публикуется впервые.


ISBN 5-86988-056-4

Составление, примечания Н. Г. Михайловой

Художник серии Е. Г. Клодт

Зав. редакцией П. Ф. Волков

Редактор С. А. Пономаренко

Младший редактор Т. О. Книжник

Формат 60x90/16. Бумага офсетная, мелованная

Печать офсетная. Усл. печ. листов 43, 0; вклейки 1, 5 п.л.

Тираж 3000 экз. Заказ 3189

Набор и верстка СНО " Интерком"

Типография " Новости" 107005, Москва, ул. Фр. Энгельса, 46

© Международный Центр Рерихов, 1996

______________________

ОГЛАВЛЕНИЕ

Заветы высокой жизни

Листы дневника

Сказано

Народная Победа

Пути

Переживем

К будущему (24.01.1942)

Лига Культуры

Радость народа

Америка (06.02.1942)

Великолепная работа

Тартюф

Сингапур

За Русь!

Подвиг

Америка (28.02.1942)

Четверть века (07.03.1942)

Час Культуры

24 Марта 1942

Красота

Дружество

Америка (10.04.1942)

Эфемериды

Человечность

Сложности

Америка (27.04.1942)

Переустройство мира

Поздно

Америка (09.05.1942)

Пандитджи

АРКА (29.05.1942)

Вперед (03.06.1942)

Страсти

Переоценка

Друзья Востока

Вибрации

Америка (15.06.1942)

Америка (24.06.1942)

Семья художества

Катакомбы

Выдумщики

Странности

Проблемы

Памятки

Америка (22.07.1942)

Проверка

Америка (07.08.1942)

Грозные дни

Трудные дни (14.08.1942)

Америка (24.08.1942)

Культура! (26.08.1942)

Четвертый год

Осколки

Америка (14.09.1942)

Сколько

Америка (25.09.1942)

Языки

Единение

Америка (12.10.1942)

Знаки

Америка (30.10.1942)

Истинность

Хвосты и когти

Америка (16.11.1942)

Чайка

Америка (29.11.1942)

Америка (10.12.1942)

Зов о Культуре

Мера искусства

Америка (31.12.1942)

Великое добро

Русскому народу

АРКА (14.01.1943)

В Москву (09.01.1943)

Америка (31.01.1943)

Слава!

Бывальщина

Призраки

АРКА (18.02.1943)

О будущем

Шамбала

Америка (02.03.1943)

Ганди

АРКА (16.03.1943)

Гималаи

Москва

Очаги красоты

Америка (05.04.1943)

Повторения

Радостно

АРКА (24.04.1943)

Свобода познания

Геростраты

Америка (07.05.1943)

Огрубение

Метеоры

Что ж такое?

Америка (27.05.1943)

Служители Индии

Посевы (06.06.1943)

Кредо

Дума

Америка (24.06.1943)

Почему?

" Промыслы"

Америка (14.07.1943)

Поддельная Европа

Америка (24.07.1943)

Респице финем!

Ярость

Показания

Шестая колонна

Шептуны

Америка (12.08.1943)

Америка (12.08.1943)

Жданные сроки

Америка (26.08.1943)

Вазари

Победа радости

По дружбе

АРКА (14.09.1943)

Крылья Победы

Америка (30.09.1943)

" Забытый"

Рим

" Новый Мир"

Культура (14.10.1943)

Обращение к Лиге Культуры

" Огонь — на меня! "

Флюгера

Культура (28.10.1943)

" Эволюции"

Неблагодарность

Древности

Культура (14.11.1943)

Русскому литовцу

Случаи

Культура (28.11.1943)

Памятка (03.12.1943)

Культура (06.12.1943)

Чутье

" Пуп земли"

Культура (22.12.1943)

Динозавры

Героический реализм

Знамя Мира (04.01.1944)

Культура (07.01.1944)

Добрая мысль

Неисправимые

Культура (21.01.1944)

К будущему (25.01.1944)

Летопись

Скорей!

А. А. Игнатьев. " Пятьдесят лет в строю"

Твердим

Русскому сердцу

АРКА (18.02.1944)

Во славу

24 Марта (01.03.1944)

Лонак

АРКА (14.03.1944)

Живем

Борьба за Культуру

Русь — Индия

Дозор (07.04.1944)

Знаменосцы

Посылки

Грабарь (25.04.1944)

Старые письма

Добрые вести

Римский-Корсаков

Камни проклятые

Культура (18.05.1944)

Рылов

АРКА (01.06.1944)

" Славяне"

Культура (15.06.1944)

Русский век

На вышке

Сбережем

In India

Каменный век

Терпите

Отвечаю

Спешно (01.08.1944)

Репин

Прекрасный путь

Шестой год

Срывы

Битва

Поспешим

Преодолевайте

Знамя Мира (24.09.1944)

Скоро

Холст

Не болей!

Вперед (15.10.1944)

Подивитесь

Ладно ли?

Мясин

Хорошо ли?

Заботно

Печаль

Герои

Любите Родину

Новый Год (01.01.1945)

Плач

За Культуру

" Не укради"

Вперед (01.02.1945)

Четверть века (07.02.1945)

В АРКА

" Вивите фортес"

Светику

Сердце

Памятка (24.02.1945)

Общее благо

Болезнь лжи

Мозаика

Вдаль

Вперед (24.03.1945)

Сергиева Лавра

Антиклеветин

Хорошее

Санта Фе

Собрания

Спешно (01.05.1945)

Непосланное

Напоминайте

Корабль Культуры

Художники

Борис

Грабарь (18.05.1945)

Победа

Жизнь

Русский музей

Военная тропа

Зажигайте сердца

Душное лето

Русь (04.07.1945)

Трудно (15.07.1945)

Мир движется

Конец войны

В будущее

Грабарь (03.09.1945)

Армагеддон Культуры

Труд

Друзья!

Сотрудники

Смятение

Сотрудница

Знамя Мира (24.10.1945)

Круги

Доплывем

Индия

Грабарю (24.11.1945)

Дела!

Продвижение

Русь (16.12.1945)

Другу (17.12.1945)

Другу (20.12.1945)

Новый Год (01.01.1946)

Радость

Из переписки

Трудные дни (15.01.1946)

Из письма Зинаиды Г.

Давно

Воины!

Ценный памятник должен быть сохранен

Наше Знамя

Прага

Памятный день

Грозное время

Из письма Зины

Сокровище

Стройка

Пройдет

Грабарь (16.04.1946)

Из Шанхая

Грабарь (апрель 1946)

Вперед (01.05.1946)

Дорогая наша сотрудница

В Шанхай

АРКА (14.05.1946)

Движение

Вестники

Взлеты

Оптимизм

Письмо

Грабарь (20.06.1946)

Булгаков (24.06.1946)

Спеши

Бабенчиков

Новые друзья

Странники

Жарко

Памятка (14.08.1946)

Ждать и надеяться

Грабарь (20.08.1946)

Спешим

Сотруднице (02.09.1946)

Шанхай (04.09.1946)

Сад

На дозоре

Сеятели

А.П.Х. (18.09.1946)

Трудовой сезон

Ждем

Грабарь (15.10.1946)

Дорогая наша В. Л.

Дозор (20.10.1946)

Другу (22.10.1946)

Грабарю (23.10.1946)

Радоваться вам!

Сотруднику

Булгакову

Дружно

Дорогой друг Валентин Федорович

Сложно

Грабарю (07.12.1946)

Новый Год (15.12.1946)

Сотруднице (16.12.1946)

Друзьям (23.12.1946)

Новое

Весточка

Опять труд

Грабарю (20.01.1947)

Дозор (01.02.1947)

Сотруднице (01.02.1947)

Булгаков (14.02.1947)

Странно

Грабарь (17.02.1947)

Шанхай (27.02.1947)

Март

Благодушно

Культура, где ты?

Грабарь (24.03.1947)

В Москву (28.03.1947)

Трудно (01.04.1947)

А.П.Х. (02.04.1947)

Грабарь (02.04.1947)

М.М.Л.

Торнадо

Сотруднице (19.04.1947)

Грабарь (28.04.1947)

Вперед (01.05.1947)

Грабарь (12.05.1947)

Грустное

Грабарь (16.05.1947)

Аввакум (А.П.Х.)

Радоваться

Из переписки

Друзьям " Знамени Мира"

Грабарь (13.07.1947)

Преодолеваем

Украина

Монгольская песня

Дорогой друг Игорь Эммануилович

Доплывем

Утрясется

Дорогой друг мой Игорь Эммануилович

Дорогой друг В. Ф.

Друзьям (18.10.1947)

Родные наши

Листы без даты

Подделки

Судьба

Собиратели

И так бывало

Театр

Битва

" А вор так ни в чем и не виноват? "

Служители

Народная Академия

Жуть

Финляндия

Югославия

Мир всему живущему

Несказуемое

Мистицизм

Диковины

Лик Индии

Упаси!

Оборона Культуры

Посевы

Для будущего

Богатство

Много примеров

Преодоления

Особенное

Культура

Тернии пути

Сказка

Quaerens quern devoret

Славный уход

Рущиц—Вроблевский

Возражения

Верь — не верь

Листы, не вошедшие во II том

Сила народа

Первое мая

Америка (07.12.1941)

Именной указатель

Указатель географических названий

Алфавитный указатель очерков

______________________

Заветы высокой жизни

С выходом третьего тома " Листов дневника" Н. К. Рериха состоялась первая полная публикация главной части его литературного наследия.

Обширная подборка предлагаемых читателю очерков-писем охватывает период с 1942-го по 1947-й год. Запечатленная в них масштабная картина мира развернута на историческом рубеже победоносного перелома второй мировой войны " в подвиге Земли русской", преодоления разрухи в условиях нарастающей западной русофобии и укрепления пресловутого " железного занавеса", в преддверии новой — " холодной войны" и углубления общего кризиса мировой цивилизации.

В калейдоскопе отображенных Н. К. Рерихом событий середины века и последних лет его жизни четко прослеживается ведущее начало — стремление обозначить, высветить пути к человеческому единению и содружеству. Главными из них для мыслителя и художника, основателя многих просветительных, научных и общественных учреждений и начинаний в мире неизменно были неотложность " всемирного дела Культуры" и служение Родине.

Идея сближения народов на почве Культуры пронизывает многие дневниковые страницы:

" События доказали, — пишет Николай Константинович в очерке " Друзья", — насколько необходим человечеству щит Культуры... Сколько придушенной злобы, засахаренной ненависти, жалкого безумия! Сколько иссушающего горя! Армагеддон войны кончен, теперь — Армагеддон Культуры" [1].

" Чего только не пересмотрели за всю жизнь! — продолжает он в очерке " Сложно". — Сколько войн и каких свирепых! Сколько рушений империй!.. Помним все перевороты, куда же еще переворачиваться? Остается строиться, творить, преуспевать в великом сотрудничестве" [2].

Из очерка в очерк напоминает, повторяет, твердит он " непримененные истины": мир зарождается в человеческом сердце, но оно может " преисполниться доверием лишь через Культуру"; культурная связь " воздвигнет сотрудничество народов, даст содружество, отепляющее сердца" [3]. Как бы открывая новый, глубинный смысл и значимость этих жизненных основ, автор просто подводит к пониманию, что они пока живут в нас неосознанными; вовсе не гром пушек, а " рычание сердец" является признаком войны.

Грусти и горечи исполнены продиктованные безумием мира записи, доверительные и дружеские его послания: " Ох, как далеко народам до Культуры. Пока что они на степени хлеба и зрелищ" [4]; " Отчего сейчас так трудно? Не оттого ли, что человечество задвигалось из одной пещеры в другую? " [5] Откликаясь на происходящее, он заносит в дневник приметы времени, без которых история нашей сложной эпохи, пожалуй, не может обойтись до сих пор:

Человек — " венец природы" — озверел... Доллар царит и запечатывает совесть... Вредительство — во всех оперениях... Единственно, в чем преуспело человечество — в цивилизации преступлений. Забыли о самом необходимом для эволюции — о человечности...

" Еще некая война неизбежна, — предрекает Рерих, — война знания против невежества" [6].

В грозные годы написания " Листов" Рерих жил и творил в Гималаях, в неустанном " дозоре", " на вышке". Поэтому совершенно естественно и почти буквально воспринимаются его зовы к далеким корреспондентам — близким сотрудникам обратить свои " взоры ввысь", к вершинам духовной Культуры. Колесница последней, верил он, задвигается молодыми силами, молодым мышлением. И напутствовал молодежь: " Искусство жизни пусть будет самым высоким" [7].

Полем его деятельности на ниве Культуры был весь мир, но духом и сердцем он был устремлен к родным местам, в Россию — страну, которая в безмерных страданиях и лишениях приняла на себя, по словам Елены Ивановны Рерих, бремя искания истины за всех и для всех.

Военной зимой 1942-го, вслушиваясь в доносившуюся в Гималаи на прерывистых радиоволнах тревожную информацию с Родины, Николай Константинович восхищенно отмечает, что воины перед ликом опасности стремятся " не только сразить врага, но и восполнить свое познавание" [8]. А такая устремленность к знанию есть верный путь к победе.

В каждодневном, часто безымянном подвиге преодоления на военном и хозяйственном фронте раскрывался, рос потенциал народного духа — культурой сердца и самоотречения всегда строилась и держалась Россия. И когда " молния русского подвига" осветила мир, он, всей жизнью вобравший в себя пути и судьбы страны, мог сказать: " Мы всегда знали, на какую высоту взойдет народ русский" [9]; " Если где оскудела Культура, то поможет тогда русский подвиг" [10].

Знание о том, какие " сокровища захоронены в скрынях народных", огонь веры в предначертанную этому народу судьбу зажигают в нем желание непосредственно приложить силы на широком культурном поприще, приобщиться к общей восстановительной работе " после всех зверских немецких разрушений". Мы готовы потрудиться вместе, писал он Грабарю, — " клич кликните! "

В письме к брату Борису — все о том же: " Покуда есть сила, хотелось бы приложить ее на пользу родной земли. Знание, опытность, любовь к славной Родине — все это надо дать туда, где оно будет особенно полезно" [11]. Однако развернуть задуманную им эволюционно-просветительскую работу в стране, управляемой " суженными сознаниями", задернувшей " железный занавес" и закрывшей путь в нее зарубежным деятелям русской культуры, было не суждено.

Драматически щемящие строки " Листов дневника" полны нарастающего стремления, томления деятельного духа, пронзительного ожидания, надежд...

На его подоконнике — открытый компас. Стрелка неизменно тянет к Северу. А там — Родина. " Пишу ли, читаю ли, глаз вскидывается за путеводной стрелкою... И невозможно убрать эту стрелку — она зовет, она напоминает. Кажется, и без нее помним, но она как символ зова" [12].

Он торопит будто остановившееся в почтовых сношениях время: мало осталось " могикан, потрудившихся для русийской Культуры"... Досадует, что так нужные на Родине философские, научные и художественные труды семьи продолжают оставаться недоступными, за ее пределами. Мечтает, что преграды во взаимоотношениях должны исчезнуть, " общечеловеческое естество должно превозмочь зубчатые заборы ненависти" [13]. Ищет " хоть какую-нибудь логику в происходящем", когда, расширяя круг общественных связей, пишет в Кремль, в Комитет по делам искусств, Академию наук и т. д., и все — " как в подушку". Ему кажется, что письма вместо почтового ящика летят в пропасть... " Иногда так ждешь, точно бы сила ожидания подгонит посылку" [14].

Он умел идти сквозь боль, не меняя курса, пронзая устремлением тьму, разворачивая все новые возможности...

Очертившие высокий жизненный путь художника-гуманиста публикуемые " Листы дневника" несут отзвук величия духа их Автора. Неосуществленное в атмосфере непонимания, наветов, равнодушия и запретов его стремление донести вверенное духовное богатство в " сужденную страну" реализуется через полвека после сборов его на Родину.

Изложенную в представленном литературном наследии широкую просветительскую программу вбирает лаконичный завет: " Всякое переустройство начните словом " Культура"... Ведите неоспоримую линию Культуры — под этим знаком пройдете" [15].

С. А. Пономаренко


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.032 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал