Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
День журавляСтр 1 из 3Следующая ⇒
День журавля – праздник, организованный в 2002 году Рабочей группой по Журавлям Евразии (РГЖЕ) при поддержке Секретариата Боннской Конвенции, Глобального экологического фонда и Международного фонда охраны журавлей с участием Союза охраны птиц России и Московского зоопарка с успехом распространился по зоопаркам России, Украины, Казахстана, Узбекистана, Туркменистана, Монголии, Китая, Ирана и Афганистана. День журавля проводится с целью привлечения внимания широких слоев населения к проблемам сохранения журавлей и их местообитаний. Всемирный день журавля отмечается во второе воскресенье сентября. Символом организаций, охраняющих природу, журавль впервые стал в Соединенных Штатах. Там, спасая исчезающего американского журавля, ученые подкладывали его яйца в гнезда журавлей других популяций, которые отправлялись на гнездование в безопасные места. День, когда на гнездование отправился целый выводок спасенных птиц, и стал экологическим праздником. В русском народном календаре также есть праздник – «Арина – журавлиный лёт», приходящийся на 1 октября. День журавля на Руси издревле был праздником проводов журавлей и лета. В старину улетающих журавлей провожали, и даже пытались задержать, связывая их отлет с наступлением холодов. Это был своего рода магический обряд в надежде продлить лето. Деревенские мальчишки, увидев журавлиный клин, бежали за ним с криками: «Колесом дорога!» Считалось, что так можно воротить их назад.
2.1 ЖУРАВЛЬ В КУЛЬТУРЕ НАРОДОВ МИРА
Клин журавлей, летящий в облаках, и сейчас обращает внимание современников. Благоговейное и трепетное отношение к журавлям, как символу верной любви, счастья, печали, символу чего-то божественного и духовного, существует в самых разные поверьях. Благодаря своей природной красоте и впечатляющим брачным танцам журавли оставили заметный след в культуре многих народов в различные исторические эпохи. Мифы и предания, связанные с журавлями, были обнаружены в районе Эгейского моря, Саудовской Аравии, Китае, Японии и у индейцев Северной Америки. На севере японского острова Хоккайдо женщины из племени Айны, чьи культурные традиции были ближе связаны с Сибирью, нежели с Японией, исполняли специальный «танец журавля», который в 1908 году был заснят известным американским фотографом немецкого происхождения Арнольдом Гентом (англ. Arnold Genthe). В Корее танец журавля исполнялся во внутреннем дворе буддийского храма Тонгдоса со времён династии Силла (646 год н. э.). В Якутии до настоящего времени существует поверье, что даже нечаянное убийство журавля или разорение его гнезда неизбежно приносит несчастье. В Мекке, ещё в доисламский период, богини Аллат, Узза и Манат, почитавшиеся как дочери всевышнего, назывались «тремя благородными журавлями». Название цветка герань происходит от греческого слова «Γ ε ρ α ν ο ς», что буквально означает «журавль». Название появилось благодаря плодам герани, напоминающим клюв журавля. Согласно преданиям, убийство разбойниками древнегреческого странствующего поэта Ивика было раскрыто благодаря журавлям-свидетелям. Вот как позднее описывает это событие Фридрих Шиллер (перевод Василия Жуковского): «И он боролся уж с кончиной… Древнеримский писатель Плиний Старший описывал, как одинокий сторожевой журавль, держа камень, охраняет спящую стаю. Если журавль уснёт, то упавший камень непременно разбудит его. Аристотель в своём трактате «История животных» описывает миграцию журавлей и рассказывает об их войне с пигмеями во время зимней стоянки у берегов Нила. Он также называет ложными сведения о том, что журавль всегда носит в желудке пробирный камень, который можно использовать при определении золота. В египетских иероглифах изображение журавля используется для обозначения буквы «Б». Происхождение английского слова «Pedigree» (родословная) происходит от фразы из старофранцузского языка «pie de grue», что буквально означает «поступь журавля» В Китае, Японии и Вьетнаме журавли считаются символом долголетия, и их изображения часто соседствуют с другими символами долгой жизни: сосной, бамбуком и черепахой. Наряду с драконом символом своей культуры считают журавля вьетнамцы. В феодальной Японии журавль находился под защитой правящего класса и подкармливался крестьянами. Когда феодальный строй был аннулирован в XIX веке, защита журавлей была потеряна и лишь благодаря большим усилиям журавли были спасены от вымирания. Япония назвала один из своих спутников «tsuru», что означает журавль. В Японии существует примета — тот, кто сложит 1000 бумажных журавликов, тот гарантирует себе отменное здоровье. В 1955 году со смертью 12-летней японской девочки Садако Сасаки, погибшей от последствий ядерной бомбардировки Хиросимы, бумажные журавлики стали символом мира — дети со всего мира посылали в Японию журавлики, которые Садако не успела доделать. Китайские приветствия «tian-he» (священный журавль) и «xian-he» (благословенный журавль) считаются пожеланием мудрости. Легендарные даоисткие саги были доставлены с небес на спине журавлей. В Армении журавль считается национальным символом страны. На Руси танцующих журавлей изображали на многих предметах — браслетах, колтах и т. п. Бытовало поверье, что счастье и удача выпадут тому, кто первым весной увидит танцы журавлей. Б. А. Рыбаков (1987) даже предполагает, что слово «жар-птица» произошло от журавля по созвучию названий. В культуре славянских народов журавлиный клин также являются приближенными богов. Наши предки веровали, что вот именно журавли несут в потусторонний мир души усопших, и сопровождают души малышей, какие очень скоро должны появиться на свет. В недалеком прошлом журавлиный клич заставлял оторваться от любых дел и забот, чтобы выйти на улицы и поприветствовать посланников богов, символов любви, счастья и здоровья.
2.2 ЖУРАВЛЬ В ИСКУССТВЕ
Мифы, легенды, сказки
Всюду в Японии известна легенда о раненом журавле, который обернулся красивой девушкой, вышедшей замуж за спасшего ее юношу. Девушка оказалась прекрасной ткачихой. В образе журавля она ткала удивительные ткани их своих перьев, закрывшись от всех в комнате. Когда муж подсмотрел за ней, она снова стала птицей и улетела. Считается, что если журавли превращаются в людей, то часто они принимают облик странствующих монахов и путешествуют в поисках нуждающихся в их помощи. Алтайская легенда про журавля: Как-то раз птицы, решили устроить собрание. Они стали выбирать председателя собрания и выбор пал на опоздавшего журавля. Журавль долго отказывался и отнекивался, выставляя разные причины, что он не подходит на эту должность. Но птицы говорили совсем другое: - У тебя и вид-то солидный и голос что надо! Ну чем не председатель! Журавль был тронут птичьей похвалой и согласился, подумав, а может, и вправду, он самый подходящий для этого. Но вот, на собрание пришел Коростель и, увидев Журавля в роли председателя, расхохотался. Коростель обратился к собранию: - Ох, и дураки же вы все! Что же вы Журавля-то выбрали председателем? Ну, какой же из него председатель? Вы посмотрите: - Ноги длинные, нос длинный, шея длинная. Он не говорит, а кричит, как осиротелая вдова. Ну, разве такую птицу выбирают председателем? Услышав критику собрата, птицы подняли сильный гвалт и объявили перерыв. Птицы, уйдя на перерыв, галдели о случившемся, о правильности своего решения и выбора! Мнения, конечно, разделились после критики. А тем временем, рассердившийся Журавль выискивал критикана. Он налетел на Коростеля и давай его топтать и сломал обидчику спину. Перерыв закончился, и собрание углубилось в свои проблемы Председатель, как ни в чем не бывало, вел собрание. Вдруг, заходит Коростель, еле-еле держась на ногах и говорит: - Уважаемые птицы! Вы, несмотря на мои замечания, все-таки, оставили главой собрания этого длинноносого Журавля. Вы только посмотрите на своего председателя. Это он, пока шел перерыв, набросился на меня и сломал спину. Теперь я не смогу летать. Загалдели птицы, зашумели и решили судить Журавля-председателя. Долго они судили-рядили, но в конце концов постановили: - Журавлю, во время перелета через моря, переносить на своей спине Коростеля. Хотелось или не хотелось это Журавлю, но решение суда он не мог нарушить. И до сих пор Журавль так и носит Коростеля во время перелетов. Русская народная сказка «Журавль и цапля»: Жили-были журавль да цапля, построили себе по концам болота избушки. Журавлю показалось скучно жить одному, и задумал он жениться: «Давай пойду посватаюсь к цапле!» Пошел журавль — тяп-тяп! Семь верст болото месил, приходит и говорит: — Дома ли цапля? — Дома. — Выходи за меня замуж. — Нет, журавль, не пойду за тебя замуж, у тебя ноги долги, платье коротко, прокормить жену нечем. Ступай прочь, долговязый! Журавль, как не солоно похлебал, ушел домой. Цапля после раздумалась и сказала: «Чем жить одной, лучше пойду замуж за журавля.» Приходит к журавлю и говорит: — Журавль, возьми меня замуж! — Нет, цапля, мне тебя не надо! Не хочу жениться, не возьму тебя замуж. Убирайся! Цапля заплакала от стыда и воротилась назад. Журавль раздумался и сказал: «Напрасно не взял за себя цаплю: ведь одному-то скучно. Пойду теперь и возьму ее замуж.» Приходит и говорит: — Цапля, я вздумал на тебе жениться; поди за меня. — Нет, долговязый, нейду за тебя замуж! Пошел журавль домой. Тут цапля задумалась: «Зачем отказала такому молодцу: одной-то жить — невесело, лучше за журавля пойду!» Приходит свататься, а журавль не хочет. Вот так-то и ходят они по сю пору один к другому свататься, да никак не женятся. Русская народная сказка «Лиса и журавль»: Лиса с журавлем подружились. Вот вздумала лиса угостить журавля, пошла звать его к себе в гости: — Приходи, куманек, приходи, дорогой! Уж я тебя угощу! Пошел журавль на званый пир. А лиса наварила манной каши и размазала по тарелке. Подала и потчевает: — Покушай, голубчик куманек, сама стряпала. Журавль стук-стук носом по тарелке, стучал, стучал — ничего не попадает! А лисица лижет себе да лижет кашу, так все сама и съела. Кашу съела и говорит: — Не обессудь, куманек! Больше потчевать нечем. Журавль ей отвечает: — Спасибо, кума, и на этом! Приходи ко мне в гости. На другой день приходит лиса к журавлю, а он приготовил окрошку, положил ее в кувшин с узким горлышком, поставил на стол и говорит: — Кушай, кумушка! Право, больше нечем потчевать. Лиса начала вертеться вокруг кувшина. И так зайдет, и эдак, и лизнет его, и понюхает-то, — никак достать не может: не лезет голова в кувшин. А журавль клюет себе да клюет, пока все не съел. — Ну, не обессудь, кума! Больше угощать нечем! Взяла лису досада. Думала, что наестся на целую неделю, а домой пошла не солоно хлебала. Как аукнулось, так и откликнулось! С тех пор и дружба у лисы с журавлем врозь.
Поэзия
Образ журавля очень широко распространен в литературе. Он был и остается любим множеством русских поэтов и писателей. Ф.И.Тютчев в стихотворении «Вечер» связывает колокольный звон с шумом от стаи журавлиной:
|