Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Сварные соединения. Сварные соединения – неразъемные соединения, основанные на использовании сил молекулярного сцепления и получаемые путем местного нагрева деталей до
2.3.1 Общие сведения Сварные соединения – неразъемные соединения, основанные на использовании сил молекулярного сцепления и получаемые путем местного нагрева деталей до расплавленного состояния (сварка электродуговая, электрошлаковая и др.) или до пластичного состояния, но с применением механической силы (контактная сварка, сварка ковкой). Сварное соединение является наиболее совершенным неразъемным соединением. Проще технология подготовительных операций. Сам процесс сварки производительнее и экономичнее клепки. Допускает широкое применение автоматизации, малошумен, обеспечивает герметичность соединения. Позволяет создавать изделия сложной формы и практически неограниченных размеров. Прочность сварных соединений приближается к прочности деталей из целого металла. Освоена сварка всех конструкционных сталей, цветных сплавов, пластмасс.
2.3.2 Типы сварки: Наиболее распространенные типы сварки: · электродуговая – ручная, полуавтоматическая, автоматическая; в среде защитных газов, под флюсом, обмазанными электродами (наиболее перспективна – автоматическая, для длинных швов и в массовом производстве); · электрошлаковая (в шлаковой ванне; для сварки массивных деталей); · контактная – точечная, шовная (меньшее количество теплоты; широко применяется в серийном и массовом производстве); · газовая (низкое качество шва из-за пор); · сварка давлением – кузнечно-прессовая и трением (преимущественно для тел вращения); Специальные виды сварки: · диффузионная (соединяет разнородные материалы, минимальное изменение свойств соединения по сравнению со свойствами основных материалов); · электронно-лучевая и лазерная (меньшее количество теплоты из-за его высокой концентрации, узкая зона проплавления, малые деформации; позволяет делать сварку закаленных деталей); · радиочастотная (производительный способ, преимущественно для сварки тонких труб); · ультразвуковая (в приборостроении, для деталей малой толщины из однородных и разнородных металлов); · сварка взрывом (преимущественно для нанесения покрытий); · плазменная (высокая производительность; кроме сварки применяется для резки). Весьма эффективны наплавки, повышающие износостойкость в 3…10 раз. Возможна наплавка слоя практически любого металла или сплава на заготовку из обычной конструкционной стали. Широко применяют восстановительные наплавки (клапаны автомобильных двигателей и дизелей, лемехи, бандажи ж/д колес, прокатные валки).
2.3.3 Достоинства сварных соединений: 1. Невысокая стоимость соединения вследствие малой трудоемкости и простоты конструкции сварного шва. 2. Относительно малая стоимость оборудования. 3. Возможность автоматизации процесса сварки. 4. Возможность получения герметичных соединений.
Недостатки сварных соединений: 1. Нестабильность качества шва, зависящая от квалификации сварщика. Этот недостаток существенно уменьшается благодаря применению автоматической сварки. 2. Трудность контроля качества сварного шва. 3. Сильное термическое влияние, в результате – остаточные внутренние напряжения, коробление. 4. Невысокая прочность шва, особенно при переменных режимах нагружения. Снижение прочности металла сварного шва и околошовной зоны происходит за счет изменения структуры металла (укрупнение зерна, повышение хрупкости), выгорания легирующих элементов. Коэффициент прочности шва по сравнению с основным металлом – 0, 9-1, 0, при недостаточно совершенной технологии сварки (ручная дуговая) – от 0, 8 и ниже. Коэффициент прочности можно повысить путем надлежащего подбора электродов и флюса, строгим соблюдением технологии сварки. 5. Большое влияние оказывает концентрация напряжений, обусловленная выпуклой формой шва. Она особенно сказывается при растяжении и срезе. Для уменьшения концентрации напряжений усиление шва снимают с плавным переходом к основному металлу или выполняют шов вогнутой формы. Для повышения сопротивления усталости соединений сварные швы обрабатывают: · Термически (отжиг) – для снятия термических остаточных напряжений; · Упругопластическим деформированием – путем обдувки дробью, прокатки роликом или ультразвуковой виброобработкой для повышения прочности поверхностного слоя, сглаживания микронеровностей (повышения качества поверхности и снижения концентрации напряжений).
2.3.4 Виды сварных соединений Сварные соединения по взаимному положению соединяемых элементов делятся на:
Все перечисленные соединения могут быть: одно- и двухсторонними; без разделки или с различными видами разделок кромок.
|