Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Режиссёрские работы






1. 1959 — Судьба человека

2. 1968 — Война и мир

3. 1970 — Ватерлоо

4. 1975 — Они сражались за Родину

5. 1977 — Степь

6. 1982 — Красные колокола. Фильм 1. Мексика в огне

7. 1983 — Красные колокола. Фильм 2. Я видел рождение нового мира

8. 1986 — Борис Годунов

9. 1994 — Тихий Дон

 

 

Сергей Бондарчук - " Судьба режиссера "

 

Бондарчук Сергей Федорович — Легендарный актер, режиссер, сценарист. Народный артист СССР. Как режиссер, поставил фильмы и сыграл в них: " Война и мир", " Судьба человека", " Они сражались за Родину", " Борис Годунов". Сергей Бондарчук — кинорежиссёр-монументалист, актёр-тяжеловес, основатель актёрско-режиссёрской династии, лауреат многочисленных госпремий, обладатель первого «Оскара» за советский игровой фильм, рекордсмен Книги Гиннесса. На волне перестройки коллеги по киноцеху пытались вычеркнуть его из кино как пережиток эпохи застоя. Но история распорядилась по-своему — имена многих из тех «застрельщиков киноперестройки» сегодня помнят лишь специалисты, а фильмы Бондарчука продолжают пересматривать по всему миру.

 

 

" Судьба человека"

Удачей Бондарчука стало то, что он сразу нашел свою тему. Утвердившись как мастер советского кино, Бондарчук уверенно обратился к эпическому жанру. Великая отечественная война глубоко потрясла его. Всю свою жизнь он фактурно лепил образ сильного одухотворенного советского человека — солдата, защитника Родины. Судьба целого народа и драма отдельного человека выписаны с равной силой в его шедеврах. Сергей Бондарчук — художник с размашистым почерком. Он не захотел ограничиться рамками актерской профессии. Его режиссерский дебют — фильм " Судьба человека" (1959) по рассказу М. Шолохова. Работа Бондарчука в качестве постановщика свидетельствовала о его выдающемся режиссерском таланте. Рассказ о жизни простого человека, воевавшего, попавшего в плен, потерявшего на войне семью, но сохранившего достоинство и человеческое тепло, обретал в фильме эпическое звучание. Он сам сыграл в фильме главную роль (впоследствии он не раз играл в собственных фильмах). Дебют принес Бондарчуку Ленинскую премию и Большой приз Московского международного кинофестиваля.

 

" Война и мир"

Три года (1965 — 1967) Бондарчук снимал свой главный фильм — " Войну и мир". Режиссер не упустил из романа почти ничего — и снял фильм эпохальный. В нем занят весь цвет советского кино: Тихонов, Лановой, Ефремов, Кторов, Вертинская, Стржельчик, Табаков. Жена Бондарчука Ирина Скобцева сыграла Элен Безухову. Это забавно, если учесть, что Пьера играет сам Бондарчук. Когда Сергей Бондарчук пригласил Ю.Никулина на съемки фильма " Война и мир", он спросил: " Вы догадываетесь, зачем я вас пригласил? ". Ю.Никулин: " Да. Вы хотите мне предложить роль Наполеона". Бондарчук замер в напряжении. А Никулин улыбнулся и они долго смеялись.

Фильм точно воспроизводит все эпизоды романа — и военные, и мирные. Но в центре монументального полотна Бондарчука — Бородинская битва. Спустя годы Бондарчук будет вслух мечтать о том, чтобы снять тихий, камерный фильм. " Двое героев сидят в комнате, о чем-то говорят..." Услышав эти рассуждения, Никита Михалков тут же добавил: " А за окном проходит танковая дивизия! "

 

Бондарчук устроил съемки главной батальной сцены советского кино с колоссальным размахом. В массовке, изображавшей две огромные армии, было занято 15 тысяч человек. У каждого из них было оружие, исторический костюм. На старой Смоленской дороге соорудили Семеновскую деревню и укрепления. Как рассказывают, в распоряжении главного пиротехника Владимира Лихачева было целое войско и солидный арсенал боеприпасов. Пришлось затратить 10 тонн пороха, 10 тысяч дымовых шашек. А сколько еще пушечных снарядов, «шрапнели“ и патронов! И в этом адском грохоте и дыму не произошло ни одного несчастного случая. Массовку укладывали в самых выразительных позах на земле. Облитые водой из пожарных машин люди терпеливо ждали, пока не снимут с десяток дублей. А в это время между телами пробегала огромная овчарка, каркало воронье, а Наполеон на своем белом коне объезжал это жуткое зрелище. Снимали на нашу пленку, которая была, увы, низкого качества. Даже днем приходилось использовать прожекторы, из-за брака некоторые эпизоды снимали по 30—40 раз. Чтобы добавить экспрессии кадрам, построили канатную дорогу над полем боя — по ней «на пушечном ядре» летела камера. Съемки были в самом разгаре, когда внезапно Министерство культуры СССР остановило работы и приказало срочно готовить первую серию для показа на Международном кинофестивале в Москве. Темп монтажа и съемок был такой, что организм Бондарчука не выдержал — у него случились спазмы сердечных и головных сосудов, режиссер пережил четыре минуты клинической смерти. Бондарчук был при дворе, но никогда не был придворным. Мог поставить на место зарвавшегося киноначальника. Мог позволить себе снимать о том, что ему действительно важно. Он не сделал ни одного фильма о современности, в котором пришлось бы показывать руководящую и направляющую роль партии. Не снял ни одной парадной картины о войне — его герои оказывались либо в плену, либо в трагическом отступлении.

 

Эпическая картина " Война и мир" завоевала главную премию киноакадемии США " Оскар" в номинации " Лучший зарубежный фильм" (1969). После успешного зарубежного проката " Войны и мир" Бондарчук получил предложение от итальянского продюсера Дино Де Лаурентиса поставить фильм " Ватерлоо" (1970), где еще раз подтвердил свое умение сочетать тщательную психологическую проработку характеров с постановочным размахом батальных сцен.

). В 1975 году он снимает фильм " Они сражались за Родину" по повести М. Шолохова. Это один из самых пронзительных и откровенных фильмов о войне. Великих русских солдат в нем сыграли великие русские актеры — сам Бондарчук, Бурков, Тихонов, Никулин. Последнюю свою роль, даже не до конца им озвученную, сыграл в этом фильме Василий Шукшин. Фильм был поставлен к 30-летию Победы в Великой Отечественной войне. Бондарчук во многом пошел вразрез с принятым в 1970-х гг. помпезно-официозным изображением войны, показав горький и драматический процесс отступления советских войск. Картина также отличалась техническим совершенством батальных сцен, снятых как бы с точки зрения солдат, находящихся в окопах под ураганным огнем.

 

Фильм " Они сражались за Родину" был удостоен Государственная премии РСФСР им. братьев Васильевых (1977) и специальной премии на Международном кинофестивале в Карловых Варах (1976).
В фильме " Степь" (1978, по одноименной повести А. П. Чехова) Бондарчук реализовал свою давнюю мечту — перенести на экран одно из своих любимых литературных произведений. Затем Бондарчук решил экранизировать две книги репортажей американского писателя Джона Рида " Восставшая Мексика" и " 10 дней, которые потрясли мир", посвященные двум революциям начала ХХ века — мексиканской и российской. Таким образом появился политический фильм-дилогия " Красные колокола" о роли масс в историческом процессе. " Красные колокола" был удостоен Государственной премии (1984) и Главного приза Международного кинофестиваля в Карловых Варах (1982). Но рядового советского зрителя он оставил равнодушным. Фильм Бондарчука не будил у него никаких чувств.

 

Бондарчук взялся за создание своего последнего фильма — экранизацию трагедии Пушкина " Борис Годунов" (по одноименной драме А. С. Пушкина, совместно с Чехословакией, при участии Западного Берлина и Польши), повествующую о русской смуте начала XVII века. Сам он сыграл царя Бориса. Почти никто из тех, с кем Бондарчук начинал съемку фильма, не остался в группе до конца — не многие смогли выдержать его тяжелый характер. Фильм вышел на экраны в апреле 1985 г., накануне Перестройки. Страна стала медленно и неуклонно меняться. На первом в перестроечный период кинематографическом съезде враги Сергея Бондарчука, «имевшие зуб» на все советское кино, которое для них олицетворял именно он, решили отыграться на мастере. Какое-то время режиссер был лишен возможности снимать. В начале 90-х у него появилась возможность экранизировать на итальянские деньги роман Шолохова «Тихий Дон». С итальянцами у Бондарчука давно были теплые отношения – в конце пятидесятых он снялся в картине Роберто Росселини «В Риме была ночь», тот познакомил его с Федерико Феллини и композитором Нино Рота. А Папа Римский в свое время, зная Бондарчука как верующего человека, предложил ему келью в Ватикане, куда он мог приехать в любое время для уединения...

 

К апрелю 1993 года режиссер отснял весь материал и собрался приступать к монтажу. Началась 19-месячная история его переговоров с продюсером. Бондарчук просит денег на завершение фильма, а итальянцы за его спиной уже ведут переговоры — чуть ли не со всем миром — о прокате якобы готовой картины русского режиссера. В октябре 1994 года обескураженный Бондарчук планировал провести пресс-конференцию, чтобы разрешить недоразумение, но не успел; 20 октября 1994 года он умер в Москве, так и не доведя до конца свой последний фильма, который мог бы стать еще одной гордостью его создателя. Завершил работу отца его сын — Федор Бондарчук. Существуют две версии фильма — телевизионная и общеэкранная. Права на обе картины долгое время принадлежали Италии и США. В 2007 году после долгих переговоров «Тихий Дон» был возвращен на родину и вышел на экраны.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал