Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Нарушения, связанные с платой за жилое помещение и коммунальные услуги.






а) нарушение порядка установления тарифов на жилищно-коммунальные услуги, внесения платы за жилое помещение (ст. 154, 155, 156 ЖК РФ). Прокурором Алексеевского района Самарской области было опротестовано постановление Собрания Представителей Алексеевского района от 29 ноября 2008 г. как противоречащее Федеральному закону «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» от 30 декабря 2004 г. Постановлением утверждались тарифы на оказание услуг по теплоснабжению, водоотведению, водоснабжению, содержанию и ремонту жилья для населения муниципального района. В нарушение Закона размеры тарифов превышали предельные индексы максимально возможного изменения тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, установленные для Самарской области. Протест прокурора удовлетворен, незаконное постановление отменено.

Аналогичный протест был принесен прокурором Чегемского района Кабардино-Балкарской Республики на постановление главы районной администрации, в котором превышен установленный постановлением Правительства КБР «О региональных стандартах оплаты жилого помещения и коммунальных услуг на 2009 год» стандарт предельной стоимости предоставляемых жилищно-коммунальных услуг для района.

Прокурором Кулебакского р-на Нижегородской области принесен протест на постановление Земского собрания района «Об утверждении цен и тарифов на жилищно-коммунальные услуги на 2006 год для всех категорий потребителей» как принятое с превышением полномочий, установленных Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ».

Заместителем прокурора Новосибирской области принесен протест на отдельные нормы Положения о предоставлении жилых помещений муниципального жилищного фонда по договору найма, заключенному на определенный срок, принятого решением городского Совета, как не соответствующие ст. 156 ЖК РФ.

Без проведения независимой экспертизы Земским собранием Володарского района Нижегородской области был утвержден прейскурант тарифов и ставок на содержание и ремонт жилья для граждан, проживающих в государственном и муниципальном жилищных фондах, за коммунальные услуги для граждан, проживающих в жилищном фонде всех форм собственности. При этом были нарушены ст. 156, 157 ЖК РФ и пп. 2, 3 Основ ценообразования в сфере ЖКХ, утвержденных постановлением Правительства РФ от 17 февраля 2004 г.

Постановлением мэрии г. Череповца Вологодской области в нарушение ст. 155, 157 ЖК РФ был установлен порядок начисления платы за теплоснабжение без учета количества проживающих, чем нарушались права льготников. После внесения актов реагирования прокурора все нарушения закона были устранены.

Постановлением мэрии г. Череповца Вологодской области были введены изменения в тарифах на жилье и коммунальные услуги, в соответствии с которыми общая площадь определялась как сумма площадей жилых и подсобных помещений с понижающими коэффициентами, что противоречило ч. 2 ст. 156 ЖК РФ, согласно которой общая площадь жилого помещения состоит из суммы площадей такого помещения, включая площадь вспомогательных помещений. Принесенный прокурором города протест на постановление мэрии был удовлетворен.

Аналогичные нарушения законодательства выявлялись и устранялись прокурорами Кабардино-Балкарской Республики, Воронежской, Тамбовской, Ульяновской областей;

б) потребители жилищно-коммунальных услуг несвоевременно оплачивают их пользование, а исполнители услуг не применяют меры к нарушителям, что приводит или может привести к недофинансированию мероприятий отопительного сезона, ремонта жилья. Наниматели не выполняют обязанности по оплате квартиры и коммунальных услуг, предусмотренные ст. 153? 158 ЖК РФ, в связи с чем прокуроры заявляли иски в интересах жилищно-коммунальных хозяйств о взыскании задолженности.

Так, в Иркутской области не взыскивалась задолженность по платежам населения за коммунальные услуги. МУП «Теплоэнерго» Мамско-Чуйского района Иркутской области по состоянию на 1 апреля 2006 г. имело дебиторскую задолженность за оказанные услуги населению 23 000 тыс. руб., юридическим лицам и предпринимателям без образования юридического лица - 30 574 тыс. руб. Несмотря на наличие огромной дебиторской задолженности, работа по ее минимизации на предприятии не была организована на должном уровне. Претензионная и исковая работа в отношении дебиторов - иных потребителей не проводилась. Меры дисциплинарной ответственности к работникам, обязанность которых - принятие мер, направленных на погашение дебиторской задолженности, руководителем предприятия не применялись. В связи с изложенным и.о. прокурора Мамско-Чуйского района вынес постановление о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении директора МУП «Теплоэнерго» Ю.М. Шипицина;

в) органами государственной власти не были установлены тарифы на горячее водоснабжение и отопление (в ряде районов Нижегородской и Саратовской областей);

г) нарушения установленного ст. 159 ЖК РФ порядка получения субсидий. Закон Красноярского края «О социальной поддержке населения при оплате жилья и коммунальных услуг» был опротестован прокурором в части неправомерного установления возрастного ценза при предоставлении гражданам субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. Протест удовлетворен.

д) нарушения прав отдельных льготных категорий граждан. Повсеместно нарушались жилищные права граждан, в том числе отдельных категорий граждан, на социальную поддержку в виде 50% скидки по оплате жилья и коммунальных услуг, предусмотренные федеральными законами и законами субъектов Федерации.

Прокурором Новосибирской области было направлено заявление в суд о признании Закона области «О мерах социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг отдельных категорий граждан, работающих в сельской местности и поселках городского типа на территории Новосибирской области» противоречащим ст. 160 ЖК РФ и Федеральному закону «Об образовании», в связи с тем что областной Закон ограничивал права педагогических работников, проживающих в сельской местности, поселках городского типа, на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением.

По тем же основаниям первый заместитель прокурора Иркутской области внес представление Председателю Законодательного Собрания области о приведении в соответствие с федеральным законодательством Закона области и об устранении нарушений прав педагогических работников муниципальных образовательных учреждений с тем, чтобы указанные работники, проживающие в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), могли реализовать свое право на бесплатное жилое помещение с отоплением и освещением, предоставленное ст. 160 ЖК РФ.

Законодательным Собранием Красноярского края был принят Закон «О социальной поддержке населения при оплате жилья и коммунальных услуг», в котором устанавливались размеры субсидий педагогическим работникам, проживающим в сельской местности. Статья 159 ЖК РФ предусматривает для названной категории граждан предоставление льгот без ограничений и норм. На соответствующий пункт Закона был принесен протест о признании его недействующим. В связи с тем, что протест был отклонен, предъявлен иск в суд, которым требования прокурора удовлетворены;

е) нарушения прав граждан, обусловленные существующей задолженностью по оплате жилья.В Раменскую городскую прокуратуру Московской области поступило заявление от М.А. Салиной об отключении электроэнергии в ее квартире. Работники ЖЭУ объяснили это имеющейся задолженностью по оплате коммунальных услуг. В квартире кроме заявительницы проживает несовершеннолетний. В свою очередь со стороны МУП «Раменское ПТО ГХ» не исполняются требования законодательства об обеспечении устойчивого энергоснабжения потребителей. Прокурор района внес начальнику МУП «Раменское ПТО ГХ» представление, по которому жилищные права М.А. Салиной были восстановлены.

Между тем в ряде субъектов РФ при невозможности взыскания с граждан задолженности по коммунальным услугам не решается вопрос о выселении нанимателей и проживающих совместно с ними членов семьи из жилого помещения с предоставлением другого жилого помещения по договору социального найма, т.е. не исполняются требования ст. 90 ЖК РФ.

Заключение

Обобщение показало, что в большинстве регионов допускаются многочисленные нарушения жилищных прав граждан, которые зачастую связаны с нарушением установленного законом порядка предоставления жилья по договору социального найма, пользования жилыми помещениями, приватизации квартир. Повсеместно нарушаются жилищные права несовершеннолетних.

Не соблюдаются требования законодательства о компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в области жилищных отношений, которые нередко принимают нормативные правовые акты, противоречащие федеральному законодательству и ущемляющие жилищные права граждан.

Статистические данные свидетельствуют о тенденции роста количества нарушений жилищных прав граждан, выявляемых прокурорами. В этих условиях возрастает роль прокурорского надзора за исполнением жилищного законодательства, включая неукоснительное соблюдение жилищных прав граждан.

Исходя из требований приказа Генерального прокурора РФ «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина» от 22 мая 1996 г. №30 перед органами прокуратуры стоят следующие задачи:

активизировать деятельность на этом направлении, повысить эффективность и результативность надзорных и иных мероприятий по защите конституционных прав граждан на жилище;

повсеместно обеспечить постоянное и целевое взаимодействие с органами контроля за соблюдением законодательства в сфере жилищных правоотношений;

добиваться от органов законодательной и исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, органов управления жилищным фондом неукоснительного исполнения жилищного законодательства, соответствия принимаемых ими нормативных правовых актов требованиям Конституции РФ, ЖК РФ, иным федеральным законам

Практическое решение указанных и других задач, определяемых конкретной ситуацией в том или ином регионе, требует повышения уровня организации надзора за исполнением жилищного законодательства, что в свою очередь обусловливает необходимость качественного повышения методического обеспечения деятельности работников прокуратуры.

Принимая во внимание социальную значимость поднятой проблемы, Генеральная прокуратура Российской Федерации взяла под свой контроль ситуацию, сложившуюся в сфере защиты прав граждан, вложивших денежные средства в строительство жилых домов, предложив прокурорам субъектов Российской Федерации рассматривать надзор за исполнением законодательства в указанной сфере отношений в качестве одного из приоритетных направлений деятельности и осуществлять его комплексно с надзорными действиями при реализации приоритетных национальных проектов, в том числе проекта «Доступное и комфортабельное жилье - гражданам России» (письмо первого заместителя Генерального прокурора РФ от 28 марта 2006 г. №7/3-3415-2005).

Отмечая неудовлетворительное состояние законности и недостатки при осуществлении прокурорского надзора за исполнением законодательства в рассматриваемой сфере, заместитель Генерального прокурора РФ 20 апреля 2006 г. предложил всем прокурорам субъектов Федерации принять дополнительные меры к активизации надзора и повышению его результативности по всем направлениям функциональной деятельности прокуратур.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.01 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал