Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Космогонические мифы Рима






Римская мифология, как и мифология других народов, содержит определённую модель мира. Речь идёт о представлении о мироустройстве, которое включает, во-первых, закономерности его возникновения, во-вторых, его структуру, в-третьих, его перспективы.

Мир как «космос» представляет собой упорядоченную структуру, сформировавшуюся «у истоков времён». Эта структура включает богов, природу, человека и мир культуры. Отраженная в мифологическом сознании, подобная структура космоса находит свое выражение в космогонических, антропогенных и культурогенных мифах. Правда, если, к примеру, греческая мифология очень богата подобными аспектами, то мифология римлян содержит лишь косвенные свидетельства о том, как происходит космогонический процесс. В римской мифологии сохранились туманные свидетельства о сотворении мира богом Янусом, которого позже оттеснил бог Юпитер. Со временем центральным космогоническим актом становятся основание самого города Рима. Что же касается антропогонии, то существовали представления о происхождении людей от дуба, об их первоначально дикой жизни и последующей цивилизации культурными героями (Янусом, Сатурном, Пиком, Пилумном и Пикумном). Не случаен традиционный для римлян культ дуба. Его значение подчёркивали многие исследователи. Дж. Фрэзер указывал на мистическую связь дуба с Юпитером, с царями Альба-Лонги, Рима. В дубовых лесах происходили сакральные браки римских героев - Вирбия и Дианы, Нумы и Эгерии.[3, C56]

Всё это не случайно, поскольку дерево обладало сакральной сущностью. Во всех мифологиях оно рассматривалось как «ось мира», связывавшая три уровня его модели. Со временем воплощением «мирового центра» становятся храмы, посвящённые римским божествам, а ещё позже эту роль приобретает сам город Рим. Не случайно Рим основан на семи холмах. Холм, или гора—это также «мировая ось», мистический характер которой выражен сакральным числом «семь».

Заключение

Подводя итог изучению философии космогонического мифа, можно сделать вывод, что, во-первых мифы в примитивных обществах тесно связаны с магией и обрядом и функционируют как средство поддержания природного и социального порядка и социального контроля; во-вторых, мифологическое мышление обладает известным логическим и психологическим своеобразием; в-третьих, мифотворчество является древнейшей формой, своего рода символическим " языком", в терминах которого человек моделировал, классифицировал и интерпретировал мир, общество и самого себя; но что в-четвертых своеобразные черты мифологического мышления имеют известные аналогии в продуктах фантазии человека не только глубокой древности, но и других исторических эпох. Миф может присутствовать в самых разных культурах, особенно в литературе и искусстве, обязанных многим мифу генетически и отчасти имеющих с ним общие черты (" метафоризм" и т.п.).

Иногда очень трудно провести границу между мифом, легендой, преданием. Например, мифы о Троянской войне и другие подобные мифы, впоследствии обработанные в форме эпоса, являются мифологизированными историческими преданиями, в которых действуют не только герои, имеющие божественное происхождение, но и сами боги. На стыке подлинного мифа и исторического предания складывается и священная история типа библейских повествований. Вообще предания, как правило, воспроизводят мифологические схемы, прикрепляя их к историческим событиям. То же относится и к легендам.

Космогонические мифы народов мира являются неотъемлемой частью мифологии. На их материале отчетливо прослеживаются общее и различия. Наблюдается взаимопроникновение культур и именно этим и объясняется схожесть мотивов и элементов в мифах разных народов.

Эти мифы будут передаваться из поколения в поколение.

 

Список используемой литературы.

1. Гаспаров М.Л. Занимательная Греция: Рассказы о древнегреческой культуре. – М.: Новое лит. обозрение, 1996. – 426 с

2. Гусманов И.Г. Греческая мифология. Боги: Учебное пособие для 5 – 8 классов школ, лицеев, гимназий и для семейного чтения. – М.: Флинта; Наука, 1998. – 274 с

3. Кондрашов А.П. Кто есть кто: Боги и герои Древней Греции и Рима: Энциклопедический словарь / А.П. Кондрашов. – М.: РИПОЛ КЛАССИК, 2002. – 384 с

4. Кун Н.А. Легенды и мифы Древней Греции. – Владивосток: Изд-во Дальневост. гос. ун-та, 1986 – 248 с

5. Кэмпбелл Дж. Мифический образ / Дж. Кэмпбелл; Пер. с англ. К.Е. Семенова. – М.: ООО «Изд-во АСТ», 2002. -362 с

6. Ю.М. Лотман, З.Г. Минц, Е.М. Мелетинский " Мифы народов мира", мифологическая энциклопедия в двух томах, под ред. С.А. Токарева, М.: Советская энциклопедия, 1982; том II, стр. 58-65

7. Мифы и легенды народов мира. Т.1. / Сост. Н. Будур, И. Панкеев. – 2-е изд., испр., перераб. и сокр. – М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2000. – 512 с

8. Самозванцев А.М. Мифология Востока / А.М. Самозванцев. – М.: Алетейа, 2000. – 416 с

9. Темкин Э.Н., Эрман В.Г. Мифы Древней Индии. – 4-е изд., доп. – М.: Русанова; Астрель, 2000 – 328 с


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал