Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Изучение личности учащихся
Кафедра психологии ЗАДАНИЕ По педагогической практике раздел «Психология» Для студентов 4 курса стационара и ОЗО Географического ф-та Уч.г. Форма отчёта Отчёт по выполняемым заданиям включает в себя следующие части: 1) название задания; 2) цель задания, краткое описание методики исследования; 3) анализ полученных результатов; 4) выводы как оценка достигнутой цели; 5) приложение – протоколы наблюдений, бесед, экспериментальных исследований. Требования по оформлению отчёта Отчёт оформляется в отдельной тонкой папке, на листах А4 и сдаётся руководителю-психологу в установленные сроки (в течение 3 дней после окончания практики, ауд.207, старый корпус, 2 этаж). Титульный лист оформляется следующим образом:
Учреждение образования «Брестский государственный университет имени А.С. Пушкина» Кафедра психологии развития
ОТЧЁТ по психологической части практики
студента (ФИО)_____________________________________________ _____________________________________факультета________курса Форма обучения (очная, заочная)_______________________________ Место прохождения практики _________________________________ (район, школа, класс) Сроки практики ________________________ Руководитель психологической части практики (ФИО)_____________ 20___г.
ЗАДАНИЕ Выполните задание, опишите результаты, сделайте выводы по заданию и в целом по практике (с анализом своей деятельности, что понравилось, а что нет, чего удалось достичь, а чего нет, по каким причинам, что хотелось бы изменить или усовершенствовать). Бланки ответов прилагаются к отчету в отдельном файле. Изучение личности учащихся Личность – психическое новообразование индивида, приобретаемое им в общении и в совместной с другими людьми деятельности. Личность обнаруживает себя в качественно новом уровне саморегуляции. Этот новый уровень саморегуляции позволяет человеку осознавать собственную систему мотивационных образований и преднамеренно воздействовать на нее в соответствии с теми ценностями и личностными смыслами, которые были присвоены субъектом. В структуру личности входят потребностно-мотивационная сфера и самосознание (или образ-Я). В эмоционально-волевых процессах раскрывается динамика функционирования личности. Изучение особенностей образа «Я» Цель: Изучить различия между «Я-реальным» и «Я-идеальным» у двух учащихся старших классов с высокой и низкой успеваемостью. «Я-концепция» в психологии понимается как относительно устойчивая, в большей или меньшей степени осознанная, переживаемая как неповторимая система представлений индивида о самом себе, на основе которой он строит своё взаимодействие с другими и относится к самому себе. Люди склонны рассматривать себя такими, какими являются в реальности, какими могли бы быть в идеале, в динамике, в глазах других людей и т.п. Соответственно различаются образы Я-реального, Я-идеального, Я-фантастического, Я-должного и т.д. Каждый такой образ формирует своеобразную когнитивную схему. Особый интерес представляет соотношение Я-реального и Я-идеального, часто определяющее проблемное поле человека. Так, большие различия между идеальным и реальным Я ведут к печали и депрессии. По мере накопления человеком некоторой суммы представлений о себе и об окружающем мире «Я-концепция» стабилизируется, и человек в большей степени начинает полагаться на собственное мнение, либо на устойчивые оценочные шаблоны, зафиксированные в опыте. В «Я-концепции» можно выделить ядро, к которому относятся те элементы, свойства, качества, социальные роли, которые оцениваются как субъективно значимые. В качестве таковых могут выступать внешний облик в целом, интеллект, положение в обществе, материальные возможности и т.д. Если человек чувствителен к своей внешности, любое критическое замечание в её адрес может вызвать болезненную реакцию. Если моральное Я находится на периферии, любое взывание к совести не будет услышано. Человек стремится сохранить стабильность в своих ориентирах. Для этого используется механизм социально-психологической самозащиты, который выражается в избирательном отношении личности к поступающей информации о своём «Я». Содержание задания. С двумя учащимися класса, различающимися по успеваемости (или дисциплине), проводится исследование различий между их Я-реальным и Я-идеальным» с целью установления связи между уровнем успеваемости и представлениями учащихся о себе. Результаты теста соотносятся с реальным поведением и успеваемостью учащихся, высказываются предположения о возможных причинах проблем школьников, предлагаются варианты оказания помощи. Процедура исследования. Исследование проводится с каждым испытуемым отдельно. Ученику предлагают бланки с утверждениями и просят их заполнить. Исследователь предварительно знакомится с содержанием бланков для того, чтобы помочь ученику их заполнить и обсудить с ним полученные результаты.
Тест различий между Я-идеальным и Я-реальным Инструкция испытуемому: Первой задачей является определение того, каким Вы видите себя. Для этого: 1. Прочтите приводимые ниже 50 утверждений, мысленно отмечая те из них, которые Вы считаете наиболее и наименее характерными для себя. 2. Проставьте в первой колонке, обозначенной реальное Я, по 1 баллу пяти максимально присущим Вам сегодня характеристикам. 3. В этой же колонке проставьте по 5 баллов пяти минимально присущим Вам сегодня характеристикам. 4. В этой же колонке проставьте по 2 балла 12 не совсем присущим Вам сегодня характеристикам. 5. В этой же колонке проставьте по 4 балла 12 не совсем неприсущим Вам сегодня характеристикам. 6. Это позволит Вам избавиться от 16 (оставшихся) не очень характерных и нехарактерных для Вас характеристик. Присвойте им по 3 балла. 7. Проверьте степень Вашей уверенности в вынесенных оценках. Второй задачей является определение того, каким Вам хотелось бы видеть себя: 8. Полоской бумаги закройте колонку реального Я, чтобы она не оказывала влияния на Ваши последующие решения. 9. Повторите шаги 1–7 в отношении Вашего идеального Я – того, каким бы Вы хотели стать. Поместите Ваши оценки в колонку «идеального Я». Третьей задачей является определение степени различий между Я-реальным и Я-идеальным: 10. Подсчитайте разницу между количественными выражениями Ваших реальных и идеальных представлений. 11. Суммируйте разницу всех 50 характеристик. Чем больше разница между Я-реальным и Я-идеальным, тем больше, по всей вероятности, Ваша неудовлетворённость самим собой. 12. Постарайтесь запомнить те характеристики, по которым эта разница составляет 4 балла. Вероятно, это именно те плоскости Вашего Я, по которым Вы максимально не удовлетворены самим собой. Это и есть пути Вашего самосовершенствования.
|