Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Классификация ИС. Информационные системы можно классифицировать по целому ряду различных признаковСтр 1 из 2Следующая ⇒
Информационные системы можно классифицировать по целому ряду различных признаков. В основу рассматриваемой классификации положены наиболее существенные признаки, определяющие функциональные возможности и особенности построения современных систем. В зависимости от объема решаемых задач, используемых технических средств, организации функционирования, информационные системы делятся на ряд групп (классов).
Рис. 2. Классификация информационных систем По типу хранимых данных ИС делятся на фактографические и документальные. Фактографические системы предназначены для хранения и обработки структурированных данных в виде чисел и текстов. Над такими данными можно выполнять различные операции. В документальных системах информация представлена в виде документов, состоящих из наименований, описаний, рефератов и текстов. Поиск по неструктурированным данным осуществляется с использованием семантических признаков. Отобранные документы предоставляются пользователю, а обработка данных в таких системах практически не производится. По степени автоматизации информационных процессов в системе управления фирмой, информационные системы делятся на ручные, автоматические и автоматизированные. Ручные ИС характеризуются отсутствием современных технических средств переработки информации и выполнением всех операций человеком. В автоматических ИС все операции по переработке информации выполняются без участия человека. Автоматизированные ИС предполагают участие в процессе обработки информации и человека, и технических средств, причем главная роль в выполнении рутинных операций обработки данных отводится компьютеру. Именно этот класс систем соответствует современному представлению понятия " информационная система". По характеру обработки данных ИС делятся на информационно-поисковые и информационно-решающие. Информационно-поисковые системы производят ввод, систематизацию, хранение, выдачу информации по запросу пользователя без сложных преобразований данных. (Например, ИС библиотечного обслуживания, резервирования и продажи билетов на транспорте, бронирования мест в гостиницах и пр.) Информационно-решающие системы осуществляют, кроме того, операции переработки информации по определенному алгоритму. По характеру использования выходной информации такие системы принято делить на управляющие и советующие. Результирующая информация управляющих ИС непосредственно трансформируется в принимаемые человеком решения. Для этих систем характерны задачи расчетного характера и обработка больших объемов данных. (Например, ИС планирования производства или заказов, бухгалтерского учета.) Советующие ИС вырабатывают информацию, которая принимается человеком к сведению и учитывается при формировании управленческих решений, а не инициирует конкретные действия. Эти системы имитируют интеллектуальные процессы обработки знаний, а не данных. (Например, экспертные системы.)
В зависимости от сферы применения различают следующие классы ИС: 1. Информационные системы организационного управления. 2. ИС управления технологическими процессами (ТП). 3. ИС автоматизированного проектирования (САПР). 4. Интегрированные (корпоративные) ИС. Информационные системы организационного управления - предназначены для автоматизации функций управленческого персонала как промышленных предприятий, так и непромышленных объектов (гостиниц, банков, магазинов и пр.). Основными функциями подобных систем являются: оперативный контроль и регулирование, оперативный учет и анализ, перспективное и оперативное планирование, бухгалтерский учет, управление сбытом, снабжением и другие экономические и организационные задачи. ИС управления технологическими процессами (ТП) - служат для автоматизации функций производственного персонала по контролю и управлению производственными операциями. В таких системах обычно предусматривается наличие развитых средств измерения параметров технологических процессов (температуры, давления, химического состава и т.п.), процедур контроля допустимости значений параметров и регулирования технологических процессов. ИС автоматизированного проектирования (САПР) - предназначены для автоматизации функций инженеров-проектировщиков, конструкторов, архитекторов, дизайнеров при создании новой техники или технологии. Основными функциями подобных систем являются: инженерные расчеты, создание графической документации (чертежей, схем, планов), создание проектной документации, моделирование проектируемых объектов. Интегрированные (корпоративные) ИС - используются для автоматизации всех функций фирмы и охватывают весь цикл работ от планирования деятельности до сбыта продукции. Они включают в себя ряд модулей (подсистем), работающих в едином информационном пространстве и выполняющих функции поддержки соответствующих направлений деятельности. Типовые модули корпоративной системы: 1. Подсистема маркетинга. 2. Производственные подсистемы. 3. Финансовые и учетные подсистемы. 4. Подсистема кадров (человеческих ресурсов). 5. Прочие подсистемы (например, ИС руководства).
В зависимости от уровня управления, на котором система используется, выделяют: 1. Информационные системы оперативного уровня (Системы обработки данных - СОД). 2. Информационные системы тактического уровня (Информационные системы управления - ИСУ). 3. Информационные системы стратегического уровня (Системы поддержки принятия решений - СППР). Системы обработки данных (СОД) предназначены для учета и оперативного регулирования хозяйственных операций, подготовки стандартных документов для внешней среды (счетов, накладных, платежных поручений). Горизонт оперативного управления хозяйственными процессами составляет от одного до нескольких дней. Эти задачи имеют регулярный характер, выполняются непосредственными исполнителями хозяйственных процессов (рабочими, кладовщиками, администраторами и т.д.). Результаты вводятся в базу данных (формируют ее). Информационные системы управления (ИСУ) ориентированы на тактический уровень управления: среднесрочное планирование, анализ и организацию работ в течение нескольких недель (месяцев), например анализ и планирование поставок, сбыта, составление производственных программ. Для данного класса задач характерны регламентированность (периодическая повторяемость) формирования результатных документов и четко определенный алгоритм решения. Решение подобных задач предназначено для руководителей различных служб предприятий. Задачи решаются на основе накопленной оперативной информации. Системы поддержки принятия решений (СППР) используются в основном на верхнем уровне управления (руководства фирм, предприятий, организаций), имеющего стратегическое долгосрочное значение в течение года или нескольких лет. К таким задачам относятся формирование стратегических целей, планирование привлечения ресурсов, источников финансирования, выбор места размещения предприятий и т.д. Задачи СППР имеют, как правило, нерегулярный характер.
2. Функциональные и обеспечивающие подсистемы
Одним из основных свойств ИС является делимость на подсистемы, которая имеет ряд достоинств с точки зрения разработки и эксплуатации ИС, к которым относятся: ü упрощение разработки и модернизации ИС в результате специализации групп проектировщиков по подсистемам; ü упрощение внедрения и поставки готовых подсистем в соответствии с очередностью выполнения работ; ü упрощение эксплуатации ИС вследствие специализации работников предметной области. Обычно выделяют функциональные и обеспечивающие подсистемы. Функциональные подсистемы ИС информационно обслуживают определенные виды деятельности экономической системы (предприятия). Работа функциональных подсистем обеспечивается за счет наличия обеспечивающих подсистем, таких, как информационная, программная, математическая, техническая, технологическая, организационная и правовая подсистемы.
2.1. Функциональные подсистемы ИС
Функциональная подсистема ИС представляет собой комплекс экономических задач с высокой степенью информационных обменов (связей) между задачами. При этом под задачей будем понимать некоторый процесс обработки информации с четко определенным множеством входной и выходной информации (например, начисление сдельной заработной платы, учет прихода материалов, оформление заказа на закупку и т.д.). Состав функциональных подсистем во многом определяется особенностями экономической системы, ее отраслевой принадлежностью, формой собственности, размером, характером деятельности предприятия. Функциональные подсистемы ИС могут строиться по различным принципам: · предметному; · функциональному; · проблемному; · смешанному (предметно-функциональному).
Так, с учетом предметной направленности использования ИС в хозяйственных процессах промышленного предприятия выделяют подсистемы, соответствующие управлению отдельными ресурсами: · управление сбытом готовой продукции; · управление производством; · управление материально-техническим снабжением; · управление финансами; · управление персоналом.
По функциональному признаку выделяют подсистемы реализующие функции управления: планирование, регулирование (оперативное управление), учет, анализ. Например, контур анализа включает подсистемы: · Анализ выполнения планов. · Финансовый анализ. · Анализ оборотных средств. · Анализ себестоимости. · Маркетинговый анализ. · Анализ качества и рекламаций. Проблемный принцип формирования подсистем отражает необходимость гибкого и оперативного принятия управленческих решений по отдельным проблемам в рамках СППР. Например, решение задач бизнес-планирования, управления проектами и т.д. На практике чаще всего применяется смешанный предметно-функциональный подход, согласно которому построение функциональной структуры ИС - это разделение ее на подсистемы по характеру хозяйственной деятельности. При этом разделение должно соответствовать: 1) структуре объекта; 2) системе управления объекта; 3) характеру выполняемых функций управления. Используя этот подход, можно выделить следующий типовой набор функциональных подсистем в общей структуре ИС предприятия. Функциональный принцип: · перспективное развитие (ПР); · технико-экономическое планирование (ТЭП); · бухгалтерский учет и анализ хозяйственной деятельности (БУ и АХД). Предметный принцип (подсистемы управления ресурсами): · техническая подготовка производства (ТПП); · управление основным производством (УОП); · управление вспомогательным производством (УВП); · управление качеством продукции (УКП); · управление материально-техническим снабжением (УМТС); · управление реализацией и сбытом готовой продукции (УС); · управление кадрами (УК).
Рис. 3. Структура функциональных подсистем ИС, выделенных по функционально-предметному принципу
2.2. Обеспечивающие подсистемы ИС
Обеспечивающие подсистемы ИС являются общими для всей ИС независимо от конкретных функциональных подсистем, в которых применяются те или иные виды обеспечения. Состав обеспечивающих подсистем не зависит от выбранной предметной области. В состав обеспечивающих подсистем входят подсистемы организационного, правового, технического, математического, программного, информационного, лингвистического и технологического обеспечения.
Подсистема «Организационное обеспечение» (ОО) является одной из важнейших подсистем ИС, от которой зависит успешная реализация целей и функций системы. В составе организационного обеспечения можно выделить четыре группы компонентов. Первая группа включает важнейшие методические материалы, регламентирующие процесс создания и функционирования системы: · общеотраслевые руководящие методические материалы по созданию ИС; · типовые проектные решения; · методические материалы по организации и проведению предпроектного обследования на предприятии; · методические материалы по вопросам создания и внедрения проектной документации. Вторым компонентом в структуре организационного обеспечения ИС является совокупность средств, необходимых для эффективного проектирования и функционирования ИС: · комплексы задач управления, включая типовые пакеты прикладных программ; · типовые структуры управления предприятием; · унифицированные системы документов; · общесистемные и отраслевые классификаторы; · и т.п. Третьим компонентом подсистемы организационного обеспечения является техническая документация, получаемая в процессе обследования, проектирования и внедрения системы: · технико-экономическое обоснование; · техническое задание; · технический и рабочий проекты; · документы, оформляющие поэтапную сдачу системы в эксплуатацию. Четвертым компонентом подсистемы организационного обеспечения является «Персонал», где представлена организационно-штатная структура проекта, определяющая, в частности, состав главных конструкторов системы и специалистов по функциональным подсистемам управления.
Подсистема «Правовое обеспечение» (ПРО) предназначена для регламентации процесса создания и эксплуатации ИС, которая включает совокупность юридических документов с констатацией регламентных отношений по формированию, хранению, обработке промежуточной и результатной информации системы. К правовым документам, действующим на этапе создания системы, относятся: · договор между разработчиком и заказчиком; · документы, регламентирующие отношения между участниками процесса создания системы.
К правовым документам, создаваемым на этапе внедрения, относятся: · характеристика статуса создаваемой системы; · правовые полномочия подразделений ИС; · правовые полномочия отдельных видов процессов обработки информации; · правовые отношения пользователей в применении технических средств.
Подсистема «Техническое обеспечение» (ТО) представляет комплекс технических средств, предназначенных для обработки данных в ИС. В состав комплекса входят электронные вычислительные машины, осуществляющие обработку экономической информации, средства подготовки данных на машинных носителях, средства сбора и регистрации информации, средства передачи данных по каналам связи, средства накопления и хранения данных и выдачи результатной информации, вспомогательное оборудование и организационная техника.
Подсистема «Математическое обеспечение» (МО) - это совокупность математических моделей и алгоритмов для решения задач и обработки информации с применением вычислительной техники, а также комплекс средств и методов, позволяющих строить экономико-математические модели задач управления. В состав МО входят: · средства МО (средства моделирования типовых задач управления, методы многокритериальной оптимизации, математической статистики, теории массового обслуживания и др.); · техническая документация (описание задач, алгоритмы решения задач, экономико-математические модели); · методы выбора МО (методы определения типов задач, методы оценки вычислительной сложности алгоритмов, методы оценки достоверности результатов).
Подсистема «Программное обеспечение» (ПО) включает совокупность компьютерных программ, описаний и инструкций по их применению на ЭВМ. В состав программного обеспечения ИС входят три компонента:
Первый компонент: · Описание ПО; · Текст программы; · Описание настройки программ.
Второй компонент: · ТЗ на программирование; · Пояснительная записка; · Общее описание программы; · Спецификация программ.
Третий компонент: · Руководство программиста; · Руководство пользователя; · Описание контрольного примера.
ПО делится на два комплекса: 1. общее (операционные системы, операционные оболочки, компиляторы, интерпретаторы, программные среды для разработки прикладных программ, СУБД, сетевые программы и т.д.); 2. специальное (совокупность прикладных программ, разработанных для конкретных задач в рамках функциональных подсистем, и контрольные примеры).
Подсистема «Информационное обеспечение» (ИО) - это совокупность единой системы классификации и кодирования технико-экономической информации, унифицированной системы документации и информационной базы. В состав подсистемы «Информационное обеспечение ИС» входит: · Описание ИО · Описание технологических процессов · Описание организации ИБ · Описание входных сообщений · Описание систем классификации и кодирования · Описание выходных сообщений · Формы документов · Описание структуры массивов
В состав ИО включаются два комплекса: 1. компоненты внемашинного информационного обеспечения (классификаторы технико-экономической информации и документы) 2. компоненты внутримашинного информационного обеспечения (макеты/экранные формы для ввода первичных данных в ЭВМ или вывода результатной информации, структура информационной базы: входных, выходных файлов, базы данных).
Центральным компонентом информационного обеспечения является база данных, через которую осуществляется обмен данными различных задач. База данных обеспечивает интегрированное использование различных информационных объектов в функциональных подсистемах.
Подсистема «Лингвистическое обеспечение» (ЛО) включает совокупность научно-технических терминов и других языковых средств, используемых в информационных системах, а также правил формализации естественного языка. Языковые средства, включенные в подсистему ЛО, делятся на две группы: · традиционные языки (естественные, математические, алгоритмические языки, языки моделирования); · языки, предназначенные для диалога с ЭВМ (информационно-поисковые языки, языки СУБД, языки операционных сред, входные языки пакетов прикладных программ).
Подсистема «Технологическое обеспечение» (ТО) ИС содержит описания технологии обработки различных видов информации: · первичной и результатной информации (этапы технологического процесса сбора, передачи, накопления, хранения, обработки первичной информации, получения и выдачи результатной информации); · организационно-распорядительной документации (этапы получения входящей документации, передачи на исполнение, этапы формирования и хранения дел, составления и размножения внутренних документов и отчетов); · технологической документации и чертежей (этапы ввода в систему и актуализации шаблонов изделий, ввода исходных данных и формирования проектной документации для новых видов изделий, выдачи на плоттер чертежей, актуализации банка ГОСТов, ОСТов, технических условий, нормативных данных, подготовки и выдачи технологической документации по новым видам изделий); · баз данных и знаний (этапы формирования баз данных и знаний, ввода и обработки запросов на поиск решения, выдачи варианта решения и объяснения к нему); · научно-технической информации, ГОСТов и технических условий, правовых документов и дел (этапы формирования поисковых образов документов, формирования информационного фонда, ведения тезауруса справочника ключевых слов и их кодов, кодирования запроса на поиск, выполнения поиска и выдачи документа или адреса хранения документа).
3. Технология проектирования ИС
Под проектом ИС будем понимать проектно-конструкторскую и технологическую документацию, в которой представлено описание проектных решений по созданию и эксплуатации ИС в конкретной программно-технической среде. Под проектированием ИС понимается процесс преобразования входной информации об объекте проектирования, о методах проектирования и об опыте проектирования объектов аналогичного назначения в проект ИС. (С этой точки зрения проектирование ИС сводится к последовательной формализации проектных решений на различных стадиях жизненного цикла ИС: планирования и анализа требований, технического и рабочего проектирования, внедрения и эксплуатации ИС.) Объектами проектирования ИС являются отдельные элементы или их комплексы функциональных и обеспечивающих частей. Так, функциональными элементами выступают задачи, комплексы задач и функции управления. В составе обеспечивающей части ИС объектами проектирования служат элементы и их комплексы информационного, программного и технического обеспечения системы. В качестве субъекта проектирования ИС выступают коллективы специалистов, которые осуществляют проектную деятельность, как правило, в составе специализированной (проектной) организации, и организация-заказчик, для которой необходимо разработать ИС. Масштабы разрабатываемых систем определяют состав и количество участников процесса проектирования. При большом объеме и жестких сроках выполнения проектных работ в разработке системы может принимать участие несколько проектных коллективов (организаций-разработчиков). В этом случае выделяется головная организация, которая координирует деятельность всех организаций-соисполнителей. Осуществление проектирования ИС предполагает использование проектировщиками определенной технологии проектирования, соответствующей масштабу и особенностям разрабатываемого проекта. Технология проектирования ИС - это совокупность методологии и средств проектирования ИС, а также методов и средств организации проектирования (управление процессом создания и модернизации проекта ИС) – рис 4.
Рис.4. Состав компонентов технологии проектирования
В основе технологии проектирования лежит технологический процесс, который определяет действия, их последовательность, состав исполнителей, средства и ресурсы, требуемые для выполнения этих действий. Технология проектирования задается регламентированной последовательностью технологических операций, выполняемых в процессе создания проекта на основе того или иного метода, в результате чего стало бы ясно, не только ЧТО должно быть сделано для создания проекта, но и КАК, КОМУ и в КАКОЙ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ это должно быть сделано. К основным требованиям, предъявляемым к выбираемой технологии проектирования, относятся следующие: · созданный с помощью этой технологии проект должен отвечать требованиям заказчика; · выбранная технология должна максимально отражать все этапы цикла жизни проекта; · выбираемая технология должна обеспечивать минимальные трудовые и стоимостные затраты на проектирование и сопровождение проекта; · технология должна быть основой связи между проектированием и сопровождением проекта; · технология должна способствовать росту производительности труда проектировщика; · технология должна обеспечивать надежность процесса проектирования и эксплуатации проекта; · технология должна способствовать простому ведению проектной документации. Основу технологии проектирования ИС составляет методология, которая определяет сущность, основные отличительные технологические особенности. Методология проектирования предполагает наличие некоторой концепции, принципов проектирования, реализуемых набором методов проектирования, которые, в свою очередь, должны поддерживаться некоторыми средствами проектирования. Организация проектирования предполагает определение методов взаимодействия проектировщиков между собой и с заказчиком в процессе создания проекта ИС. Методы проектирования ИС можно классифицировать по степени использования средств автоматизации, типовых проектных решений, адаптивности к предполагаемым изменениям. Так, по степени автоматизации методы проектирования разделяются на методы: · ручного проектирования, при котором проектирование компонентов ИС осуществляется без использования специальных инструментальных программных средств, а программирование - на алгоритмических языках; · компьютерного проектирования, которое производит генерацию или конфигурацию (настройку) проектных решений на основе использования специальных инструментальных программных средств. По степени использования типовых проектных решений различают следующие методы проектирования: · оригинального (индивидуального) проектирования, когда проектные решения разрабатываются «с нуля» в соответствии с требованиями к ИС; · типового проектирования, предполагающего конфигурацию ИС из готовых типовых проектных решений (программных модулей). Оригинальное (индивидуальное) проектирование ИС характеризуется тем, что все виды проектных работ ориентированы на создание индивидуальных для каждого объекта проектов, которые в максимальной степени отражают все его особенности. Типовое проектирование выполняется на основе опыта, полученного при разработке индивидуальных проектов. Типовые проекты как обобщение опыта для некоторых групп организационно-экономических систем или видов работ в каждом конкретном случае связаны со множеством специфических особенностей и различаются по степени охвата функций управления, выполняемым работам и разрабатываемой проектной документации. По степени адаптивности проектных решений методы проектирования классифицируются на методы: · реконструкции, когда адаптация проектных решений выполняется путем переработки соответствующих компонентов (перепрограммирования программных модулей); · параметризации, когда проектные решения настраиваются (перегенерируются) в соответствии с изменяемыми параметрами; · реструктуризации модели, когда изменяется модель проблемной области, на основе которой автоматически перегенерируются проектные решения. Сочетание различных признаков классификации методов проектирования обусловливает характер используемой технологии проектирования ИС, среди которых выделяются два основных класса: каноническая и индустриальная технологии (табл. 1).
Таблица 1. Характеристики классов технологий проектирования
Для конкретных видов технологий проектирования свойственно применение определенных средств разработки ИС, которые поддерживают выполнение как отдельных проектных работ, этапов, так и их совокупностей. Поэтому перед разработчиками ИС, как правило, стоит задача выбора средств проектирования, которые по своим характеристикам в наибольшей степени соответствуют требованиям конкретного предприятия. Средства проектирования должны быть: · в своем классе инвариантными к объекту проектирования; · охватывать в совокупности все этапы жизненного цикла ИС; · технически, программно и информационно совместимыми; · простыми в освоении и применении; · экономически целесообразными. Средства проектирования ИС можно разделить на два класса: без использования ЭВМ и с использованием ЭВМ. Средства проектирования без использования ЭВМ применяются на всех стадиях и этапах проектирования ИС. Как правило, это средства организационно-методического обеспечения операций проектирования и в первую очередь различные стандарты, регламентирующие процесс проектирования систем. Сюда же относятся единая система классификации и кодирования информации, унифицированная система документации, модели описания и анализа потоков информации и т.п. Средства проектирования с использованием ЭВМ могут применяться как на отдельных, так и на всех стадиях и этапах процесса проектирования ИС и соответственно поддерживают разработку элементов проекта системы, разделов проекта системы, проекта системы в целом. Все множество средств проектирования с использованием ЭВМ делят на четыре подкласса. К первому подклассу относятся операционные средства, которые поддерживают проектирование операций обработки информации. К данному подклассу средств относятся алгоритмические языки, библиотеки стандартных подпрограмм и классов объектов, макрогенераторы, генераторы программ типовых операций обработки данных и т.п., а также средства расширения функций операционных систем (утилиты). В данный класс включаются также такие простейшие инструментальные средства проектирования, как средства для тестирования и отладки программ, поддержки процесса документирования проекта и т.п. Особенность последних программ заключается в том, что с их помощью повышается производительность труда проектировщиков, но не разрабатывается законченное проектное решение. Ко второму подклассу относят средства, поддерживающие проектирование отдельных компонентов проекта ИС. К данному подклассу относятся средства общесистемного назначения: · системы управления базами данными (СУБД); · методоориентированные пакеты прикладных программ (решение задач дискретного программирования, математической статистики и т.п.); · табличные процессоры; · статистические ППП; · оболочки экспертных систем; · графические редакторы; · текстовые редакторы; · интегрированные ППП (интерактивная среда с встроенными диалоговыми возможностями, позволяющая интегрировать вышеперечисленные программные средства). Для перечисленных средств проектирования характерно их использование для разработки технологических подсистем ИС: ввода информации, организации хранения и доступа к данным, вычислений, анализа и отображения данных, принятия решений. К третьему подклассу относятся средства, поддерживающие проектирование разделов проекта ИС. В этом подклассе выделяют функциональные средства проектирования. Функциональные средства направлены на разработку автоматизированных систем, реализующих функции, комплексы задач и задачи управления. Разнообразие предметных областей порождает многообразие средств данного подкласса, ориентированных на тип организационной системы (промышленная, непромышленная сферы), уровень управления (например, предприятие, цех, отдел, участок, рабочее место), функцию управления (планирование, учет и т.п.). К функциональным средствам проектирования систем обработки информации относятся типовые проектные решения, функциональные пакеты прикладных программ, типовые проекты. К четвертому подклассу средств проектирования ИС относятся средства, поддерживающие разработку проекта на стадиях и этапах процесса проектирования. К данному классу относится подкласс средств автоматизации проектирования ИС (CASE-средства). Современные CASE-средства, в свою очередь, классифицируются в основном по двум признакам: 1) по охватываемым этапам процесса разработки ИС; 2) по степени интегрированности: отдельные локальные средства (tools), набор неинтегрированных средств, охватывающих большинство этапов разработки ИС (toolkit) и полностью интегрированные средства, связанные общей базой проектных данных - репозиторием (workbench).
4. Жизненный цикл ИС
Согласно статистическим данным в отчете «The Chaos Report», собранным Standish Group (США), из всех проектов, обследованных в США в 1994 году, неудачными оказались более 30% проектов, общая стоимость которых превышала 80 миллиардов долларов. При этом оказались выполненными в срок лишь 16% от общего числа проектов, а перерасход средств составил 189% от запланированного бюджета. В то же время, заказчики ИС стали выдвигать все больше требований, направленных на обеспечение возможности комплексного использования корпоративных данных в управлении и планировании своей деятельности. Таким образом, возникла насущная необходимость формирования новой методологии построения информационных систем. Уже в 2004г. неудачными оказались только 18% проектов. При этом оказались выполненными в срок и в рамках бюджета уже 28% от общего числа проектов. Цель методологии построения информационных систем заключается в регламентации процесса проектирования ИС и обеспечении управления этим процессом с тем, чтобы гарантировать выполнение требований, как к самой ИС, так и к характеристикам процесса разработки. Основными задачами, решению которых должна способствовать методология проектирования корпоративных ИС, являются следующие: · обеспечивать создание корпоративных ИС, отвечающих целям и задачам организации, а также предъявляемым требованиям по автоматизации деловых процессов заказчика; · гарантировать создание системы с заданным качеством в заданные сроки и в рамках установленного бюджета проекта; · поддерживать удобную дисциплину сопровождения, модификации и наращивания системы; · обеспечивать преемственность разработки, т.е. использование в разрабатываемой ИС существующей информационной инфраструктуры организации (задела в области информационных технологий). Внедрение методологии должно приводить к снижению сложности процесса создания ИС за счет полного и точного описания этого процесса, а также применения современных методов и технологий создания ИС на всем жизненном цикле. Совокупность стадий и этапов, которые проходит ИС в своем развитии от момента принятия решения о создании системы до момента прекращения функционирования системы, называется жизненным циклом ИС. Проектирование ИС охватывает три основные области: · проектирование объектов данных, которые будут реализованы в базе данных; · проектирование программ, экранных форм, отчетов, которые будут обеспечивать выполнение запросов к данным; · учет конкретной среды или технологии, а именно: топологии сети, конфигурации аппаратных средств, используемой архитектуры (файл-сервер или клиент-сервер), параллельной обработки, распределенной обработки данных и т.п. Проектирование информационных систем всегда начинается с определения цели проекта. Цель проекта - решение ряда взаимосвязанных задач, включающих в себя обеспечение на момент запуска системы и в течение всего времени ее эксплуатации следующих параметров: · требуемой функциональности системы и уровня ее адаптивности к изменяющимся условиям функционирования; · требуемой пропускной способности системы; · требуемого времени реакции системы на запрос; · безотказной работы системы; · необходимого уровня безопасности; · простоты эксплуатации и поддержки системы. Процесс создания ИС делится на ряд этапов (стадий), ограниченных некоторыми временными рамками и заканчивающихся выпуском конкретного продукта (моделей, программных продуктов, документации и пр.). Рис. 5. Стадии жизненного цикла ИС Обычно выделяют следующие этапы создания ИС: 1. формирование требований к системе (планирование и анализ), 2. проектирование, 3. реализация, 4. тестирование, 5. ввод в действие, 6. эксплуатация и сопровождение. На стадии анализа деятельности организации формируются требования к ИС, корректно и точно отражающие цели и задачи организации-заказчика. Чтобы специфицировать процесс создания ИС, отвечающей потребностям организации, нужно выяснить и четко сформулировать, в чем заключаются эти потребности. Для этого необходимо определить требования заказчиков к ИС и отобразить их на языке моделей в требования к разработке проекта ИС. Задача формирования требований к ИС является одной из наиболее ответственных, трудно формализуемых и наиболее дорогих и тяжелых для исправления в случае ошибки. Современные инструментальные средства и программные продукты позволяют достаточно быстро создавать ИС по готовым требованиям. Но зачастую эти системы не удовлетворяют заказчиков, требуют многочисленных доработок, что приводит к резкому удорожанию фактической стоимости ИС. Основной причиной такого положения является неправильное, неточное или неполное определение требований к ИС на этапе анализа. На стадии проектирования проектируются модели данных и процессы обработки данных. Проектировщики в качестве исходной информации используют результаты анализа. Полученная в процессе анализа информационная модель сначала преобразуется в логическую, а затем в физическую модель данных. Параллельно с проектированием схемы базы данных выполняется проектирование процессов, для спецификации (описания) всех модулей ИС. Главная цель проектирования процессов заключается в отображении функций, полученных на этапе анализа, в модули информационной системы. При проектировании модулей определяют интерфейсы программ: разметку меню, вид окон, горячие клавиши и связанные с ними вызовы. Конечными продуктами этапа проектирования являются: · схема базы данных (на основании ER-модели, разработанной на этапе анализа) - требования к информационному обеспечению; · набор спецификаций модулей системы (они строятся на базе моделей функций) - требования к программному обеспечению; · модель архитектуры ИС. Разработка архитектуры ИС включает в себя выбор платформы (платформ) и операционной системы (операционных систем), а так же следующих характеристик: · будет ли это архитектура " файл-сервер" или " клиент-сервер"; · будет ли это 3-уровневая архитектура со следующими слоями: сервер, ПО промежуточного слоя (сервер приложений), клиентское ПО; · будет ли база данных централизованной или распределенной. Если база данных будет распределенной, то какие механизмы поддержки согласованности и актуальности данных будут использоваться; · будет ли база данных однородной, то есть, будут ли все серверы баз данных продуктами одного и того же производителя (например, все серверы только Oracle или все серверы только DB2 UDB). Если база данных не будет однородной, то какое ПО будет использовано для обмена данными между СУБД разных производителей (уже существующее или разработанное специально как часть проекта);. · будут ли для достижения должной производительности использоваться параллельные серверы баз данных (например, Oracle Parallel Server, DB2 UDB и т.п.). Стадия проектирования завершается разработкой технического проекта ИС. На стадии реализации осуществляется создание программного обеспечения системы, установка технических средств, разработка эксплуатационной документации. Стадия тестирования обычно оказывается распределенной во времени. 1 этап. После завершения разработки отдельного модуля системы выполняют автономный тест, который преследует две основные цели: · обнаружение отказов модуля (жестких сбоев); · соответствие модуля спецификации (наличие всех необходимых функций, отсутствие лишних функций). 2 этап. Модуль включается в состав разработанной части системы и группа сгенерированных модулей проходит тесты связей, которые должны отследить их взаимное влияние. 3 этап. Далее группа модулей тестируется на надежность работы: а) тесты имитации отказов системы (насколько хорошо система восстанавливается после сбоев программного обеспечения, отказов аппаратного обеспечения). б) тесты наработки на отказ (определяет степень устойчивости системы при штатной работе и позволяет оценить время безотказной работы системы). В комплект тестов устойчивости должны входить тесты, имитирующие пиковую нагрузку на систему. 4 этап. Весь комплект модулей проходит системный тест - тест внутренней приемки продукта, показывающий уровень его качества. Сюда входят тесты функциональности и тесты надежности системы. 5 этап. Приемо-сдаточные испытания. Тест предусматривает показ информационной системы заказчику и должен содержать группу тестов (контрольный пример), моделирующих реальные бизнес-процессы, чтобы показать соответствие реализации требованиям заказчика. С точки зрения реализации перечисленных аспектов в технологиях проектирования ИС модели жизненного цикла, определяющие порядок выполнения стадий и этапов, претерпевали существенные изменения. Среди известных моделей жизненного цикла можно выделить следующие модели: · каскадная модель (до 70-х годов) - последовательный переход на следующий этап после завершения предыдущего; · итерационная модель (70 - 80-е годы) - с итерационными возвратами на предыдущие этапы после выполнения очередного этапа; · спиральная модель (80 - 90-е годы) - прототипная модель, предполагающая постепенное расширение прототипа ИС. Каскадная модель. Для этой модели жизненного цикла характерна автоматизация отдельных несвязанных задач, не требующая выполнения информационной интеграции и совместимости, программного, технического и организационного сопряжения. В рамках решения отдельных задач каскадная модель жизненного цикла по срокам разработки и надежности оправдывала себя. Применение каскадной модели жизненного цикла к большим и сложным проектам вследствие большой длительности процесса проектирования и изменчивости требований за это время приводит к их практической нереализуемости. Итерационная модель. Создание комплексных ИС предполагает проведение увязки проектных решений, получаемых при реализации отдельных задач. Подход к проектированию «снизу-вверх» обусловливает необходимость таких итерационных возвратов, когда проектные решения по отдельным задачам комплектуются в общие системные решения и при этом возникает потребность в пересмотре ранее сформулированных требований. Как правило, вследствие большого числа итераций возникают рассогласования в выполненных проектных решениях и документации. Запутанность функциональной и системной архитектуры созданной ИС, трудность в использовании проектной документации вызывают на стадиях внедрения и эксплуатации сразу необходимость перепроектирования всей системы. Длительный жизненный цикл разработки ИС заканчивается этапом внедрения, за которым начинается жизненный цикл создания новой ИС. Спиральная модель. Используется подход к организации проектирования ИС «сверху-вниз», когда сначала определяется состав функциональных подсистем, а затем постановка отдельных задач. Соответственно сначала разрабатываются такие общесистемные вопросы, как организация интегрированной базы данных, технология сбора, передачи и накопления информации, а затем технология решения конкретных задач. В рамках комплексов задач программирование осуществляется по направлению от головных программных модулей к исполняющим отдельные функции модулям. При этом на первый план выходят вопросы взаимодействия интерфейсов программных модулей между собой и с базой данных, а на второй план - реализация алгоритмов. В основе спиральной модели жизненного цикла лежит применение прототипной технологии или RAD-технологии (rapid application development - технологии быстрой разработки приложений) - J. Martin. Rapid Application Development. New York: Macmillan, 1991. Согласно этой технологии ИС разрабатывается путем расширения программных прототипов, повторяя путь от детализации требований к детализации программного кода. Естественно, что при прототипной технологии сокращается число итераций и меньше возникает ошибок и несоответствий, которые необходимо исправлять на последующих итерациях, а само проектирование ИС осуществляется более быстрыми темпами, упрощается создание проектной документации. Для более точного соответствия проектной документации разработанной ИС все большее значение придается ведению общесистемного репозитория и использованию CASE-технологий. Жизненный цикл при использовании RAD-технологии предполагает активное участие на всех этапах разработки конечных пользователей будущей системы и включает четыре основные стадии информационного инжиниринга: · анализ и планирование информационной стратегии. Пользователи вместе со специалистами-разработчиками участвуют в идентификации проблемной области; · проектирование. Пользователи принимают участие в техническом проектировании под руководством специалистов-разработчиков; · конструирование. Специалисты-разработчики проектируют рабочую версию ИС с использованием языков 4-го поколения; · внедрение. Специалисты-разработчики обучают пользователей работе в среде новой ИС. 5. Каноническое проектирование ИС
Состав стадий и этапов канонического проектирования ИС Каноническое проектирование ИС отражает особенности ручной технологии индивидуального (оригинального) проектирования, осуществляемого на уровне исполнителей без использования каких-либо инструментальных средств, позволяющих интегрировать выполнение элементарных операций. Как правило, каноническое проектирование применяется для небольших локальных ИС. В основе канонического проектирования лежит каскадная модель жизненного цикла ИС. Каноническое проектирование делится на четыре стадии в соответствии с жизненным циклом ИС: 1. Предпроектная стадия. 2. Стадия проектирования. 3. Стадия внедрения. 4. Стадия эксплуатации и сопровождения.
I. Предпроектная стадия Основное назначение «Предпроектной стадии» заключается в обосновании экономической целесообразности создания ИС и формулировании требований к ней. На «Предпроектной стадии» принято выделять два основных этапа: · сбор материалов обследования; · анализ материалов обследования и разработка технико-экономического обоснования (ТЭО) и технического задания (ТЗ). В результате выполнения первого этапа проектировщики получают материалы обследования, которые должны содержать полную и достоверную информацию, описывающую изучаемую предметную область - предприятие, в том числе: · цель функционирования; · организационную структуру системы и объекта управления, т.е. его управленческие отделы, цехи, склады и хозяйственные службы; · функции управления, выполняемые в этих подразделениях; · протекающие в подразделениях технологические процессы обработки управленческой и экономической информации; · описание материальных потоков и процессов их обработки; · ресурсные ограничения. После выполнения второго этапа проектировщики получают количественные и качественные характеристики информационных потоков, описание их структуры и мест обработки, объемов выполняемых операций и трудоемкости их обработки. На основе этих материалов разрабатываются два документа: «Технико-экономическое обоснование проектных решений» (ТЭО), содержащее расчеты и обоснование необходимости разработки ИС для предприятия и выбираемых технологических и проектных решений, и «Техническое задание» (ТЗ), в состав которого входят требования к создаваемой системе и ее отдельным компонентам: программному, техническому и информационному обеспечению и целевая установка на проектирование новой системы. Для сложных ИС иногда на этой стадии включают третий этап - разработку «Эскизного проекта». На этапе «Эскизного проекта» сформулированные ранее требования служат основой для разработки предварительных решений по ИС в целом и отдельным видам обеспечения.
II. Стадия проектирования
Вторая стадия «Техно-рабочее проектирование» выполняется в два этапа: · техническое проектирование · рабочее проектирование. На этапе «Техническое проектирование» выполняются работы по логической разработке и выбору наилучших вариантов проектных решений, в результате чего создается «Технический проект». Этап «Рабочее проектирование» связан с физической реализацией выбранного варианта проекта и получением документации «Рабочего проекта». При наличии опыта проектирования эти этапы иногда объединяются в один, в результате выполнения которого получают «Техно-рабочий проект» (ТРП). III. Внедрение проекта
Третья стадия «Внедрение проекта» включает в себя три этапа: · подготовка объекта к внедрению проекта; · опытное внедрение проекта; · сдача проекта в промышленную эксплуатацию. На этапе «Подготовка объекта к внедрению проекта» осуществляется комплекс работ по подготовке предприятия к внедрению разработанного проекта ИС. На этапе «Опытное внедрение» осуществляют проверку правильности работы некоторых частей проекта и получают исправленную проектную документацию и «Акт о проведении опытного внедрения». На этапе «Сдача проекта в промышленную эксплуатацию» осуществляют комплексную системную проверку всех частей проекта, в результате которой получают доработанный «Техно-рабочий проект» и «Акт приемки проекта в промышленную эксплуатацию». Внедрение может осуществляться с использованием следующих методов: · последовательный метод, когда последовательно внедряется одна подсистема за другой и одна задача следует за другой задачей; · параллельный метод, при котором все задачи внедряются во всех подсистемах одновременно; · смешанный подход, согласно которому проектировщики, внедрив несколько подсистем первым методом и накопив опыт, приступают к параллельному внедрению остальных. Недостатком первого подхода является увеличение длительности внедрения, что ведет за собой рост стоимости проекта. При использовании второго подхода сокращается время внедрения, но возникает возможность пропуска ошибок в проектной документации, поэтому чаще всего используют смешанный метод внедрения проекта ИС. Для планирования проведения всех видов испытаний разрабатывается документ " Программа и методика испытаний". Разработчик документа устанавливается в договоре или ТЗ. В качестве приложения в документ могут включаться тесты или контрольные примеры.
IV. Эксплуатация и сопровождение проекта
Четвертая стадия - «Эксплуатация и сопровождение проекта» включает этапы: · эксплуатация проекта; · сопровождение; · модернизация проекта. На этапе «Эксплуатация проекта» получают информацию о работе всей системы в целом и отдельных ее компонентов и собирают статистику о сбоях системы в виде рекламаций и замечаний, которые накапливаются для выполнения следующего этапа. На этапе «Сопровождение проекта» выполняются два вида работ: ликвидируются последствия сбоев в работе системы и исправляются ошибки, не выявленные при внедрении проекта, а также осуществляется модернизация проекта. В процессе модернизации проект либо дорабатывается, т.е. расширяется по составу подсистем и задач, либо производится перенос системы на другую программную или техническую платформу с целью адаптации ее к изменяющимся внешним и внутренним условиям функционирования, в результате чего получают документы модернизированного «Техно-рабочего проекта». Основные документы ЖЦ
|