Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Египетское законодательство






Самые первые законы были предположительно написаны Ми- ном (около 3100 до н.э.), основателем первой династии фараонов. Имеются сведения о фараонах, которые составляли сводные зако­ноположения по различным отраслям управления.

Письменные источники, которые сохранились до наших дней в форме папирусных документов и надписей на каменных плитах или памятниках, слишком скудны и фрагментарны. Пока с уверенно­стью можно сказать лишь одно: египетское право не было прими­тивным. Для общественных отношений той эпохи оно характеризо­валось довольно высоким уровнем юридической техники. Египтяне успели создать большое количество правовых институтов в области имущественного, семейного, уголовного и процессуального права.

Источником права в Древнем Египте первоначально был обы­чай. С развитием государства активной становится законодательная деятельность фараонов. Еще в древности египетские законы содер­жали детальные предписания о праве собственности, ее формах (царская, храмовая, общинная, частновладельческая), владении и распоряжении недвижимым имуществом. Предусматривался особый порядок передачи земли из рук в руки, включающий оплату, вступ­ление во владение, а также действия религиозного характера.

Существовало несколько видов договоров — договор займа, до­говор найма, купли-продажи, аренды, поклажи, товарищества.

Для семейных отношений Древнего Египта было характерно до­вольно высокое положение женщин в семье. Женщина в подав­ляющем большинстве случаев обладала теми же правовыми воз­можностями, что и мужчина. Брак заключался на основе договора от имени жены и мужа. Приданое жены оставалось ее собственно­стью, допускалась и передача жене всего имущества семьи. Развод был свободен для обеих сторон. Наследниками по закону были дети обоего пола. Завещание могли составить и муж и жена.

Вместе с тем законы и обычаи фиксируют превосходство главы семьи, мужа, брата. Муж мог избить палкой жену, а брат — сестру, однако в «разумных пределах» и если случались увечья, то за них следовало наказание. Неверность мужа не наказывалась, ему разрешалось иметь на­ложниц. В то же время измена жены каралась смертью. В одной из сохранившихся надписей говорилось о том, что жена, «которая об­манывала и поедом ела своего мужа, была сожжена».

Уголовная часть египетского права отличалась поразительной мяг­костью и только лишь в весьма ограниченной степени выраженным принципом мести: жизнь за жизнь, око за око, зуб за зуб — принци­пом, который сплошь и рядом доминировал на Древнем Востоке.

Право Древнего Египта знало следующие виды преступлений: го­сударственные — измена, заговор, мятеж, разглашение государствен­ной тайны; религиозные — убийство священных животных, чародей­ство; против личности — убийство, отступление от правил врачева­ния в случае смерти больного; против собственности — кража, обме­ривание, обвешивание; преступления против чести и достоинства — прелюбодеяние, изнасилование. Применялись различные телесные и членовредительские наказания, смертная казнь. Кроме того, сущест­вовали заключение в тюрьму, отдача в рабство, денежные штрафы.

Правовые нормы той эпохи оправдывались существовавшим тогда общим принципом: обвинение и контробвинение должны быть рав­ноценны (эквивалентны). Имело место характерное для многих право­вых систем стремление мотивировать правовые нормы в соответствии с этической нормой, в основу которой был положен принцип равно­ценности и которая выражалась в форме требования справедливости и законности в определении юридической ответственности.

Из этого можно сделать вывод о том, что каждый член египет­ского общества, выполняя требуемые от него законом предписания, обретал соответствующее, мотивируемое принципом равноценности (эквивалентности) право, согласно которому он мог рассчитывать на получение того, что причиталось ему в соответствии с существовав­шими тогда нормами правовой системы. Именно в древнеегипетском праве мы встречаемся с мотивировкой принципа справедливости, который впоследствии сыграл значительную роль в истории права.

Судебное устройство в Древнем Египте не совсем ясно. В пери­од Древнего царства суд не был еще отделен от администрации. Чиновник, ведавший тем или иным делом, осуществлял и суд в от­ношении подчиненных ему людей. Высший суд находился в веде­нии специального учреждения — шести палат. Все судебные дела решались здесь коллегиально. Важную роль выполняли суды в рам­ках общинного управления: они разрешали споры о земле, водо­пользовании и некоторые внутрисемейные конфликты. Судебные функции выполняли также храмовые служители.

В указе фараона Хоремхеба (XIV в. до н.э.) перечислены крите­рии подбора на должность судей: «немногоречивые, благонравные, умеющие судить, слушающие речь царя и законы судебной палаты». Юстиция в целом основывалась на двух принципах: незыблемое хранение привилегий царской власти; традиционные привилегии жре­чества. Дело возбуждалось либо потерпевшим, либо государственным органом (судом). Розыск виновного и сбор доказательств осуществлял судья. Исследования доказательств производились тайно.

Судебный процесс носил обвинительный характер с устными выступлениями сторон и письменными или устными свидетельст­вами. В решении указывались его законные мотивы. В качестве до­казательств служили свидетельские показания, клятвы. Дача пока­заний обусловливалась принесением присяги, известны случаи су­дебных пыток (битье палками) для понуждения к «говорению исти­ны». Судопроизводство носило письменный характер. Решению дел обычно предшествовали: жалоба и ответ на нее, возражение на это, ответ и новое опровержение.

В древних египетских правовых источниках имеются четко выра­женные формулировки, например, принципа тщательной проверки соответствия взаимно предъявленных исков. Данный принцип был представлен в символической форме в виде двух уравновешенных чаш весов. В одной из инструкций начала II тыс. до н.э. фараон наставлял чиновников, чтобы они судили в соответствии с законом. Законность как атрибут правления упоминается и в документах других эпох.

Применяя право, судьи должны были руководствоваться обы­чаями и традициями. Идеи о соответствии судебного решения точ­ному предписанию закона еще, по-видимому, не было. Главной целью судебного разбирательства и выносимых решений являлось пресечение возможности повторного преступления. Так, фальши­вомонетчикам отрубали обе руки, виновных в выдаче государствен­ной тайны лишали языка.

Законодательные установления иногда оформлялись в отдельные собрания и именовались «дневниками». Это были сборники указов и прецедентов для использования в судебной палате. К сожалению, боль­шинство памятников египетского права не сохранилось. Этим объясня­ется наша малая информированность о египетском правосудии.

 

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.009 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал