Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Ведущие факторы консолидации белорусского народа.
Народность – исторически сложившаяся, устойчивая общность людей, имеющая общую территорию, язык, культуру, определенные экономические связи, этническое самосознание. Вопрос о формировании белорусской народности, о возникновении Беларуси рассматривается по-разному: [2, с. 137 - 142] 1. Г. Штыхов, М. Ермолович, М. Ткачев утверждают, что белорусский этнос уже существовал в ХШ в., так как процесс формирования белорусской народности начался в ХП-ХШ в.в. 2. В. Седов – белорусская этническая общность появилась в ХШ-ХΙ V в.в. 3. М. Гринблат – формирование белорусов происходило в ХΙ V –ХVП в.в. По вопросу о предках белорусов существует ряд концепций: 1. Польская и великорусская концепция (Х1Х в.) – отрицали существование самостоятельности белорусского этноса на том основании, что у населения Беларуси не было своего славянского языка. Сторонники польской концепции (Л. Галембовский, А. Рипинский_ - белорусы- часть польского этноса, а их язык – диалект польского. Сторонники великоруской концепции (А. Соболевский, И. Сразневский) – белорусский язык- диалект русского, значит Беларусь – великорусская этническая территория. Ошибочность этих концепций в начале ХХ в. Я. Карский, издав труд «Белорусы», в котором показал особенности белорусского языка, его лексического, фонетического и синтаксического склада как самостоятельного славянского языка. 2. Кривичская концепция (начало ХХ в., М. Погодин, В. Ластовский_ - непосредственными предками белорусов считали кривичей и предлагали назвать Беларусь –Кривией. Ошибочность этой концепции в том, что кривичи занимали только северную и центральную часть территории современной Беларуси. Хронологическая неточность -кривичи исчезли к середине ХП в., а белорусский этнос с этому времени еще не существовал. 3. Кривичско-дрыговичско-родимичская концепция (Я. Карский, М. Гринблат, В. Пичета, М. Довнар-Запольский) – включили в число предков белорусов три племени, однако опять же хронологически нельзя считать их непосредственными предками, так как в ХП в. когда они исчезли, еще не было общебелорусского этнического комплекса. 4. Балтская теория этногенеза белорусов (В.Седов) – белорусский этнос имеет много общего с балтами в языке, культуре. Ошибочность в том, что эти особенности присущи индоевропейцам, то есть и славянам и балтам. Балты явились субстратом восточнославянских общностей – кривичей, родимичей, дриговичей 5. Финская концепция (И. Ласков) – считал предками белорусов финнов, так как на территории Белоруссии есть гидроними финского происхождения. Финоязычное население было ассиминировано балтами в бронзовом веке, т.е. финны были субстратом балтов. 6. Новая концепция (50-е годы ХХ в., С. Токарев) – в результате распада Киевской Руси образовались на месте древнерусской народности три народа: русский, белорусский, украинский. 7. Оппоненты предыдущей концепции Г. Штыков, М. Ермолович, М. Ткачев отрицают факт существования древнерусской народности и на ее основе формирования белорусов, украинцев и русских. В ХП в. Киевская Русь распалась на части, которые соответствовали первоначальным племенным территориям, то есть была «ласкутным» государством. 8. Концепция М. Пилипенко (90-е годы ХХ в.) – формирование белорусского этноса есть результат, как эволюции, так и диффузии. Говоря о предках белорусов, он считает, что в результате широкого расселения славян и смешивания их с восточными балтами образовались не белорусы, а восточнославянские общности кривичей, дриговичей, родимичей в Ι Х-Х в; в Х-ХΙ в.в. идет процесс консолидации в общеславянскую этническую общность с единой этнической территорией под названием «Русь» (русы, русичи, русины). Территория современной Беларуси входила в две диалектно-этнографические зоны общеславянской этнической общности - полесскую, подвинско-днепровскую – «Полесье» и «Белая Русь». К середине ХVΙ в. в результате сплочения этих двух регионов, консолидации с западнославянскими, балтскими и тюркскими группами населения сформировался новый комплекс культуры и языка, этнической территории, за которой закрепилось название «Белая Русь».
В ХШ-ХVΙ в.в. ускорился процесс этнической консолидации, создания предпосылки для возникновения белорусской народности. Начало ему было положено еще в период существования союзов племен и создания на территории Беларуси Полоцкого, Туровского, Смоленского и других княжеств. Однако при натуральном характере производства и слабости политического объединения население отдельных территорий на долгое время сохранило ряд особенностей в языке, обрядах, культуре и хозяйственном укладе. Возникшая угроза со стороны крестоносцев и монголо-татар, дальнейшее социально-экономическое развитие ускорили процессы централизации и обусловили вхождение белорусских земель в состав ВКЛ, в рамках которого в ХVΙ в. завершилось формирование белорусской народности. В образовании народности важную роль сыграл социально-экономический фактор: развитие товарно-денежных отношений, укрепление экономических связей единого внутреннего рынка. Начавшееся экономическое оживление способствовало преодолению локальной замкнутости отдельных территорий, вело к тому, что вокруг городов создавались своеобразные хозяйственные центры. С предоставлением городам Магдебургского права повысилась их роль как важнейших центров политической и культурной жизни народа. Дальнейшее развитие феодальных отношений, утверждение крепостничества содействовали консолидации многочисленных категорий населения в сословия с общими правами и обязанностями для каждого из них. Ведущая роль принадлежала шляхетскому сословию. Особым сословием было духовенство. Формируется сословие крестьян и мещан (жителей городов и местечек). Этот процесс содействовал установлению более широких связей в рамках каждого сословия и между ними. В образовании белорусской народности определенную этноконсолидирующую роль сыграл конфессионный фактор. Религиозные противоречия активизировали укрепление разных форм самосознания населения. Признак веры становился своеобразным признаком народа. Большинство населения Беларуси придерживалось православия. Борьба между католиками и православными за равные права участвовать в решении государственных дел, ущемление православного духовенства – все это являлось частью борьбы за самобытность белорусского народа. Формировался менталитет белоруса, для которого были характерными религиозная и национальная толерантность. Развитие этнического самосознания привело в тому, что в ХVΙ в. за белорусскими землями, расположенными в бассейне Западной Двины и Днепра, закрепилось название «Белая Русь» [8. C. 61 - 64].
|