Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Союз Беларуси и России
Особое значение Республика Беларусь уделяет установлению тесных отношений с Россией. В феврале 1995 г. был подписан Договор о дружбе, добрососедстве и сотрудничестве. На его основе были заключены соглашения о таможенном союзе, совместных действиях в охране государственной границы, созданы белорусско-российские финансово-промышленные группы. 29 марта 1996 г. подписан Договор о расширении и углублении экономической интеграции четырех стран – Беларуси, России, Казахстана, Киргизии. 2 апреля 1996 г. подписан Договор о Сообществе суверенных государств - Республики Беларусь и Российской Федерации. Договор обеспечивал гражданам равные права в получении образования, защите здоровья, трудоустройстве, оплате труда, законодательстве. Был создан Высший Совет Содружества. Важным шагом на пути дальнейшего углубления интеграции двух государств стало подписание 2 апреля 1997 г. Договора о Союзе Беларуси и России. 25 декабря 1997 г. подписана Декларация о дальнейшем единении Беларуси и России, Договора о равных правах граждан, Соглашение о создании равных условий субъектам хозяйствования. Было высказано обоюдное желание двигаться к договорному объединению в союзное государство при сохранении национального суверенитета государств-участников Союза. Эти документы, благодаря настойчивой работе министерств и ведомств, были воплощены в конкретные решения. Было подписано свыше 20 межправительственных и межведомственных договоров по различным направлениям сотрудничества. Это дало возможность двум государствам 8 декабря 1999 г. подписать Договор о создании Союзного государства. Данный Договор обеспечивает мирное и демократическое развитие двух народов, проведение социальной политики, направленной на создание условий для достойного и свободного развития граждан государств. Создание Союзного государства предполагает сохранение своего суверенитета. На территориях государств-участников продолжают действовать конституции и национальные законодательства. Основные политические вопросы остаются в исключительной компетенции государств-участников. По вопросам совместного сотрудничества решение не может быть принято, если одно государство проголосует против. За каждым государством-участником сохраняется право свободного выхода из союзного государства. Основными принципами союзного государства являются суверенное равенство и учет взаимных интересов, демократия и уважение прав человека, сотрудничество и взаимопомощь. Отличие данного Договора от договоров 1996 и 1997 годов о Создании Сообщества и Союза Беларуси и России заключается в том, что теперь четко определяется и закрепляется компетенция Союзного государства. В его исключительное ведение передаются положения по созданию единого экономического пространства, по функционированию объединенных государственной и энергетической систем, разработка, утверждение и исполнение бюджета Союзного государства. Система органов Союзного государства состоит из Высшего государственного Совета, Парламента, Совета Министров, Суда и Счетной палаты. В состав Высшего Государственного Совета входят главы государств, главы правительств и руководители обеих палат парламентов. В 2000 г. подписано межгосударственное соглашение о введении единой денежной единицы. Для проведения единой налоговой политики министерствами и ведомствами Республики Беларусь и Российской Федерации осуществляется работа по унификации национальных законодательств по вопросам налогообложения. Союзное государство провозглашено как социальное, что предполагает проведение согласованной социальной политики. Таким образом, всеми структурами власти проделана огромная работа по устранению препятствий, мешающих сближению двух государств.
5 Торгово-экономические и научные связи с государствами СНГ, европейскими и другими странами.
С принятием 27.07.1990 г. Декларации о государственном суверенитете БССР начался постепенный переход к самостоятельному осуществлению внешнеполитической деятельности. Проводится многовекторная политика. В декабре 1991 г. по решению руководителей стран СНГ Минск стал официальным местом, где располагались координирующие органы Содружества. 14 февраля 1992 г. руководители СНГ подписали в Минске декларацию о сотрудничестве в рамках этого государственного объединения, о согласовании действий в проведении экономических реформ, соглашение о возвращении культурных и исторических ценностей государству, если они были вывезены без их согласия. Следующим шагом в углублении интеграции стало подписание 8 декабря 1999 Договора о создании Союзного государства Беларуси и России, а в 2000г этот Договор был ратифицирован обеими сторонами. В рамках этого соглашения два государства действовали по созданию общей правовой базы Союза, более эффективно началась формироваться единое экономическое, оборонное гуманитарное пространство. Среди стран СНГ Россия представляет собой крупнейший рынок сбыта белорусских товаров и услуг, также основной источник сырья и энергоресурсов, комплектующих изделий. В свою очередь Беларусь для России является поставщиком качественных высокотехнологических товаров, с/хозяйственной продукции, важнейший транзитный коридор. За 2004 год объем внешнеторгового оборота с Российской Федерацией составил 17, 6 млрд. дол. Значительной вехой в сотрудничестве двух государств стал Первый белорусско-российский экономический форум, проходивший с 6 по 9 сентября 2005 года. Беларусь выступает за превращение СНГ в региональную организацию с высоким уровнем экономической интеграции, за создание зоны свободной торговли. При сохранении в Содружестве разногласий, тем не менее, продолжается развитие сотрудничества в сфере борьбы с международным терроризмом, наркобизнесом, торговлей людьми. Создан Антитеррористический центр государств – участников СНГ. На Казанском саммите 2005 г. была принята Концепция сотрудничества в борьбе с терроризмом, Концепция военного сотрудничества, Концепция согласованной пограничной политики. Беларусь активно сотрудничает в рамках Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС). Это сотрудничество обеспечивает формирование устойчивых торговых связей, способствует промышленному развитию с использованием сложившегося разделения труда. Для укрепления безопасности на постсоветском пространстве Беларусь является участницей Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ), которая начала функционировать с 18 сентября 2003г. Растет роль Евросоюза и Европы в целом во внешней торговле республики. Доля Европы в нашем экспорте составляет 40%. Наиболее крупными торговыми партнерами Беларуси из числа стран – членов ЕС является Германия (15% товарооборота вне СНГ), Великобритания (12, 7%), Нидерланды (6, 3%), Италия (5, 2%)[30]. Экспорт Республик Беларусь в страны ЕС мог бы быть гораздо более существенным, если бы Евросоюз не применял антидемпинговые меры в отношении экспортируемой нашей продукции. За последние десять лет Беларусь закрепилась на рынках большинства стран Азии. Особенно плодотворно развиваются отношения с Китаем. За последние 10 лет товарооборот увеличился в 5 раз. Между двумя странами обеспечен регулярный обмен визитами на высшем уровне. Таким образом, исходя из национальных интересов, наша страна проводит многовекторную политику. Она признана 159 государствами, со 154 из которых установлены дипломатические отношения.
6 III Всебелорусское собрание. Программа социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006 – 2010 гг. 2-3 марта 2006 г. прошло третье Всебелорусское народное собрание, на котором были утверждены итоги социально-экономического развития Республики Беларусь за 2001-2005 гг. и одобрена Программа социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006-2010 гг. Оценивая итоги выполнения пятилетней Программы, Президент Республики Беларусь отметил, что ВВП за прошедшие 5 лет вырос больше чем на 43%. «Это невиданные темпы! Если в Европе ВВП возрастал в период с 2000 до 2004 года в среднем на 1, 7% в год, в США - на 2, 8%, в Японии - на 1, 9%, то в Беларуси в прошлом году этот показатель достиг почти 10%. Объем промышленного производства потребительских товаров в стране за 5 лет был увеличен в полтора раза. Мы первыми среди республик бывшего Советского Союза превзошли уровень самого высокого в советский период 1990 года. А тогда были высочайшие темпы развития нашей республики. В Советском Союзе мы имели самые высокие темпы развития. Мы его превзошли и сегодня прирастаем к тому высокому уровню»[31]. Каждый житель Беларуси должен ощутить повышенное внимание и поддержку во всех областях, связанных с жизнедеятельностью, - в экономике, образовании, здравоохранении, сфере бытовых услуг. В этих целях будут совершенствоваться структура и функции органов государственной власти, осуществляться дебюрократизация государственных услуг и повышаться их качество, внедряться эффективные модели работы с населением на основе заявительного принципа «одно окно», применяться информационно-коммуникационные технологии в деятельности государственного аппарата при принятии решений. На данный момент, по данным Министерства юстиции, в республике зарегистрировано и действует 17 политических партий, 41 профсоюз, более 2 240 общественных объединений, а также 16 союзов общественных объединений. Ускорение экономического роста и повышение эффективности работы отраслей экономики позволили решить важнейшую задачу - обеспечить к концу 2005 года номинальную начисленную среднемесячную заработную плату работников народного хозяйства в сумме 261 доллар США в эквиваленте. Главная цель социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006-2010 гг. - дальнейшее повышение уровня и качества жизни населения на основе повышения конкурентоспособности экономики, оптимизации государственного управления. Для ее достижения в области экономики в 2006-2010 гг. будут реализовываться следующие направления: • рост реальных денежных доходов населения; • повышение эффективности агропромышленного комплекса, дальнейшее развитие социальной инфраструктуры села; • инновационная направленность развития экономики, технико-технологическое перевооружение и реструктуризация производств и на этой основе повышение уровня конкурентоспособности экономики; • расширение взаимовыгодных экономических связей со странами ближнего и дальнего зарубежья, прежде всего с Россией, другими странами СНГ, а также с ЕС. «Предстоящий период будет характеризоваться переходом к ресурсосберегающему типу производства, при котором решающее значение приобретают не объемы израсходованного металла и затраченной энергии, а человеческий капитал - наука, образование, информация и творческий труд». Особую значимость имеют планы по повышению уровня и качества жизни сельского населения. Прежде всего, необходимо создать условия для роста доходов работников, занятых в аграрной сфере: их среднемесячную заработную плату к 2010 году планируется довести до 320-360 долл. США в эквиваленте. Реализация этих и других мероприятий позволит повысить привлекательность сельскохозяйственного труда и сельского образа жизни, приостановить отток сельского населения (в основном молодежи) в город, обеспечить отрасль высококвалифицированными кадрами и существенно увеличить эффективность аграрного производства. Основой экономического роста в предстоящей пятилетке станет инновационный путь развития. Инвестиционная деятельность будет направлена на модернизацию экономики, повышение ее эффективности. Особое внимание предусматривается уделить привлечению инвестиционных ресурсов в производственную сферу, сферу услуг, а также в развитие сельского хозяйства и предпринимательства. Возрастут объемы инвестирования в интеллектуальный капитал как наиболее эффективный объект размещения ресурсов. Инвестиции в основной капитал в 2010 году по сравнению с 2005 годом увеличатся в 1, 65-1, 75 раза. В качестве ориентиров государственной политики, направленной на увеличение доходов населения, предусматриваются: • рост реальных денежных доходов на 149-156%; • повышение реальной заработной платы как основного источника формирования доходов и важного стимула трудовой активности работников на 152-158%; • снижение уровня малообеспеченности в 2 раза; • совершенствование государственной адресной социальной помощи, поддержки семей в связи с рождением и воспитанием детей; • дальнейшее развитие системы пенсионного обеспечения, повышение реальной пенсии по возрасту не менее чем в 1, 5 раза. Государственная политика в области оплаты труда предполагает превращение заработной платы в надежный источник доходов, повышение ее стимулирующей роли для работников и будет основываться на сочетании государственных, рыночных и коллективно-договорных механизмов ее регулирования. Основные задачи государственной политики в области трудовых отношений и занятости населения - повышение эффективности использования ресурсов труда, формирование кадрового потенциала с учетом реальных потребностей производства, обеспечение социальной поддержки временно не занятого населения. В области социальной защиты населения предполагается повышение ее эффективности, надежности, устойчивости и доступности, базирующихся на государственных социальных гарантиях и стандартах, дифференцированном и адресном подходах к социальной поддержке различных слоев населения. Это будет достигаться путем: • оказания социальной помощи семьям, отдельным гражданам, имеющим доходы ниже установленного гарантированного минимума; • социальной реабилитации граждан с ограниченными возможностями; • повышения эффективности социальной помощи малообеспеченным гражданам и лицам, находящимся в трудной жизненной ситуации, на основе принципов адресности и индивидуального подхода; • совершенствования государственной поддержки семей при рождении и воспитании детей; • решения социальных проблем одиноких пожилых граждан, проживающих в отдаленных сельских населенных пунктах. Предусматривается дальнейшее совершенствование механизма оказания государственной адресной социальной помощи. Критерий ее нуждаемости будет доведен до уровня бюджета прожиточного минимума, предусматривается отменить категориальный подход при назначении адресной социальной помощи. Совершенствование пенсионной системы будет направлено на повышение уровня жизни граждан пенсионного возраста и нетрудоспособных на основании сочетания обязательного и дополнительного добровольного пенсионного страхования, распределительных и накопительных механизмов финансирования. В предстоящей пятилетке в области здравоохранения предусматривается повышение доступности и качества медицинской помощи для широких слоев населения. Образование в Республике Беларусь - один из главных приоритетов государственной политики, имеющих целью формирование свободной, творческой, интеллектуально и физически развитой личности. В 55 высших учебных заведениях готовятся специалисты по 230 специальностям и более чем 1000 специализациям, что полностью удовлетворяет потребности народного хозяйства в специалистах. По своему выбору белорусские граждане могут обучаться как в государственных, так и в частных вузах. Государство уделяет огромное внимание поддержке талантливой учащейся молодежи. Так, созданию условий для поиска, становления и творческого развития одаренной молодежи служит специальный фонд Президента Республики Беларусь по поддержке талантливой молодежи. За 10 лет своего существования более 11 тыс. учеников школ, студентов, преподавателей и ученых, которые плодотворно работают с талантливой молодежью, получили от Фонда финансовую поддержку по шести программам его основной деятельности. Основная цель развития системы образования - приведение ее в соответствие с современными потребностями личности, общества и государства, повышение качества подготовки специалистов для обеспечения перехода на инновационный путь развития экономики. Национальная культура является совокупностью материальных и духовных ценностей, созданных народом, и относится к числу стратегических ресурсов страны. Новую экономику могут построить люди, обладающие не только высоким профессионализмом, но и высокой общей культурой. Основной целью развития государственной политики является сохранение историко-культурного наследия и дальнейшее развитие национальной культуры, превращение ее в главную движущую силу нового постиндустриального общества, создание условий для всестороннего развития личности, роста ее творческой инициативы, духовных и эстетических потребностей. Молодежь всегда была и остается в центре национально-государственных интересов и выступает главным источником обеспечения социально-экономического развития страны, политической стабильности и гражданского согласия. Реализация молодежной политики - одно из важных направлений развития белорусского общества. Главная идея, лежащая в основе концепции молодежной политики, - обеспечение полноценного правового и социального статуса молодых граждан республики, защита их прав и свобод, создание правовых, экономических, организационных условий и гарантий для самореализации молодого человека, развития молодежных объединений, движений и инициатив. Основные принципы внешней политики государства базируются на соблюдении национальных интересов, свободы, независимости и суверенитета, сохранении экономического роста и повышении благосостояния народа. Стратегическими направлениями внешней политики Беларуси являются невмешательство во внутренние дела других стран и равноправное экономическое сотрудничество. Таким образом, один из главных ориентиров развития Беларуси в ближайшие пять лет - «это дальнейшее развитие эффективного правового государства, работающего на благо народа... Мы должны еще больше повернуть государство лицом к простому труженику... Новый этап государственного строительства на предстоящую перспективу будет проходить под лозунгом «Государство для народа, для человека»[32].
|