![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Этапы развития российского туризмаСтр 1 из 22Следующая ⇒
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение Высшего профессионального образования «Тульский государственный университет»
Медицинский институт Кафедра «Туризм и индустрия гостеприимства»
Кисурина Н.А. доцент каф. ТИГ
КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ
по дисциплине «География туризма» Направление подготовки: 080200 Менеджмент Профиль подготовки: Туризм и гостеприимство Квалификация выпускника: бакалавр Форма обучения: очная
Рассмотрено на заседании кафедры ТИГ протокол № 4 от «18» ноября 2011 г. Зав. кафедрой _____________ И.Ю. Пономарева
Тула, 2011 Оглавление
5 Этапы развития российского туризма. 27 6 Рекреационное районирование России. 30 7 Основные туристские центы России. 32 8 Факторы, воздействующие на развитие международного туризма. 33 Географические факторы.. 33 Экономико-географические факторы.. 37 Этнические предпосылки развития международного туризма. 38 Культурно-исторические предпосылки развития международного туризма 39 9.1 Характеристика рекреационных ресурсов и стратегия освоения севера России 42 9.2 Характеристика рекреационных ресурсов и стратегия освоения центра России 48 9.3 Характеристика рекреационных ресурсов и стратегия освоения юга России 59 9.4 Характеристика рекреационных ресурсов и стратегия освоения Сибири и Дальнего Востока. 69 10 География турцентров мира. 81 Библиографический список источников. 83
Этапы развития российского туризма в 1895 г. образовался Российский туристический клуб. Он был преобразован в 1901 г. в Российское общество туристов. Официально в 1995 г. Россия отметила столетие национального туризма. Однако дата эта весьма условна. История развития туризма в России значительно более долгая и состоит из 5 этапов. Первый этап – просветительский – до 1890 г. Определяющим на этом этапе является развитие лечебно-оздоровительного отдыха, начало которому положил Петр 1, построивший первый в России курорт " Марциальные воды" и издавший указ об исследовании лечебных местностей. За 200 лет были созданы курорты: · в Прибалтике (" Кемери"); · в Центральной России (" Старая Русса", " Кашин", " Сергиевские минеральные воды", " Липецк" и др.); · в Крыму (" Евпатория", " Ялта"); на Кавказе (" Кавказские минеральные воды"). Исследовались минеральные воды и лечебные грязи. В 1863 г. было создано бальнеологическое общество. В этот период познавательный туризм характеризуется только отдельными примерами экскурсий, походов и путешествий в основном с краеведческими целями. Спортивный туризм появляется с конца 70-х годов 19 века, когда в Тифлисе был организован Альпийский клуб (1877 г.), а в 1890 г. любителями туристами в Одессе был создан Крымско-Кавказский горный клуб с филиалами в городах Севастополе и Ялте. Второй этап – предпринимательский – начинается с развитием капитализма в России и охватывает период с 1890г. до Октябрьской революции. На этом этапе формируется туристская инфраструктура (транспортная сеть, ресторанно-гостиничное хозяйство) и появляются многочисленные туристские учреждения: туристские фирмы, клубы, бюро компании. Оформляются два основных сегмента туристского рынка – элитарный туризм состоятельных слоев и экскурсионный и рекреационный туризм интеллигенции. За этот период было создано 36 курортов и 60 санаториев. Первая мировая война остановила этот процесс. Большинство туристских учреждений перестало функционировать. Исключение составили лишь отдельные санатории, созданные в то время в прифронтовой полосе с реабилитационными целями (" Сольцы", " Варницы" в Новгородской губернии). Третий этап – организационно-централизованный – продолжался с 20-х годов до конца 60-х годов 20 века. Определяющим на этом этапе было доминирование идеологических функций над хозяйственными и монополизация туризма. Этот этап следует подразделить на два периода: довоенный и послевоенный. В первом периоде была заложена система отдыха в СССР. Был принят ряд законодательных актов: декреты о лечебных местностях (1919г.), об использовании Крыма для лечения трудящихся (1920г.), об организации домов отдыха (1921г.). Были созданы советские туристские организации: Бюро школьных экскурсий Наркомпроса (1918г.), общество " Советский турист" (1928г.), акционерное общество " Интурист" (1929г.), Всесоюзное добровольное общество пролетарского туризма и экскурсий (ОПТЭ) (1930г.). Материальной базой для создания первых оздоровительных учреждений стали бывшие дворянские усадьбы, дачи, монастыри и конфискованные частные санатории и гостиницы. С первых пятилеток осуществлялось строительство новых рекреационных учреждений и плановая реконструкция ведущих курортных зон Крыма и Кавказа. Великая отечественная война нанесла огромный ущерб рекреационному хозяйству СССР, которое было восстановлено за 5 послевоенных лет. Послевоенный период характеризуется новыми тенденциями: очень быстрым ростом предприятий отдыха и лечения, расширением географии туризма на восток (в Сибирь и на Дальний Восток), концентрацией рекреационного обслуживания; появлением новых форм обслуживания (семейный отдых, курсовочное лечение); развитием дачной рекреации. Формируется самая крупная и дешевая в мире материальная база социального и самодеятельного туризма. Экстенсивное развитие туризма к концу этого периода приводит к обострению противоречий из-за невозможности удовлетворения рекреационных потребностей всего населения при сохранении низких цен на отдых, что вызвало необходимость перехода к новой форме организации и планирования туризма. Были созданы Центральный совет по туризму и экскурсиям (ЦСТЭ) (1965г.) и региональные советы. Четвертый этап – административно-нормативиный (1970-1990 гг.). Для него характерны сохранение быстрых темпов развития планового социального туризма при нарастании отставания качества туристского обслуживания от мировых стандартов. К 1985г. на территории СССР функционировало: 14000 здравниц общей вместимостью 2 млн. 250 тыс. мест, 969 туристских учреждений на 373 тыс. мест, действовало 350 всесоюзных и более 600 местных плановых туристских маршрутов. Было создано 80 канатных дорог. Особенно активно развивался транспортный туризм. Существовало более 4 тыс. маршрутов, которые обслуживались специализированным туристским транспортом – 10 тыс. автобусов, 150 морских и речных судов, 80 железнодорожных составов. Позитивным итогом этого этапа является возросший интерес науки к проблемам туризма. Если на предыдущем этапе в основном уделялось внимание проблемам лечебного отдыха (было создано более десятка институтов курортологии, активно исследовались природные лечебные ресурсы), то с 70-х годов ряд институтов начинают специализироваться на рекреационном проектировании и создании территориальных рекреационных систем. Организуется система непрерывной подготовки кадров туристской сферы. Однако к 90-м годам становится очевидным, что административно-командная система не справляется с задачами интенсификации туристского обслуживания, которой требуется широкое применение экономических факторов. Пятый этап – переходный (с 1990 г.) знаменуют новые тенденции развития туристского хозяйства в условиях экономических реформ. В этот период выявилась необходимость перехода от административного регулирования туристского хозяйства к экономическому стимулированию туристского рынка на новой законодательной основе. Уже на начальной стадии реформ проявились: - изменения структуры рекреационных потребностей, - начало сегментации туристского рынка; - переход от монопольного туристского хозяйства к многоукладному; - активизация малых и средних туристских предприятий; - использование природных рекреационных ресурсов и культурного наследия на основе экономических отношений. Вместе с тем обозначились негативные последствия переходного периода: - банкротство многих предприятий в условиях самофинансирования; - рост цен на отдых и падение спроса населения, не располагающего в основном средствами на отдых, что создает социальную базу для массовых конфликтов и противоречий. Разрешение этих проблем возможно только в случае осознания государственными структурами туризма, как важного фактора социального и экономического развития страны и осуществления протекционной политики в отношении туристской индустрии.
|