Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Сценическое действие».






 

Известно, как у древних греков «вмешивался» в сценическое действие ХОР, который подготавливал зрителей к восприятию происходящего на сценической площадке, во время действия актеров акцентировал «идейные моменты», вел «разъяснительную работу» по содержанию представления, то есть помимо того, что ХОР сам выступал в роли действующего лица, он еще выполнял и функцию «культурного просветителя» - как представительное лицо театра.

 

В японском театре, например, тоже искали свои национальные способы общения со зрителями, дополнительные приемы воздействия на него («дорога роз», специальное декоративное украшение зрительного зала).

 

Немецкий театр Брехта также много (и даже дерзко, порою) экспериментировал в этом же направлении.

 

Позволю себе привести пример из своей режиссерской практики.

 

В 1967 году в спектакле «Судебная хроника» (пьеса Я.Волчека) мы с художником и артистами, в полном согласии с жанром пьесы, так «обозначили правила игры», что во время суда (на сцене) зрительный зал театра невольно становился залом судебного заседания, а зрители - соучастниками судебного процесса. Причем «лобовых», прямых обращений к зрителям не было, никого «не привлекали» из сидящих в зрительном зале и со сцены в зрительный зал никого «не выпроваживали». Пьеса, особенно в то время, «звучала»» очень остро, но мы не боялись и не хитрили, мы старались быть деликатными в «отборе средств выразительности»», чтобы не было излишней «экзальтации» в способе включения зрителей в сценическое действие. Тем не менее, «эффект присутствия» зрителей в «настоящем суде» срабатывал очень эмоционально, в нужном жанре.

 

Да, от способа отношения к зрителю, от степени включения зрителя в сценический процесс зависит очень

многое: и культура подачи спектакля, и его идейное звучание, успех или провал. Неумелое и беспомощное, бесшабашное и бесцеремонное «подключение» зрителей к участию в спектакле действует губительно: разлагает и развращает - как публику, так и сам театр.

Если вы посещаете современный театр, то, очевидно, нередко становитесь свидетелями чрезвычайно вольного (без какой-либо жанровой необходимости) разгуливания артистов спектакля по зрительному залу, несусветной текстовой «отсебятины» (советов и нравоучений сомнительного содержания), панибратского похлопывания зрителя по плечу, рассиживания у него на коленях. Какая-то агония пошлятины и низкопробных чувств. Такое впечатление, будто эти театры, их режиссеры и артисты вообще забыли о своем истинном предназначении. Грустная тема, и в своем критическом развитии, как я понимаю, сейчас неуместна, бесперспективна. Поэтому отставим ее и вернемся к сверхзадаче нашего творческого общения,

продолжим знакомство с «системой».

 

Но прежде, как обычно, подведем итоги по жанру, только теперь «спрессуем» их, и, уже в сжатом виде,

сделаем полезные для себя выводы.

 

Жанр - это:

 

- способ отражения действительности, угол зрения автора, режиссера, артистов на отраженную ими действительность, их отношение к ней;

 

- признак формы и содержания;

 

- правила игры (средства выразительности), соответствующие идее произведения, способствующие наиболее полному ее выражению.

 

Жанр определяется из:

 

- природы литературного материала;

 

- способа отбора предлагаемых обстоятельств;

 

- способа отношения к зрителю;

 

- степени включения зрителя в сценическое действие.

 

Повторим также, чтобы запомнить наверняка, и такую полезную истину:

 

жанр - наш друг и помощник, если мы относимся к нему внимательно и уважительно; жанр может стать и

нашим врагом, вредителем, если мы при знакомстве с ним проявим к нему пренебрежение...

 

Если кто-то сочтет, что жанр у нас возник раньше времени, что его место ближе к заключительной стадии работы над спектаклем, я не соглашусь. В своей практике я не раз убеждался, когда подключение жанра к «застольному периоду» работы не только оживляло «теоретический процесс», но и в значительной степени облегчало анализ поступков персонажей, помогало точнее определить их характеры, сверхзадачу, сквозное действие...

 

Продолжим осваивать метод действенного анализа. Напомню:

 

первый его основной этап - анализ действия («Застольный период») - подразделяется на «Разведку умом» (этот раздел мы только что закончили) и «Роман жизни», к изучению которого мы сейчас и приступаем.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал