![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Анализ и формирование ассортимента продукции. Большое влияние на эффективность коммерческой деятельности перерабатывающих предприятий оказывает ассортимент (номенклатура) и структура производства и
Большое влияние на эффективность коммерческой деятельности перерабатывающих предприятий оказывает ассортимент (номенклатура) и структура производства и реализации продукции. При формировании ассортимента и структуры выпуска продукции предприятие должно учитывать, с одной стороны, конъюнктуру рынка, а с другой – ресурсный потенциал предприятия. В области ассортиментного планирования существует некоторая путаница понятий, связанных с использованием терминов «ассортимент» и «номенклатура». Причины этого во многом связаны с погрешностями перевода, так как в оригиналах многих первоисточников для обозначения товарного ассортимента используется термин Product line - товарная линия, номенклатуры товаров - Product mix. Ассортимент (ассортиментная группа, товарная (продуктовая) линия) - группа товаров в некоторой товарной категории, обычно с одним наименованием для облегчения идентификации (например, телевизоры в категории бытовой техники). Совокупность всех ассортиментных групп товаров и отдельных товарных единиц, предлагаемых конкретным продавцом, называется товарной номенклатурой (товар-микс). Номенклатура (товарный ассортимент, товар-микс) - совокупность всех товаров, маркетингом которых занимается организация. С позиций внутрифирменного планирования речь идет о формировании товарного ассортимента выпускаемой продукции, или продуктовой программы организации. Примем понятия «товарный ассортимент», «продуктовый ряд (ассортимент)», «номенклатура» как синонимы. Классификация товарного ассортимента организации приведена в таблице
Таблица 6.4 - Характеристика уровней товарного ассортимента
Важнейшими характеристиками товарного ассортимента организации являются: широта, глубина, насыщенность и связность. Широта ассортимента - общее количество ассортиментных групп и отдельных товаров в товарном предложении (продуктовой программе) организации. Критерии отнесения продукта к той или иной ассортиментной группе могут быть различными: схожие принципы функционирования, единые группы (сегменты) потребителей, общие маркетинговые составляющие (каналы сбыта, диапазон цен и т.д.). Глубина ассортимента - количество вариантов исполнения каждого товара в конкретной группе. Этот показатель характеризует степень дифференциации продукции. Насыщенность - это общее число составляющих товаров в каждой товарной группе. Под связностью, или, по терминологии профессора Ф.Котлера, гармоничностью ассортимента организации, понимается степень сходства между товарами разных ассортиментных групп с точки зрения их конечного использования, условий производства, каналов распределения и иных показателей. Этот показатель во многом характеризует тип диверсификации деятельности организации: является ли она связанной или конгломератной. Система формирования ассортимента продукции включает следующие основные элементы: – определение текущих и перспективных потребностей покупателей; – оценка уровня конкурентоспособности выпускаемой или планируемой к выпуску продукции; – изучение жизненного цикла товаров; – оценку экономической эффективности и степени риска изменения ассортимента. В процессе анализа выполнения предприятием плана по ассортименту изучается выполнение плана по каждому изделию (см.таблицу, здесь и далее данные условные). При этом в качестве обобщающего показателя выступает коэффициент выполнения плана по ассортименту, который рассчитывается как соотношение выпуска продукции, зачтённого в выполнение плана по ассортименту к выпуску продукции по плану.
Таблица 6.5 - Анализ ассортимента продукции
В выполнение плана по ассортименту засчитывается фактический выпуск, но не выше плановых показателей. Для оценки выполнения плана по ассортименту рассчитываем одноименный коэффициент как отношение показателя выпуска продукции, зачтенной в выполнение плана по ассортименту, к показателю выпуска продукции по плану. Выполнение плана по ассортименту составит 96, 6% (33 600 / 34 800 х 100). Несмотря на перевыполнение фактического выпуска продукции на 3, 2%, план по ассортименту выполнен всего на 96, 6%. Снижение данного показателя произошло из-за уменьшения объема производства изделий Б и В. Необходимо выяснить, по каким причинам не выполнен план по их производству: отсутствие материалов, отсутствие потребности в данном виде изделия в связи с отказом покупателей от его приобретения, другие причины (недостаток квалификации работников, нехватка современного оборудования и пр.). Выполнение плана по ассортименту стремится к 100%, увеличение объема производства продукции по одним видам и сокращение по другим приводит к изменению структуры выпускаемой продукции. Анализ структуры продукции предполагает изучение удельного веса каждого вида продукции в плановом и фактическом ее объеме, то есть плановой и фактической структуры выпускаемой продукции, степени выполнения плана по структуре (см. таблицу).
Таблица 6.6 - Анализ структуры продукции
На анализируемом предприятии наблюдается несоблюдение плановой структуры выпускаемой продукции: удельный вес изделий Б и В уменьшился по сравнению планом на 3, 39% (29, 02 -- 25, 63) и 2, 03% (38, 80 - 36, 77), объем - на 1218 млн.руб. и 729 млн.руб. соответственно. Выполнение плана по структуре составило 94, 58% (33 953 / 35 900 х 100, или 32, 18 + 25, 63 + 36, 77). Однако в приведенном примере структурный фактор не оказал влияния на изменения стоимости товарной продукции (+1947-1218-729=0). Изменение ассортимента и структуры продукции оказывает большое влияние на многие экономические показатели. В частности, при увеличении удельного веса более дорогой продукции возрастает объем ее выпуска в стоимостном выражении. Влияние изменения структуры продукции на ее объем в стоимостном выражении определяется через изменение средних сопоставимых цен: из средней фактической сопоставимой цены вычитается средняя плановая сопоставимая цена и умножается на фактический выпуск продукции. Для характеристики интенсивности структурных преобразований можно рассчитать коэффициент структурной активности: Удi2 – изменение удельного веса i-го вида продукции в общем объёме выпуска за исследуемый период. n – число номенклатурных групп продукции. Используя приведенные выше методы анализа, можно определить влияние структуры продукции на такие показатели как: трудоемкость, материалоёмкость, материальные затраты, прибыль, рентабельность и другие экономические показатели, что позволит комплексно и всесторонне оценить эффективность ассортиментной и структурной политики предприятия. Планирование ассортимента продукции предполагает координацию целого ряда взаимосвязанных видов деятельности: научно-технических исследований и разработок, исследований рынка, организации товародвижения, стимулирования сбыта и рекламы. Максимальная эффективность достигается не столько за счёт оптимизации каждого элемента в отдельности, сколько суммой составных частей Существуют различные методы планирования ассортимента продукции. Наиболее распространенными из них являются: Метод операционного рычага; Метод ранжирования ассортимента продукции на основе матрицы БКГ; Метод линейного программирования. Выбор метода планирования ассортимента определяется исходя из особенностей каждого конкретного предприятия и является одним из ключевых аспектов внутрифирменного планирования.
|