Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Научные школы истории экономики
В настоящее время в историко-экономической науке сложились две школы, два центра. В США, а затем в Великобритании в 60-е годы XX века сформировалась школа новой экономической истории. Эта школа, тесно связанная с экономической теорией и применением экономико-математических и количественных методов, исследует главным образом проблемы экономического роста и долговременные тенденции развития экономики. В ее рамках развивается «историческая экономика», изучающая воздействие различных факторов и элементов экономической системы на экономический рост. В континентальной Европе особое место занимает зародившаяся в 20-е годы XX века французская школа «новая историческая наука», или «школа Анналов». Ее создатели М. Блок и Л. Февр выдвинули новый принцип исторического исследования «история – проблема», пришедший на смену повествовательному описанию истории. Историк задает прошлому те вопросы, которые актуальны и важны для современности. Экономическая история или история экономики развивается в тесной связи с экономической теорией. Историко-экономический материал является либо подтверждением верности теории, либо основанием для критики ее ошибочных построений. Признанием науки, изучающей историко-экономические проблемы, стало присуждение в 1993 году американским экономистам Р. Фогелю и Д. Норту Нобелевской премии за исследования в этой области. Задачи и функции истории экономики История экономики выполняет определенную прогнозную задачу. Предвидеть то или иное явление в экономике, его будущее развитие возможно, лишь опираясь на прошлое. Любое экономическое явление имеет исторические корни, и не учитывать этого нельзя. Задача истории экономики в системе образования состоит в расширении кругозора и формировании экономической культуры будущего экономиста. Экономист должен осознавать, что история уже провела множество хозяйственных экспериментов. История экономики представляет собой коллективную память и является источником мудрости. История экономики обладает важной гуманистической функцией – учит экономиста, менеджера, что любое хозяйственное решение имеет не только стоимостное выражение, но и конкретную политическую и моральную цену. История экономики выполняет две важнейшие функции в процессе обучения: 1) на конкретных примерах помогает усваивать экономическую терминологию; 2) формирует экономическое мышление, придает ему реализм, историзм и масштабность.
|