Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Итоги реформ 1965 года⇐ ПредыдущаяСтр 15 из 15
Реализация реформ, намеченных в 1965 году оказалась сложной и не вполне выполнимой задачей. Но на первых порах были получен большой экономический и социальный эффект. В период восьмой пятилетки, в течение которой осуществлялись реформы, среднегодовой темп прироста национального дохода составил 7, 1%, реальные доходы населения выросли на 33%. Объемы производства ведущих отраслей промышленности и сельского хозяйства выросли за пятилетие соответственно на 50 и 23%, а производительность труда – на 37%. Однако, несмотря на хорошие результаты, достигнутые в годы восьмой пятилетки, эффект реформы оказался ниже ожидаемого. Расширение хозяйственной самостоятельности предприятий и развитие оптовой торговли средствами производства оказались несовместимы с сохранившейся системой государственного планирования. Поэтому в дальнейшем оптовой торговли средствами производства была ликвидирована. Установленные цены не учитывали дефицитность продукции, так как базой для их расчета остались издержки производства. Выгодное обществу не стало выгодным предприятиям. Следовало либо перестроить ценообразование, финансово-кредитную систему, либо вернуться к детальному планированию номенклатуры продукции и других показателей ограничив самостоятельность предприятий. Был выбран второй путь. В итоге условия для подлинного хозрасчета не сложились. Серьезная причина неудач реформы состояла в сильном противодействии новому со стороны политического руководства. Недоверие к экономическим методам управления, приверженность привычному командно-административному руководству, нежелание выпускать из своих рук всю полноту власти привели к сворачиванию реформ. 99. Социально-экономическое развитие СССР в 70-е – середине 80-х годов В рассматриваемый период в стране все более усложнялась организационная структура управления производством производства. Образовывались Всесоюзные производственные объединения, подчинявшиеся министерствам, что привело к дальнейшему ужесточению регламентации деятельности предприятий. Эффективность производства снижалась, рос объем незавершенного строительства, величина которого в период с 1965 по 1980 год увеличилась почти в 5 раз. В экономике назревал кризис, что стало очевидно в середине 70-х годов. Начавшийся мировой энергетический кризис и рост цены на нефть в 20 раз, активное освоение нефтяных и газовых богатств Сибири позволили получить новый источник пополнения бюджета и отсрочить наступление экономического кризиса в стране на несколько лет. Основной доход государство получало от экспорт топлива из Сибири. Нефтедоллары использовались для закупки зерна, машин и оборудования, товаров народного потребления. При этом в стране наблюдались снижение производительности труда и фондоотдачи, усиление инфляции и дефицита. Постоянно снижалось потребление населением продуктов питания, одежды, обуви, падал жизненный уровень. В 1977 году была введена талонная распределительная система некоторых виды продуктов питания, организованы внутренние распродажи товаров на предприятиях. По оценке независимых экспертов в 70-е годы не наблюдался рост производительности труда, а в начале 80-х годов она снизилась на 8%. Экономика была построена таким образом, что повышать производительность труда было невыгодно для предприятия, так как это влекло за собой повышение плановых заданий. Экстенсивный путь развития экономики себя исчерпал, необходимо было переходить к интенсивным формам хозяйствования. 100. Попытки ускорения социально-экономического развития и «перестройка» второй половины 80-х годов Падение темпов экономического развития, низкая эффективность использования всех факторов производства вынудили руководство страны пересмотреть экономическую политику. Идея новой экономической политики состояла в ускорении темпов и интенсификации общественного производства посредством научно-технического прогресса, структурной перестройки, эффективной системы управления, организации и стимулирования труда. Однако оказалось, что структурная перестройка экономики невозможна без реорганизации хозяйственного механизма. Лозунг «ускорение» было заменено лозунгом «перестройка». В 1987 году была принята программа коренной перестройки управления экономикой. Она предусматривала ее социальную переориентацию, структурные преобразования, перестройку финансово-кредитной системы. Направленность этих преобразований можно определить как начальный этап создания регулируемой рыночной экономики. Первый шаг в этом направлении был сделан принятием Закона о государственном предприятии. Принятый Закон о государственном предприятии провозглашал принцип полного хозяйственного расчета и самофинансирования. Обобщающим показателем деятельности предприятия объявлялась прибыль (или доход), часть которой должна использоваться для обязательных выплат, а другая вместе со средствами на оплату труда образует хозрасчетный доход коллектива. Закон расширял права предприятий в области планирования производства, оптовой торговли средствами производства, самостоятельного установления цен, внешнеэкономической деятельности. Предусматривались демократизация и вовлечение в управление широких слоев трудящихся, развитие самоуправления – выборность руководителей, утверждение планов на общих собраниях работников, избрание советов трудовых коллективов. Некоторое расширение нрав предприятий в самофинансировании без соответствующего повышения их ответственности способствовало усилению материально-финансовой несбалансированности, расстройству денежного обращения, ускорившему спад производства. Усилилась тенденция к натурализации хозяйственных связей. Росли товарные запасы на складах, увеличивались неплатежи. Обычной стала практика проведения взаимозачетов долгов по окончании года.
|